МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛАРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Уйского муниципального района Челябинской области
Рассмотрено На заседании комплексного методического объединения МБОУ «Ларинская СОШ» № протокола _____ _______от «30»августа 2015г. Секретарь МО учителей естественно-научного цикла МБОУ «Лариская СОШ» ___________/Холодова Г.В../«_30_» августа 2015 __г. | Согласовано Заместителем директора по УВР МБОУ «Ларинская СОШ» __________/Урвачева М.А./ «__31___»августа 2015_г. | Утверждаю Директор МБОУ «Ларинская СОШ» __________ /Чутбасов Р. Р./ «__31__»августа 2015_г. |
Рабочая программа
элективного курса для 11 класса
на 2015-2016 учебный года.
Составитель: учитель биологии, географии
МБОУ «Ларинская СОШ»
Кочнева Д. В.
Пояснительная записка
В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года и в рамках реализации Приоритетного Национального Проекта «Образование» в образовательных учреждениях РФ начали широко применяться информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Широкому внедрению ИКТ в процесс образования способствует оснащение школ современной компьютерной техникой, интерактивными досками, электронными учебными пособиями, цифровыми микроскопами и т д.
В настоящее время разработано множество мультимедийных учебных пособий по биологии, которые можно использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при подготовке к олимпиадам, при научно-исследовательских работах учащихся, при подготовке к ЕГЭ. Применение информационных технологий при подготовке к ЕГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структуры электронных учебных пособий позволяют быстро осуществлять переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа технологии при подготовке к ЕГЭ является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование готовых электронных продуктов при подготовке к ЕГЭ по биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Но, к сожалению, среди имеющихся на сегодняшний день учебных электронных пособий трудно найти такой, который бы позволял в полной мере осуществлять успешную подготовку выпускников к ЕГЭ. Среди большого количества электронных учебных пособий выпускникам самостоятельно трудно выбрать такие, которые бы помогли им за короткий период с максимальной эффективностью повторить теоретический материал по всем разделам школьного курса биологии, закрепить знания и провести самоконтроль и объективную самооценку знаний с помощью тестов и заданий, аналогичных содержанию ЕГЭ. Теоретический материал многих мультимедийных пособий включает много лишней информации, и выпускнику трудно выделить нужные для сдачи ЕГЭ материалы. Содержание и формы тестов в них не всегда соответствуют содержанию заданий в контрольно-измерительных материалах (КИМ) ЕГЭ.
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий» Элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения в 10-11 классах. Срок реализации: 1) 1 год в 11 классе (2 часа в неделю, 68 часов) или 2) 2 года в 10-11 классе (в 10 – 34 часа и в 11 –34 часа).
Программа данного элективного курса имеет ряд особенностей. Она предусматривает:
использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;
использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;
применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ по биологии 2004-2008 г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ЕГЭ.
дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ЕГЭ с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом, повышенном и углубленном уровне.
Кроме того, прилагаемые к программе задания систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий части В и С с приведенными ответами способствует углублению знаний и расширению кругозора в области биологии.
Данная программа может быть применена и при подготовке к ЕГЭ на предпрофильном уровне обучения, и при подготовке к олимпиадам, что делает ее универсальной.
Цели курса:
- повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;
- воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
Задачи курса:
- повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить ианализировать информацию о живых объектах;
- формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
- развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
- воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью.
Содержание элективного курса и его объем определены на основе кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2008 г., стандарта основного общего образования по биологии и анализа содержания контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ по биологии за предыдущие годы.
Ведущие методы:
- словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
- наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, 3D моделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате)
- частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
- практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).
Формы обучения:
- коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
- групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
- индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные части А. Задания части В и С по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации.
Основные средства обучения:
- электронные учебные пособия;
- теоретические материалы в электронном и печатном формате;
- презентации уроков;
- видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
- различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;
- типовые тестовые задания ЕГЭ по всем разделам и темам (задания части А, В и С);
- другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков,
семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).
Формы контроля:
- текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
- тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
- итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
Оценка работ проводится по по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.и заносится в таблицу.
Ожидаемые результаты. Обеспечение устойчивой позитивной динамики повышения качества биологического образования в результатах ЕГЭ по биологии. Программа элективного курса включает в себя содержание, планирование занятий по разделам и темам (в часах), формы контроля и критерии оценки работ по разделам, учебно-методическое обеспечение, перечень цифровых образовательных и Интернет ресурсов, требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы. В качестве приложений даются теоретические материалы по всем разделам и темам, типовые задания, систематизированные по основным разделам и темам биологии.
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Биология в рамках ЕГЭ» 11 класс
№ | Название темы. Содержание. | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 | Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни. | 1 ч | |
| Предмет и методы биологии, свойства живой материи. Уровни организации живой материи. Науки, входящие в состав биологии | 1 ч | Составление тестов |
2 | Химический состав живых организмов | 3 ч | |
| Элементный и молекулярный состав. Вода, минеральные соли. Углеводы, липиды строение и функции. | 1 ч | конспект тесты |
| Белки, нуклеиновые кислоты, их строение и функции | 1 ч | Составление тестов |
| Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С) | 1 ч | конспект тесты |
3 | Строение клетки | 2 ч | |
| Неклеточные - вирусы. Основные различия клеток прокариот и эукариот. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро | 1 ч | Повторения материала |
| Строение клетки: одномембранные, двумембранные и немембранные органоиды клетки. Сравнение растительной, животной, бактериальной клетки, грибных гифов. Сравнение царств. | 1 ч | конспект тесты |
4 | Обмен веществ и превращение энергии. | 4 ч | |
| Типы питания живых организмов: автотрофы и гетеротрофы. Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В) | 1 ч | конспект тесты |
| Метаболизм: диссимиляция (энергетический обмен). АТФ и её роль в метаболизме. Анаэробные и аэробные организмы | 1ч | Решение задач |
| Метаболизм: ассимиляция (пластический обмен). Биосинтез белка. Фотосинтез, хемосинтез. Значение хемосинтетических организмов | 1ч | конспект тесты |
| Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С) | 1 ч | конспект тесты |
5 | Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 4 ч | |
| Воспроизведение клеток: прямое деление, митоз | 1ч | конспект тесты |
| Воспроизведение клеток: мейоз. Решение типовых заданий ЕГЭ (Часть С) | 1ч | конспект тесты, к/р |
| Размножение организмов. Гаметогенез, двойное оплодотворение. Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В) | 1ч | конспект тесты |
| Индивидуальное развитие организмов. Прямое и непрямое развитие. Зародышевые листы Решение типовых заданий ЕГЭ (Часть С) | 1ч | конспект тесты, к/р |
6 | Генетика. | 4ч+2ч | |
| Методы генетики. Наследственность и изменчивость | 1ч | конспект тесты |
| Первый, второй и третий закон Менделя. Кодоминирование, неполное доминирование. Хромосомная теория Моргана, кроссинговер. | 1ч | Составление тестов |
| Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Понятие о неаллельном взаимодействии генов. | 1ч | конспект тесты |
| Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А) | 1ч | тесты |
| Решение задач на дигибридное скрещивание (часть С) | 1ч | тесты |
| Решение задач на генетику пола (часть С) | 1ч | тесты, к/р |
7 | Селекция, биотехнология | 3 ч | |
| методы селекции и биотехнологии. Заслуги Мичурина, Крапеченко. | 1ч | конспект тесты |
| Селекция, центры происхождения культурных растений Н.И. Вавилова | 1ч | конспект тесты, таблица |
| Решение типовых заданий ЕГЭ (часть В) | 1ч | Тесты, к/р |
8 | Эволюция. | 6ч | |
| Креационизм, Трансформизм. Заслуги К. Линнея, Ж-Б. Л. Ламарка, Ч.Дарвина. Учение Ч. Дарвина | 1 ч | конспект тесты |
| Доказательства эволюции. Примеры гомологичных и аналогичных органов. Критерии вида. Структура популяции. | 1 ч | конспект тесты, с/р |
| Возникновение жизни на Земле (теории витализма, биогенеза, панспермии, Опарина). Происхождение эукариот, многоклеточности, растений и животных Происхождение и эволюция человека. Расы. | 1 ч | конспект тесты, таблица |
| Факторы эволюции. Видообразование. Направления и пути эволюции. Возникновение ароморфозов (фотосинтез, эукаритическая клетка, половое размножение, многоклеточность). | 1ч. | конспект тесты |
| Решение типовых заданий ЕГЭ (часть В) | 2 ч | тесты |
| Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С) | 2ч | Тесты, к/р |
9 | Экология и учение о биосфере | 2 ч | |
| Экологические факторы. Формы биотических связей. Экологические пирамиды. Биотоп, биоценоз, биогеоценоз. Учение Вернадского. | 1 ч | конспект |
| Решение типовых заданий ЕГЭ | 1 ч | Тесты, к/р |
10 | Тестирование учащихся по пройденным темам курса | 3ч | |
| Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А, В, С) | 3 ч | Тесты, итоговая к/р |
| ИТОГО | 34ч | |