Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по биологии 10 класс»
МБОУ «Синезерская СОШ» п. Синезерки, Навлинский район, Брянская область Рассмотрено на заседании МО учителей естественно - математического цикла Протокол №___ от « » ______2017г. Руководитель МО_________ О.П. Гришанова | Согласовано Зам.директора по УВР _______ О.Л.Захарова « »________2017г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы____________ В. В. Ивачев Приказ № ______ от« »____________2017г. |
Элективный курс по биологии
для обучающихся 10-ых классов

учитель биологии и химии
Свитич М. А.
2017-2018 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый курс раcчитан 35 часа (1 час в неделю), он поддерживает и углубляет базовые знания по биологии и направлен на формирование и развитие основных учебных компетенций в ходе решения биологических задач.
Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана с разработкой системы специализированной подготовки в старших классах и направлено на реализацию личностно - ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности, и способности старшеклассников. Основной акцент курса ставится не на приоритете содержания, а на приоритете освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.
Актуальность умения решать задачи по биологии возрастает в связи с введением ЕГЭ по биологии, а также с тем, что необходимо применять знания на практике. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.
Решение задач по биологии дает возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни.
Решение задач по биологии позволяет также углубить и закрепить знания по разделам общей биологии. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы самостоятельной работы учащихся, умение мыслить самостоятельно и находить решение. Создаются условия для индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся. Такое сочетание двух форм организации самостоятельной работы на уроках активизирует слабых учащихся и дает возможность дифференцировать помощь, способствует воспитанию взаимопомощи и коллективизма. Создает также условия для обучения учащихся самоконтролю и самооценке. Это формирует творческое отношение к труду важное для человека любой профессии и является важным условием успешного, качественного выполнения им своих обязанностей.
Особенностями программы курса является тесная связь его содержания с уроками общей биологии и соответствие требованиям Государственного стандарта. Подбор материалов для занятий осуществляется на основе компетентностно - ориентированных заданий, направленных на развитие трёх уровней обученности: репродуктивного, прикладного и творческого.
Целью курса является:
Задачи:
1.Формировать систему знаний по главным теоретическим законам биологии.
2.Совершенствовать умение решать биологические задачи репродуктивного , прикладного и творческого характера
3.Развивать ключевые компетенции : учебно - познавательные, информационные , коммуникативные ,социальные.
4.Развивать биологическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро справится с предложенными экзаменационными заданиями.
Благодаря элективному курсу по биологии выполняется несколько функций:
1. Поддерживается изучение биологии на заданном стандартном уровне. Курс «Решение биологических задач» помогает закрепить и углубить уровень знаний по биологии, применить эти знания путём решения биологических задач.
2. Осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении. То есть учитываются индивидуальные склонности и способности учащихся и создаются условия для обучения их в соответствии с профессиональными интересами.
Планируемый результат
В результате прохождения программы курса обучающиеся должны :
Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли
Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ.
Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации жизни.
Обобщать и применять знания о многообразии организмов .
Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств.
Сопоставлять биологические объекты, процессы ,явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни.
Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений.
Применять биологические знания в практических ситуациях(практико-ориентированное задание).
Работать с текстом или рисунком.
Обобщать и применять знания в новой ситуации.
Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
Решать задачи молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний
.
Тематическое планирование занятий элективного курса по биологии в 10 классе «общая биология».
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата фактически |
1 | Моногибридное скрещивание. | | |
2 | Анализирующее скрещивание. | | |
3 | Множественные аллели. | | |
4 | Решение задач разных типов. | | |
5 | Дигибридное скрещивание. | | |
6 | Хромосомная теория наследственности. | | |
7 | Взаимодействие неаллельных генов. | | |
8 | Генетическое определение пола. | | |
9 | Сцепленное с полом наследование. | | |
10 | Изменчивость. | | |
11 | Виды мутаций. | | |
12 | Причины мутаций, их классификация. | | |
13 | Генетика человека, проблемы генетической безопасности. | | |
14 | Решение задач | | |
15 | | |
16 | Вид и его критерии. | | |
17 | Характеристика популяций. | | |
18 | Движущие силы эволюции. | | |
19 | Микроэволюция. | | |
20 | Макроэволюция. | | |
21 | Главные направления эволюции. | | |
22 | Типы эволюционных изменений. | | |
23 | Основные методы селекции и биотехнологии. | | |
24 | Методы селекции микроорганизмов. | | |
25 | Современные достижения в биотехнологии. | | |
26 | Систематическое положение человека. | | |
27 | Основные стадии антропогенеза. | | |
28 | Движущие силы антропогенеза. | | |
29 | Среды обитания и факторы. | | |
30 | Типы экологических взаимоотношений. | | |
31 | Экологические сообщества и их структуры. | | |
32 | Цепи питания и экологические пирамиды. | | |
33 | Эволюция биосферы. | | |
34-35 | Решение задач ЕГЭ | | |
Список литературы
Биология. Общая биология. 10-11 классы. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, изд. Дрофа, 2006 год.
Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10-11 классы. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, изд. Дрофа, 2006 год.
Клетки и ткани. 10-11 классы. Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. Элективные курсы. Д.К.Обухов, В.Н.Кириленкова, изд. Дрофа, 2007 год.
Готовимся к ЕГЭ. Общая биология. В.Н.Фросин, В.И.Сивоглазов, изд. Дрофа, 2008 год.
Биология. ЕГЭ. 2009. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. ФИПИ. Изд. Астрель, Москва, 2013.
Раздаточный материал тренировочных тестов, готовимся к практическому экзамену. Биология, ЕГЭ, Е.Л.Жеребцова, Тригон, Санкт- Петербург, 2011