СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономика нэпа в 20-е годы 20 века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экономика нэпа в 20-е годы 20 века»

Предмет

история

Класс

10

Дата


Учитель


Тема:

Экономика НЭПа».

Цели:

Подвести учащихся к выявлению причин, пониманию сущности, основных мероприятий и итогов   НЭПа;

Продолжить формировать умения: давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими документами, обобщать и делать выводы, участвовать в обсуждении и аргументировать свою точку зрения;

Развивать умение выделять главное и устанавливать причинно – следственные связи;

Продолжить работу над формированием грамотной устной речи.

Формируемые

УУД

Личностные: Обеспечивать ценностно-смысловую значимость экономических и социальных преобразований в России в годы НЭПа; Развивать интерес к изучению истории Отечества, уважение к истории своей страны.

Регулятивные: Организовать учебную деятельность учащихся путем соотношения уже ранее усвоено учащимися исторического материала и впервые изучаемого на уроке. Учить планировать самостоятельную познавательную деятельность, преодолевать затруднения (корректировать план и способы действий).

Коммуникативные:

Адекватно отвечать на поставленные вопросы;

Работать в паре и группе;

Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные:

Структурировать информацию и составлять план;

Извлекать информацию в соответствии с целью, оптимизировать информацию;

Ориентировать учащихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Переводить информацию в разные формы предъявления (сравнительная таблица: «Военный коммунизм и НЭП»);

Анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Планируемые результаты

Предметные:

1.Уяснить причины перехода от политики «Военного коммунизма» к НЭПу.

2.Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, используя различные исторические источники, проводя сравнительный анализ политики «Военного коммунизма» и «НЭПа».

3.Сформировать представления о мероприятиях, итогах и противоречиях НЭПа.

Личностные:

1. Способствовать проявлению у учащихся позитивного отношения к чувствам других людей и готовности к сотрудничеству; Совершенствовать навыки совместной деятельности;

2. Развивать нравственные личностные качества;

3. Интерес к изучению истории Отечества;

4.Раскрывать творческие способности учащихся при выполнении заданий;

  1. Продолжать формировать самостоятельность в суждениях.

Метапредметные:

1. Развитие умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группах, в парах;

2. Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

3. Развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных языковых формах (письменно, устно);

4. Развитие умения работать в коллективе.

Основные понятия

Продовольственный налог; аренда; кооперация, диктатура; рентабельность; хозрасчет; концессии; нэпманы; совзнак, червонец, плановое хозяйство.

Проблемный вопрос

НЭП: продуманный и целенаправленный курс или комплекс противоречивых мер?

Технологии

Развития критического мышления, ИКТ

Организация пространства

Работа в группах, парах




Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. I. Мотивация к учебной деятельности

Деятельность учителя:

- Вспомним основные события и даты начала ХХ в. в истории Росси, которые сделали этот период временем испытаний для нашей Родины …

Деятельность учащихся (Работа в парах): повторяют хронологию и исторические понятия

1.1904-1905гг      27 февраля 1917       25 октября 1917     1914-1918гг      1918-1920гг        1905-1907гг

2. Мировая война гражданская война Антанта интервенция Тройственный союз «военный коммунизм»

Сепаратный мир

 Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Военный коммунизм» (фронтальный опрос)

Вопросы: Что такое политика «военного коммунизма»? Почему была эта политика введена в государстве?

Основное содержание этой политики.

1). Беседа по содержанию политики «военного коммунизма»: уч-ся пользуются материалом заготовленной дома в виде сравнительной таблицы «Военный коммунизм и НЭП»; правую сторону таблицы (по НЭПу) учитель предлагает заполнить в ходе урока и сдать на проверку (смотри приложение);

2). Уточняют ответы друг друга и делают вывод о результатах применения этой политики (работа с учебником: ч. 1, тема 9, с.90, п.1) :

За 20 лет Россия была участником 3-х воин  войн и 3-х революций.

К 1921 г. население  России по сравнению с осенью 1917 г. сократилось почти на 10 млн. человек;

Промышленное производство уменьшилось в 7 раз. В полном упадке был транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца 19 века;

Резко сократились посевные площади, продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня;

Растет детская беспризорность. Это явление приобретало  угрожающие масштабы.

  Народ был измучен.

II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цель: подготовка учащихся к потребности поиска необычного, нового способа действий.

Деятельность учителя.

4 года 1 мировой войны, революции, Гражданская война,   Интервенция -   по общему уровню страна отброшена на десятилетия назад: по добыче угля – к концу 19 века, чугуна – в 2 раза меньше, чем в 1857г, сахара- в 45 раз меньше довоенного периода, транспорт - прекратилось движение на 30 железнодорожных линиях, с\х продукция – уменьшилась в 2 раза. Осенью 1920 – весной 1921 годов разразился глубокий экономический и политический кризис, который угрожал существованию Советской власти.

Учитель: Какой вопрос стал первоочередным?

Учащиеся: Как выйти из этого кризиса.

Учитель: Какие же вопросы необходимо рассмотреть, чтобы разобраться в новой экономической политике?

Это и будет планом изучения темы в тетрадях, а на листе самооценки активность и результативность своей работы отметите соответственно его пунктам.

Учащиеся: формулируют План темы

1. Причины введения НЭПа.

2. НЭП: сущность и основные черты (учащиеся в ходе урока заполняют правую половину сравнительной таблицы)

3.Итоги и значение НЭПа.

4.Противоречия НЭПа.

5.Отличия НЭПа от «Военного коммунизма».

Учитель: Как вы думаете, о чём нам нужно будет сделать вывод к концу урока, заполняя сравнительную таблицу?

Учащиеся: К концу урока мы выясним отличия НЭПа от политики «Военного коммунизма».

Учитель: поэтому запишем ещё один пункт плана нашей темы: № 5 Отличия НЭПа от «Военного коммунизма».

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: учащиеся самостоятельно выделят причины введения НЭПа, его содержание, противоречия и итоги.

( продолжительность – 25 минут)

Деятельность учителя: самостоятельно выделить и сформулировать причины введения НЭП. Для этого:

1). Смотрим и слушаем выступление по Презентации;

2). Работаем с текстом учебника (ч.1, тема 9, п.3, 4 – с. 91-93).

Деятельность учащихся: выступают три человека, комментируя слайды Презентации по теме НЭП о причинах его введения.

   1)массовые восстания крестьян в Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии, Тамбовской губернии (во главе восстания бывший начальник милиции эсер А.С.Антонов) против продразверстки, период с 1920 по 1921 год.

  Лозунги: «Замена Советской власти Учредительным собранием»,  «Советы без  большевиков».

   2) 28 февраля 1921 по 18 марта - восстание моряков в Кронштадте 

    Требования:

1) немедленные перевыборы Советов;

2) ликвидация продразверстки и продотрядов;

3) свобода для крестьян обрабатывать землю, иметь скот, право на личное мелкое хозяйство;  

4) свобода торговли;

5) освобождение политзаключенных, членов соцпартий

3)забастовки рабочих в Петрограде – «колыбели революции» (отсутствия сырья и топлива было объявлено о закрытии 93 промышленных предприятий).


Деятельность учащихся: В тетрадях после обсуждения появляется запись

Причины перехода к НЭПу.                               

1.Недовольство крестьян продразверсткой (вооруженные выступления крестьян против новой власти);

2.Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайными мерами периода гражданской войны;

3.Хозяйственный и политический кризис системы «Военного коммунизма».


Деятельность учителя: самостоятельная работа уч-ся с текстом учебника (с. 93, п. 5 Переход к НЭПу.), после чего предлагается предположить возможные пути выхода из сложившейся ситуации в стране

ТЕКСТ учебника:

События весны 1921 года были расценены большевиками как серьезный политический кризис. Кронштадтский мятеж, по определению Ленина, был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые: в нем стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. Его лозунги совпадали с программой меньшевиков и эсеров. Кронштадт показал реальную возможность объединения этих трех сил.  

Учитель: Как назвать сложившуюся ситуацию в стране?

Учащиеся: В стране кризис.

Учитель: Попробуйте предположить возможные пути выхода из этого кризиса (Мозговой штурм).

 Деятельность учащихся: (записи в тетрадях)  

1.Продолжение политики «военного коммунизма» - репрессии, продразверстка и т.д.

Последствия -  еще большая вооруженная борьба со стороны населения.

2.Полное удовлетворение требований мятежников

Последствия - оставление большевиками командных высот в политике, экономике, идеологии

3. Тактический маневр, при котором, с одной стороны, командные высоты сохраняются за большевиками, а с другой стороны – делается временная уступка небольшевистским силам.

Учащиеся приходят к выводу:  Ленин выбирает третий путь.

Учитель: сопровождает выводы учащихся демонстрацией слайдов Презентации о трех путях выхода из кризиса.

Учитель: Осуществление этой политики началось с марта 1921 года. На Х съезде РКП (б) Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (НЭПу).

Цели НЭПА: (выясняются в совместном обсуждении, записываются в тетрадь)

1.Снять социальную напряженность;

2.Укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян.

2. НЭП: сущность и основные черты.

Деятельность учителя. Организация групповой работы.

Деятельность учащихся в группах (3-4 группы):

  1).Работая с текстом учебника (ч.1, тема 10, п.1-5) ;

2).Работа с документами: (учебник: с. 100-101)

- «О замене развёрстки натуральным налогом» Из резолюции Х съезда РКП (б);

- «В.И. Ленин о концессиях». 21 апреля 1921 г.

- «Из декрета СНК от 23 ноября 1920 г.»

- Из работы В.И. Ленина «О кооперации». Январь 1923 г.

Действия учащихся: самостоятельно изучают материал и заполняют сравнительную таблицу «НЭП и «Военный коммунизм» (информация переносится в тетрадь по выделенным заранее линиям сравнения ( Приложение 1 )

  1. меры в области сельского хозяйства;

  2. меры в области промышленного производства;

  3. меры в области товарно - денежных отношений;

  4. меры в области трудовых отношений;

  5. Основная экономическая задача;

  6. политическая задача.

Действия учащиеся: после заполнения правой части сравнительной таблицы выделяют и записывают в тетрадь


«Характерные черты НЭПа»: (см. Приложение 2)

      4.Итоги Нэпа   

К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади;

К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года;

К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.

На селе:  60% - середняков; 26% - бедняков; 10% - батраков;  4% - кулаков.

К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.

В то же время:

1) не хватало промышленных товаров;

2)  рост цен;

3) безработица;

4) перенаселение городов;

5) изменение соцструктуры;

6) бюрократизация;

7) отсутствие иностранных инвестиций.

4.Противоречия НЭПа – беседа с учащимися

IV. Закрепление изученного материала. Тест

1.Год принятия решение о переходе к НЭПу?

1)1917г                 2)1919г           3)1921г               4) 1923г  

2.Цели большевиков при осуществлении НЭПа?        

А) упрочить свою власть;

Б) предоставить свободу политической оппозиции;

В) гарантировать свободное развитие личности;

Г) преодолеть экономический кризис;

Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре;

Е) вернуться к рыночной экономике;

Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом;

З) продолжать «мировую революцию»;

И) ликвидировать дипломатическую изоляцию.

Ответ: А), Г), Д), И).

V. Рефлексия деятельности (итог урока) 7-8 мин.

Деятельность учителя: Организация осмысления приобретённых знаний.

Деятельность учащихся:

Подведение итогов урока:

  1. В ходе урока каждый из 4-х участников группы вписывает свои ассоциации по теме НЭП (на 1 из 4-х частей листа формата А-4 заполняется каждым «Карта согласия»). Работа в группах по 4 человека по сингапурской методике ведётся на протяжении изучения нового материала. ( Сдать на проверку вместе с тетрадью)

  2. Выставление оценок в листы самооценки. (Сдать учителю)

  3. Рефлексия по сингапурской технологии «3-2-1»:

(учащиеся в тетради отвечают на три вопроса:1).Три самых важных (интересных) момента, которые запомнились; 2).Два вывода, которые буду использовать; 3). Один вопрос, с которого хотел бы начать следующий урок.

Домашнее задание: для всех: изучить § 9, 10; (вопросы после тем)

Творческое задание: ассоциативный рисунок на тему сравнения политики «Военного коммунизма» и НЭПа.

Информационные ресурсы:

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

https://histrf.ru/mediateka - документальные фильмы, видеоролики, беседы, интерактивные карты.

https://nsportal.ru/elena-potylitsyna – персональный сайт


Приложение 1: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА «ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ» И НЭП  

Вопросы для сравнения

«Военный коммунизм»

НЭП

1.Меры в области с/х.

Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба.

Продналог

2.Меры в области промышленного производства

Национализация промышленности, ликвидация частной собственности.

Денационализация промышленности, мелкая частная собственность, аренда.

3. Меры в области товарно-денежных отношений.

Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Отмена свободной торговли, продукты распределялись государством.

Свобода торговли, тарифная оплата труда, денежная реформа 1922-24гг.

4.Меры в области трудовых отношений.

Трудовая мобилизация, создание трудовых армий.

Свободный наем рабочей силы.

5. Основная экономическая задача.

Подчинение экономики потребностям войны. Максимальная мобилизация всех ресурсов.

Предотвращение падения народного хозяйства и дальнейшего восстановления народного хозяйства

6. Основная политическая задача.

Свертывание демократии и установление партийной диктатуры. Концентрация сил для победы над противником.

Укрепление союза рабочих и крестьян, сохранение и укрепление власти большевиков



Приложение 2: «Характерные черты НЭПа»

НЭП

«Военный коммунизм»

1.Рыночные отношения.

1.Бестоварное производство.

2. Многообразие собственности.

2. Государственная собственность.

3. Экономическая свобода.

3. Принуждение к труду.

4. Рыночная экономика.

4. Командно – административная система.








Приложение 3:  Тест (на усвоение темы НЭП)

1.Год принятия решение о переходе к НЭПу?

1)1917г                 2)1919г           3)1921г               4) 1923г  

2.Цели большевиков при осуществлении НЭПа?        

А) упрочить свою власть;

Б) предоставить свободу политической оппозиции;

В) гарантировать свободное развитие личности;

Г) преодолеть экономический кризис;

Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре;

Е) вернуться к рыночной экономике;

Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом;

З) продолжать «мировую революцию»;

И) ликвидировать дипломатическую изоляцию


( А), Г), Д), И)



4