Экологический проект «Земля – наш дом, не мусори в нем»
В средней группе №14
Над проектом работали:
Воспитатели: Сергеева В.В.,
Железкина А.А.
Паспорт проекта:
Вид проекта: познавательно – исследовательский, экологический.
Продолжительность: краткосрочный (ноябрь 2023)
Участники проекта: воспитанники средней группы № 14, воспитатели, родители детей.
Актуальность:
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога и воспитанников за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Дети дошкольного возраста имеют представление о том, что мусорить плохо, но у них нет понимания того, почему и как мусор может повлиять на чистоту Земли в целом. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Проблема мусорных свалок и утилизации мусора известна даже детям.
Наш проект - это звонок для каждого из нас. Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если человек чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем несложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Но такого человека нужно воспитать.
Цель проекта: воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
развивать умения видеть экологическую проблему и находить пути ее решения;
дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах;
учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы;
развивать логическое мышление, речь, кругозор;
развивать творческие способности детей в изготовлении вместе с родителями поделок из бросового материала;
формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе;
вовлекать родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, обогащая детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Для детей: привитие детям экологической культуры; приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире.
Для воспитателей: повышение профессионализма; самореализация.
Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями; самореализация.
1.Подготовительный этап:
Определение цели и задач проекта.
Изучение литературы по теме.
Подбор методической литературы.
Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, картотеки тематических бесед; подбор иллюстраций, сказок
Разработка системы занятий.
Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки), сказки «Нет места мусору», «Сказка про хламище – окаянище», «Сказка про то, как Чистота Мусор победила».
Подготовка познавательных мультфильмов по теме проекта.
2 этап – основной:
Проведение познавательных занятий и бесед по теме проекта;
Чтение познавательной литературы,
Работа по формированию у детей бережного отношения к объектам природы родного края.
Привлечение в работу родителей воспитанников.
3 этап – заключительный:
7.Взаимодействие с родителями:
консультация «Экологическое воспитание детей в семье»;
создание уголка «Земля - наш дом!»
подбор дидактических игр
создание выставки «Мусор смело пустим в дело!»
Заключение
Подводя итог, можно отметить следующее: проект помог детям и родителям понять, что нельзя мусорить бездумно. Дети поняли, что нужно бережно относиться к вещам, беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности. Для поддержания чистоты нужно в первую очередь самому следить за чистотой.
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки Быстро наши города превратятся в свалки. Если мусорить сейчас, то довольно скоро Могут вырасти у нас Мусорные горы. Каждую тряпку, бутылку, жестянку Будем в отдельный контейнер кидать! Только тогда, победив эту свалку. Мы ощутим чистоты благодать! Ничего на свете лучше нету, Чем держать в порядке всю планету: Речку, лес, поля, моря и горы – Свежестью должны дышать просторы.
Приложение
Опытническая деятельность
Опыт № 1 «Ознакомление со свойствами бумаги»
Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги, познакомить детей с видами бумаги.
Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, оберточная, газетная, для рисования);
Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);
Д/и «Вхождение в образ» (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения).
Опыт № 2 «Изготовление новой бумаги»
Оборудование: емкость, вода, старая бумага, полиэтилен.
Последовательность выполнения:
Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой.
Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.
На второй день взбить бумажную массу, добавить в нее белила, немного клея и процедить получившуюся смесь.
Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке.
Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.
Через два-три дня бумага высохнет, и будем на ней рисовать.
Опыт № 3 «Ознакомление со свойствами пластмассы»
Цель: познакомить детей с пластмассой, учить детей делать выводы.
Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);
Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);
Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;
Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).
Опыт № 4 «Ознакомление со свойствами металлических предметов»
Цель: познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл – фольга).
Рассматривание металлических предметов;
Рассказ взрослого о разных видах металла;
Опытно-практическая деятельность:
металл - прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от размера), притягивается магнитом.
Опыт № 5 «Ознакомление со свойствами резины»
Цель: познакомить со свойствами резины.
Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);
Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины);
Опыт с воздушным шаром
- не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается.
Д/и «Найди игрушки из резины».
Опыт № 6 «Ознакомление со свойствами стекла»
Цель: познакомить детей со свойствами стекла:
прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, водонепроницаемое.
Опытно-практическим путем изучить свойства стекла:
рассмотреть изделия из стекла;
найти стеклянные предметы в группе;
экспериментальным путем изучить свойства стекла.
Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).
Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)
Рассуждение детей на тему: «Что можно сделать из бросовых изделий из стекла»
Вдоль дороги по кустам –
Хлам, хлам, хлам, хлам!
По нехоженым местам –
Хлам, хлам, хлам, хлам!
Я – великий, многоликий,
Я – бумажный, я – железный,
Я – пластмассово-полезный,
Я – бутылочно-стеклянный,
Я – проклятый, окаянный!
Поселюсь в твоем лесу –
Много горя принесу!