Экологическое мероприятие для 8 класса
Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии. Это слово в переводе с греческого языка означает: «Наука о доме, жилище» А что мы с вами называем нашим общим домом? Конечно Природу)
- Что ждёт нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам даёт. Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле. Сохраним ли мы для себя и тех, кто идёт за нами, нашу прекрасную планету.
Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.
2-й ведущий . В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение.
У природы есть много врагов: это стихийные бедствия - ливни, засуха, морозы, ураганы. За последние 100 лет водой разрушено более 2 млрд. га плодородной почвы. Разрушения продолжаются, и не только стихией. Их наносит и человек.
Чтецы.
Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гиганского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды.
Звучит колокольный звон.
1-й чтец.
Дин-дон, дин-дон –
слышит лес, слышит дол
то ли вздох, то ли стон.
О чем он? О ком он? –
этот старый колокол.
Не от восторга звуком полнится,
а ударил, как опомнился.
Язык в беспамятстве забился,
точно раненая птица.
Испугался за землю? За простор?
И широко крыла простер:
повис тревогой
над полевой дорогой,
над поздними цветами
задышал устами,
над крышей
тронул вяз рыжий,
птиц вспугнул
тяжкий гул…
1-й ведущий. Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты , алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного: Воздух – это наш отец , Вода – мать, Земля – дом, Роса – национальное богатство.
2-й ведущий. Окружающий мир входит в каждого из нас через все “окна” и “двери” наших чувств, постоянно питая нас, и такое питание становится все более затруднительным из-за утраты красоты этого мира. Изуродованные плотинами реки, загрязненные их воды, в том числе озерные; разграбленные и разрушенные как при страшной бомбардировке, леса; сработанное наполовину плодородие черноземов, которые, как язвой, изрыты оврагами; отравленные ядохимикатами поля и луга; удушливый воздух в городах и промышленных центрах; пораженные радиоактивностью огромные пространства исторических областей государства; больные люди и дети;
Снова звучит Вивальди “Времена года”, “Весна”.
Чтец.
БОЛЬ
Да, мы не чуем земли под собой, воспаряя,
боли ее в костях не мозжат.
Мать вековечная, с неисчерпаемыми морями,
реже нам снится в безоблачных миражах.
В спальных мешках пух гагачий не тает,
на сковородках жар-птицы трещат.
“Красную книгу” мальчик читает –
белотелой березы листы шелестят…
Скоро росы и дождя на губах опасаться,
корни повыдрав, дубрава взойдет на костер.
Грач по весне, обживая на древе пространство,
в гнездо понесет металлический сор…
Чтец.
На заре зеленую березку
На краю весеннего села
Полоснул ножом своим подросток,
Мимоходом. В шутку, не со зла
Может быть, с сегодняшнего утра
Ей не встать бы, сбитой на повал.
Только кто – то, ласковый и мудрый,
Рану у неё забинтовал.
И ушел, оставшись безымянным,
Доброглазый этот человек.
И огонь, ликующий, зеленый
С той поры в ветвях её не гас.
Очень уж хотелось знать спасенной,
Кто её от верной смерти спас.
Все (поют на мотив песни «Карнавал»)
Здесь на полянке был праздник большой,
Тут веселились с открытой душой,
Пляски и музыка, шутки и смех.
Праздник для города – праздник для всех.
Утром пошли мы в тот лес погулять,
Только полянку уже не узнать:
Тлеют костры и вороны кружат,
Банки, бутылки, пакеты лежат.
Добрые люди, послушайте нас!
Может, издать повсеместно указ:
«Кто на природе решит отдыхать,
Мусор обязан с собой забирать!»
Лес – это воздух, и пища, и дом.
Кто же заботиться будет о нём?
Как сохранить нам лесную красу?
Нет посторонних в зелёном лесу?
2-й ведущий. Погибнуть человечество и природа могут не только биологически вместе с уничтожением всего живого,
Голос за кадром:2093 год. После разразившейся на Земле глобальной экологической катастрофы запасы пресной воды уменьшились в 10 раз. В связи с этим Каждый житель Земли получил специальную магнитную карточку, по которой он мог получить свою суточную норму - 200 мл воды.
На сцене - пункт раздачи воды. На пункте - раздатчик и два офицера полиции (юноша и девушка). Очередь доходит до мамы и сына. Мать протягивает полицейскому две карточки. Полицейский проверяет карточки.
Юноша-полицейский (обращаясь к раздатчику): 400 миллилитров.
Раздатчик отмеряет воду в емкость женщины. Они с мальчиком отходят от пункта раздачи, женщина поскальзывается, падает и разливает воду. Мальчик помогает ей подняться.
Мальчик: Мама, ты не ушиблась?
Мама: Это не важно, но я разлила всю нашу воду. Что же теперь делать? Как прожить сегодня без воды?
Мальчик: Давай попробуем попросить, чтобы нам второй раз дали воду, ведь все видели, что ты упала не специально.
Они снова подходят к пункту раздачи воды.
Мама (обращаясь к полицейскому): Сэр, нельзя ли нам снова получить воду, я упала и всё разлила.
Юноша-полицейский: Я видел, мэм, но ничем помочь не могу. Свою норму сегодня вы уже получили. Сожалею.
Женщина садиться у края сцены и плачет.
Мальчик (обращаясь к девушке-полицейскому): Простите, мисс, а почему мы не можем получить еще воды?
Девушка-полицейский: Просто в этом случае кто-то другой не получит свою порцию.
Мальчик: А мама говорила, что когда-то воды хватало на всех, и она даже текла из кранов в каждом доме.
Девушка-полицейский: Так действительно когда-то было.
Мальчик: Так что же произошло?
Девушка-полицейский: Если хочешь, я могу рассказать.
На сцене остаются только мальчик и девушка-полицейский. На середине сцены - ширма, на ней - рисунок озера с чистой водой.
Девушка-полицейский: Не так давно пресной воды на планете хватало на всех. В воду можно было входить без специальной защитной одежды, в ней даже можно было купаться. Но человек редко ценит то, что у него есть. А особенно, когда речь шла о воде. Ведь ее так много на планете Но лишь 2% от этого количества составляла вода пресная, пригодная для питья. Родники, реки, озера были ее хранилищами. Человек использовал их по своему усмотрению.
(Выходит человек, прикрепляет на рисунок озера макет предприятия и закрашивает часть воды озера краской.)
На берегах водоемов выросли промышленные предприятия, которые сбрасывали неочищенные стоки в воду.
(Выходит человек, прикрепляет на рисунок озера макет сельскохозяйственных угодий и закрашивает часть воды озера краской.)
Дождями с полей смывались ядохимикаты и удобрения, широко применявшиеся в сельском хозяйстве.
(Выходит человек, прикрепляет на рисунок озера макет бензозаправки и закрашивает часть воды озера краской.)
Многочисленные автомойки, бензозаправочные станции бесперебойно поставляли в грунтовые воды высокотоксичные нефтепродукты.
(Выходит человек, прикрепляет на рисунок озера макет танкера и закрашивает оставшуюся часть воды озера краской.)
Частые аварии танкеров приводили к утечке миллионов тонн сырой нефти в моря и океаны, губя всё живое на много квадратных миль вокруг.
И однажды выяснилось, что пригодной для питья воды на планете практически не осталось. И с каждым днем ее количество уменьшается и уменьшается…
Первый: То, как сейчас человек распоряжается водными ресурсами - преступление против человечности.
Второй: Люди, задумайтесь, ведь то, что вы сейчас видели, действительно может оказаться нашим будущим
2-й ведущий. Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдётся без нас, а вот мы без неё - нет. И ещё: природа не может сама себя погубить. Погубить её можем только мы, люди. Так как же важно при таком положении внушать людям, убеждать людей – с самого детства! – в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему сущему! Обращаться к сердцу и разуму.
Чтец.
Дин-дон, дин-дон –
слышит лес, слышит дол
то ли вздох, то ли стон.
О чем он? О ком он? –
этот старый колокол … (Зиннур Мансуров)
Природа (ученица):
Я – Природа.
Я – Великий мастер.
Вечный мастер жизни.
Я могу, человек, тебя за соучастье
Одарить. В моей все это власти!
Гриб в лесу, ромашку на лугу,
Небо в час восхода и заката.
Иву над рекой, и, наконец,
Солнцем прокалённый рыжеватый
Хлебный колос, как всему венец.
Только ты мой дар, мое ученье
Не прими, как дань. Я – не раба!
Не забудь, ты сам мое творенье
И у нас с тобой одна судьба.
Ведущий 2. Вы думаете это просто вымысел, наша фантазия? А давайте мысленно представим
себя, например, в лесу и спросим у его обитателей, как им живется?
Поляна. Была я красивая, была я пригожая.
А стала сама на себя не погожая!
Траву на мне вытоптали, кусты повыломали, деревья на дрова срубили. Забросали меня пустыми банками, грязной бумагой, щепками да тряпками. Была я лесной поляной, а стала помойкой да свалкой.
Береза. Века прожила я на свете и все думала, что береза, но подошел ко мне прошлой весной турист и на боку у меня вырезал «Ваня». Осенью ученик присел отдохнуть в тени и вырезал на коре «Миша», а сегодня мальчик за соком березовым пришел, вытащил огромный ножище и вырезал «Витя». И почему все кому ни лень тычут в меня ножами?
Рябина. Была я тонкой рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня, как липку, раздели под орех. Ни ягод на мне, ни сучков, ни веток – хоть в костер головой. Хоть бы ты, дуб, меня защитил.
Дуб. Что ты, что ты! Я сам теперь, голубушка, такой. Что ни краше – в дровяной сарай кладут. Вот всю осень с меня желуди сшибали. Камнями да палками по голове колотили, всю душу вытрясли. Был я дубом, стал дубиной.
Ель. Мы молодые березки, дубки, елочки жалуемся на людей. Они топчут нас, портят. Для них шуточки, а мы на всю жизнь калеки. Просим понимания и защиты!
Цветы. Обрадовались мы солнцу, зацвели, думали сами радоваться будем и других радовать. А сейчас ни себе, ни другим. Кто пройдет – букет положит. Стоим ободранные – сами себе противны. Ветер, ветер, разнеси по земле наши печали!
Грибы. Что хотите с нами делайте: на куски режьте, жарьте, варите, даже маринуйте. Но только не выдергивайте с грибницей, не разрывайте лесную подстилку. А не послушаетесь, так вообще расти перестанем!
(Звучит аудиозапись с голосами птиц)
Птицы. А мы, птицы, жалуемся на коллекционеров, тех, кто собирает птичьи яйца. Сколько из-за этого погибает в лесу гнезд, а ведь каждое яйцо это будущая птица.
Чтец 1. Все так изранено в лесу,
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
Ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул
Какой-то живоглот.
Мне кажется из под коры
Ее слеза течет.
Земля в ожогах и рубцах,
Как в дни большой беды,
Хмельного ухарства следы
Беспечности следы.
Ушли, обидев красоту,
Смутив лесной уют,
Не услыхав, что за спиной
Все листья слезы льют.
Все: Лесные правила
Береза. Ветки дуба не ломай!
Грибы. Мусор с травки убирай!
Птицы. Из рогаток не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Ель. Зря костра не разводи –
Не далеко до беды.
В жаркий день огонь в дровах
Будет лесу злейший враг.
Дуб. Вас много, ребята,
Пусть каждый из вас
Хоть кустик для леса
Посадит сейчас.
Рябина. В Саратове, Волгограде,
В Черкассах, Клину
Пусть каждый посадит
Сирень иль сосну.
Поляна. Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать. Берегите нашу Землю!
Ведущий: Земля – матушка, кормилица наша. Мы – дети твои – любим тебя и будем защищать и оберегать.
Музыка Моцарт «Реквием по мечте»
1.Уч-к Как из бутылки вылез джин
И стал сильнее всех,
Так человек – природы сын –
Завоевал успех.
В начале слаб он был и глуп,
Ему был нужен острый зуб
И крепкий коготь, как у льва,
Была же только голова
И к ней пять пальцев на руке,
Но обошелся он вполне.
Сумел он так мозги развить,
Чтоб льва и тигра победить,
И, в лес приехав на слоне,
Сказал: вы все подвластны мне!
Но не учел, что важно знать,
Как надо власть употреблять.
2.Уч-к А сколько исчезло с планеты зверья,
Растений, и это восполнить нельзя.
И если теперь не спасти нам остатки,
Мы завтра в Сахаре проснемся, ребята!
Включая запись, воспроизводящую биение сердца: вначале тихо,
Затем громче, громче, постепенно начинает затихать, и на этом фоне раздается стонущий голос Земли.
Земля
Я – Земля.
Усталость моя беспредельна!
О стоне моем не взыщите.
Хоть кто-то услышит биенье
Уставшего сердца в зените?
Пауза. Стук сердца продолжается.
Люди моей земли!
Люди моей планеты!
Планета в опасности!
Пауза.
Земляне! Вы слышите меня?!
Придите на помощь!
2.Вед. Тихо слышите плач, очнитесь!
Помогите Земле! Отзовитесь
Не машите рукой небрежно
Вспомните, как она вас ласкала
Как к груди прижимала нежно
Колыбельную песню шептала
А теперь вот она, рыдает
Неужель, ваше сердце ослепло
Мы виноваты в ее страданьях
Возродим ли мы счастье из пепла.
Чтец 2.
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите Землю! Берегите!
Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю, лететь в одном полёте.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
О, как природ мать терпима и добра!
Но чтоб её лихая участь не постигла,
Давайте сохраним на стрежнях осетра,
Касатку в небесах, в таёжных дебрях тигра.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся,
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся
Песня «Желаю тебе Земля моя»
Все (поют на мотив песни «Карнавал») Здесь на полянке был праздник большой, Тут веселились с открытой душой, Пляски и музыка, шутки и смех. Праздник для города – праздник для всех. Утром пошли мы в тот лес погулять, Только полянку уже не узнать: Тлеют костры и вороны кружат, Банки, бутылки, пакеты лежат. Добрые люди, послушайте нас! Может, издать повсеместно указ: «Кто на природе решит отдыхать, Мусор обязан с собой забирать!» Лес – это воздух, и пища, и дом. Кто же заботиться будет о нём? Как сохранить нам лесную красу? Нет посторонних в зелёном лесу? | Все (поют на мотив песни «Карнавал») Здесь на полянке был праздник большой, Тут веселились с открытой душой, Пляски и музыка, шутки и смех. Праздник для города – праздник для всех. Утром пошли мы в тот лес погулять, Только полянку уже не узнать: Тлеют костры и вороны кружат, Банки, бутылки, пакеты лежат. Добрые люди, послушайте нас! Может, издать повсеместно указ: «Кто на природе решит отдыхать, Мусор обязан с собой забирать!» Лес – это воздух, и пища, и дом. Кто же заботиться будет о нём? Как сохранить нам лесную красу? Нет посторонних в зелёном лесу? | Все (поют на мотив песни «Карнавал») Здесь на полянке был праздник большой, Тут веселились с открытой душой, Пляски и музыка, шутки и смех. Праздник для города – праздник для всех. Утром пошли мы в тот лес погулять, Только полянку уже не узнать: Тлеют костры и вороны кружат, Банки, бутылки, пакеты лежат. Добрые люди, послушайте нас! Может, издать повсеместно указ: «Кто на природе решит отдыхать, Мусор обязан с собой забирать!» Лес – это воздух, и пища, и дом. Кто же заботиться будет о нём? Как сохранить нам лесную красу? Нет посторонних в зелёном лесу? |