Электронные образовательные ресурсы в образовательной деятельности
ЭОР: понятие, классификация, показатели качества
Воспитатели ДОО должны иметь представления об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий, которые ориентированы на предметно-профессиональную деятельность педагога.
Понятие «электронный образовательный ресурс» (ЭОР) подразумевает образовательное содержание, облаченное в электронную форму, для воспроизведения которого используют электронные устройства.
Классификация ЭОР
ЭОР можно классифицировать:
1. По технологии создания:
– текстографические ресурсы – материал представляется на экране компьютера. Существенные отличия от книг в навигации по тексту;
– мультимедиа ЭОР – ресурсы, состоящие из визуального или звукового содержания.
2. По среде распространения и использования:
– интернет-ресурсы онлайн – работают только в режиме подключения к сети интернет;
– интернет-ресурсы офлайн – их можно скачать, инсталлировать на компьютер и использовать без интернета;
– ресурсы для электронных досок.
3. По содержанию.
4. По принципу реализации.
5. По способу распространения.
Основные требования к ЭОР:
– обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации, практические занятия, оценка достижений;
– интерактивность, которая обеспечивает расширение сектора самостоятельной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения;
– возможность удаленного (дистанционного) полноценного обучения.
ЭОР должны формировать у детей прочные и осмысленные научные знания, умение работать с информацией, создавать собственную систему восприятия и критического мышления, аналитического отношения к проблемам и месту конкретной информации в общей картине понятий и представлений о мире, развивать познавательную активность.
Внимание
Основные составляющие ЭОР как компонента образовательной деятельности: дидактическая, информационно-технологическая, нормативно-правовая.
Показатели качества ЭОР
Показатели качества ЭОР | Критерии |
Научно-педагогические | – соответствие образовательной программе – соответствие возрастным особенностям и уровню подготовки детей, контекстным знаниям – пригодность ЭОР к использованию в современных формах обучения, методических комплексах – наличие и универсальность заложенной в ЭОР методики работы с учебным материалом – воспитательный аспект использования данного ресурса или группы ресурсов |
Эргономические | – соответствие итогового продукта возможностям органов зрения человека – соответствие итогового продукта возможностям органов слуха человека – соответствие способа кодирования информативных элементов (языка экранной образности и его составляющих – изображения предметов, соотношение статических и динамических элементов образа, цифры, надписи, рамки, их цвет, колорит, форма, последовательность и т. д.) возможностям восприятия ребенка и переработки им информации – оптимальность количества заложенной в ЭОР информации – соответствие формируемым умениям и навыкам |
Конструктивно-технические | – соответствие образовательным задачам, наличие модели (моделей) обучения либо самообразования – эргономика гипертекстовой структуры – насыщенность медиатекста графическими элементами, звуками, анимацией, видеорядом, другими объектами – соответствие конкретных приемов формирования умений и навыков педагогическим технологиям – вариативность использования ЭОР в условиях применения различных педагогических методик |
Типы ЭОР:
– электронный учебник;
– электронный справочник;
– электронный практикум;
– компьютерная тестирующая система;
– информационно-поисковые справочные системы;
– средства математического и имитационного моделирования;
– сервисные программные средства общего назначения;
– комплексные обучающие программы (электронные учебно-методические комплексы).
Электронные учебные средства представляют собой достаточно большие по объему и информационной насыщенности комплексы. Как правило, их создают в специальных профессиональных лабораториях или мастерских. Практикующие педагоги получают ЭОР в готовом виде.
Внимание
Электронные образовательные ресурсы можно скачать в интернете, купить или создать самим. Большое количество качественных образовательных ресурсов по всем предметам и классам размещено:
– на сайте федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) (fcior.edu.ru);
– сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) (school-collection.edu.ru);
– федеральном портале «Российское образование» (edu.ru);
– портале «Цифровое образование» (digital-edu.ru).
Воспитатели должны владеть приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов средствами офисных технологий (ЭОР, раздаточных материалов, презентаций и т. д.). Важно уметь внедрять ЭОР в образовательную деятельность.
Как планировать занятие в ДОО с использованием ЭОР
1. Четко обозначьте тему и цели занятия.
2. Доступно изложите материал занятия, используя ЭОР. В план-конспект занятия включите графические изображения (экранные копии) и ссылки на сетевые ресурсы. Если ресурсов федеральных коллекций недостаточно, ссылайтесь на другие известные вам ресурсы или собственные разработки.
3. Создайте условия для самостоятельной работы детей. Формируйте навыки исследовательской деятельности, акцентируйте внимание на развитии операциональных личностных ресурсов.
4. Укажите ссылки на дополнительные источники информации по рассматриваемому вопросу (сайты, учебные пособия, ЭОР). Найдите ссылки на занимательные материалы по изучаемому вопросу.
5. Предусмотрите, где и как вы будете фиксировать вопросы и проблемы, возникающие в ходе занятия.
Как оценить эффективность использования ЭОР
Любая образовательно-воспитательная деятельность направлена на достижение определенного результата, пользы, эффекта.
Внимание
Эффективность – это зависимость между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
В оценке эффективности стоит выделить два основных аспекта: оценку процесса и оценку конечного результата. Чтобы оценить процесс обучения используют тестирование.
Оценить конечный результат сложнее. Существует несколько оценочных методик. Популярной является модель Киркпатрика. Главная особенность состоит в многоуровневости оценки.
Первый уровень – реакция участников. Проведите оценку сразу после обучения в форме обратной связи между обучаемыми и педагогом (например, в форме анкетирования). Нужно определить, приносит ли удовольствие процесс обучения или дети испытывают дискомфорт. Выясните практическую пользу. Обучающиеся оценивают качество подачи материала и организацию процесса.
Второй уровень – уровень знаний. Измерьте степень усвоения материала до, во время и после обучения при помощи ролевых игр, тестов. Метод специфичен тем, что контролируются не только теоретические знания, но и показатели активности участников, их способность к усвоению преподаваемого материала, а также компетентность самого педагога.
Третий уровень – применение знаний. Проанализируйте поведенческие изменения. Это довольно сложный момент, так как воспитанники не сразу будут использовать свои знания применительно к жизненным ситуациям.
Совет
Смоделируйте ситуации для проверки эффективности обучения. Главная цель – определить, как обучаемые используют на практике новые навыки и знания.
Четвертый уровень – результаты обучения. Результаты – это изменения, которые произошли в итоге прохождения участниками обучения. Оценка на этом уровне самая сложная. Используйте контрольную группу (не проходившую обучение). Проводите оценку через некоторое время, чтобы результаты стали заметны, либо оценивайте до и после обучения.
Внимание
При использовании оценочных методик обращайте внимание на возрастные и психологические особенности детей.