СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программу элективного курса по биологии для 9 класса «Биология среди наук».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса «Биология среди наук»  разработана на основе авторской  программы Е. Н. Маслак, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данный курс направлен на убеждение учащихся  в том, что биология – одна из самых интересных наук, на получение представления о смежных с биологией науках и достижениях науки и техники на доступном для них уровне.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программу элективного курса по биологии для 9 класса «Биология среди наук».»

Краснодарский край, Белоглинский район, хутор Туркинский

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 36 имени А.В.Алексенко

Белоглинского района»

(полное наименование образовательного учреждения)





УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31 августа 2020 года протокол № 1

Председатель __________/Д.В. Петракова/






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса


по биологии «Биология среди наук»

Уровень образования (класс): основное общее образование, 9 класс

Количество часов: 9 часов

Учитель: Хаустова Екатерина Владимировна





Программа разработана в соответствии и на основе: ФГОС основного общего образования; основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 36; программы элективного курса «Биология среди наук» Е. Н. Маслак из сборника элективных курсов по биологии 6 - 9 кл / М. Дрофа 2010



  1. Пояснительная записка

Нормативные документы и методические материалы для создания программы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г.

2. Образовательная программа школы,

3. Базисный учебный план МБОУ СОШ № 36;

4. Программа элективного курса «Биология среди наук» Е. Н. Маслак из сборника элективных курсов по биологии 6 - 9 кл / М. Дрофа 2010

Концепция:

Данный элективный курс призван отразить связи биологии с другими науками.

Расчасовка курса:

Согласно авторской программе данный курс рассчитан на 34 часа и должен проводиться 1 раз в неделю (1 час), но так же он может быть спланирован как краткий курс на 10 часов, так как состоит из 10 отдельных частей. Однако, согласно базисному плану МБОУ СОШ № 36 имени А.В. Алексенко Белоглинского района, на его проведение отводится 9 часов, поэтому произведена корректировка относительно тем (представлена в таблице тематического распределения тем).

Цели курса:

Данный элективный курс призван отразить связи биологии с другими науками. Для осуществления этого используются следующие педагогические идеи:

— интеграции содержания образования;

— практико-ориентированного обучения;

— стимулирования занимательностью и др.

Задачи курса:

Продолжить формирование научного мировоззрения у школьников.

Развивать познавательный интерес учащихся к биологии на материале, выходящем за рамки школьной программы.

Кратко повторить изученное по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека в 6—8 классах (что пригодится ученикам при подготовке к ОГЭ).

Дать представление на доступном для учеников уровне о важнейших направлениях в науке и технике.

Ценностные ориентиры содержания курса:

Создать базу для профориентации школьников.

Продолжить развивать интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферу учеников.

Продолжить нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое и гигиеническое воспитание учащихся.

Общая характеристика организации учебного процесса:

Программа курса включает теоретические (59% времени курса) и практические (41% времени курса) занятия. Предусмотрено использование оборудования кабинета биологии и наработанный подобранный учителем материал.

Возможные формы предоставления результатов.

Результатам выполнения необходимого минимума заданий (по выбору ученика) из набора разнообразных заданий по каждому блоку учебного материала являются показатели ОГЭ и ЕГЭ т. к. данный курс направлен именно на этот контингент учащихся для расширения их кругозора.

  1. Планируемые результаты освоения элективного курса «Биология среди наук».

Личностными результатами являются следующие умения:

 оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

 эмоционально «проживать» события, выражать свои эмоции;

 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 выказывать своё отношение к происходящим событиям.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 проговаривать последовательность демонстрируемых событий;

 учиться высказывать своё мнение о происходящем;

 учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

 ориентироваться предложенном для усвоения материале;

 находить ответы на вопросы в продемонстрированном материале;

 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 преобразовывать информацию из одной формы в другую:

 подробно пересказывать увиденное.

Коммуникативные УУД:

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

 слушать и понимать речь других;

 грамотно строить своё выступление или высказывание;

 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • определять место биологии среди наук;

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;

  • решать задачи по физиологии человека;

  • составлять несложные инженерные проекты на основе биологических знаний.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.


  1. Содержание элективного курса «Биология среди наук».


Таблица тематического распределения количества часов.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Форма контроля

Авторская программа

Рабочая программа

В том числе

Теоретич.

Практич.


Блок 1

8

2

2

0

1

Природа в музыке и литературе.

3

1

1

0

Работа с литературой (выписать пять примеров)

2

История становится ближе.

3

0

0

0

-

3

Биогеография.

2

1

1

0

Выступление на мини-конференции (рассказ о происхождении хотя бы одного растения или животного)


Блок 2

8

2

1

1


4

Биометрия.

4

1

0

1

Решение задач по физиологии

5

Биохимия.

3

1

1

0

6

Биология в руках детектива.

1

0

0

0

-


Блок 3

8

3

2

1


7

Иностранные языки для биологии.

2

1

1

0

Перевод биологических терминов

8

Биофизика.

4

1

1

0

-

9

Бионика.

2

1

0

1

Составление инженерного проекта


Блок 4

8

1

1

0


10

Биотехнология.

8

1

1

0

Зачет

11

Итоговая конференция.

2

1

0

1

Защита индивидуальных проектов


Итого занятий:

34

9

6

3



Общее количество часов — 9

Блок 1 (2 ч)

Тема 1. Природа в музыке, живописи и литературе.

Растения и животные в русских народных песнях и классической музыке М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Рим ского-Корсаков а, П. И. Чайков-ского; на картинах В. Васнецова, М. Врубеля, Леонардо да Винчи, Ван Гога, И. Левитана, В. Серова, И. Шишкина; в пословицах и фразеологизмах; сказках, стихах и баснях; рассказах и повестях В. Астафьева, Б. Васильева, И. Тургенева, А. Чехова и др.

Тема 2. Биогеография.

Биогеография как наука. Флора и фауна материков.

Блок 2 (2 ч)

Тема 3. Биометрия.

Математика помогает биологам. Живой организм в цифрах.

Практикум.

Решение задач по физиологии человека.

Тема 4. Биохимия.

Биохимия как наука. Биохимия растений (химизм почвенного и воздушного питания; химические вещества, которые запасаются в разных органах растений); биохимия человека и животных (разнообразные белки, находящиеся в организмах).

Блок 3 (3 ч)

Тема 5. Иностранные языки для биологии.

Иноземное происхождение терминов по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека.

Тема 6. Биофизика.

Применение достижений биофизики в микробиологии (приборы для операций на живой клетке: микроманипуляторы, микроэлектроды, микродатчик и ), в ботанике (изучение влияния электричества на фотосинтез, семена и проростки) и в науках, изучающих организм человека (изучение влияния электроники на мышцы и нервы; физические основы действия радиоактивных излучений на организм).

Тема 7. Бионика.

Что такое бионика. Использование знаний по ботанике и зоологии в инженерной мысли (соломина и Останкинская телебашня; дома-«початки»; пагоды-«ели»; «ухо медузы», «гидротон», Эйфелева башня, локатор, фотоаппарат и многое другое).

Практическая работа с учебниками ботаники и зоологии «Составление инженерных проектов».

Блок 4 (1 ч)

Тема 8. Биотехнология.

Что такое биотехнология. Традиционная биотехнология: хлебопечение, сыроделие, виноделие. Новейшая биотехнология: производство витаминов, антибиотиков и ферментов, генная инженерия («пища Франкенштейна» — генетически модифицированные продукты), клонирование живых организмов (история овечки Долли).

Итоговая конференция (1 ч).

Практическое занятие «Защита рефератов».

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Блок 1

3

Природа в музыке и литературе.

1

Выявляют взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, знакомятся с образом весны в творчестве композитора  П.И.Чайковского, художников

С.А.Виноградова, В.Н.Бакшеева,  с понятием 

 музыкальный пейзаж работают с с художественной литературой и фразеологическим словарем.

История становится ближе.

1

Знакомятся с растениями, сыгравшими некую роль в истории разных народов и государств (берёза и Россия, хризантема и Япония, оливковое дерево и Древняя Греция и др.) выясняют происхождение названий растений и животных из мифов Древней Греции (адонис, аполлон, махаон и др.), рассматривают различные палеонтологические находки.

Биогеография.

1

Знакомятся с основными характеристиками биомов;

выявляют ключевые понятия биогеографии;

расширяют свой кругозор знаний о разнообразных формах жизни на планете Земля.

Блок 2

2

Биометрия. Практикум.

Решение задач по физиологии человека.

1

Проводят биометрические исследования, анализируют полученные данные, решают задачи по физиологии человека.

Биохимия.

1

Учатся воспринимать и осмысливать знания в готовом виде, развивают умение логически мыслить, способности решать проблемные ситуации, обобщать, анализировать.

Блок 3

2

Биофизика.

1

Учатся воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации.

Бионика. Практическая работа с учебниками ботаники и зоологии «Составление инженерных проектов».

1

Находят  взаимосвязь биологии и техники, физики, медицины, других дисциплин, на основе общности ряда законов живой и неживой природы. Составляют несложные инженерные проекты на основе биологических знаний.

Блок 4

2

Биотехнология.

1

Знакомятся с современными методами создания и использования биологических объектов, современными методами в селекции, развивают практические навыки моделирования процессов.

Итоговая конференция.

Практическое занятие «Защита рефератов».

1

Представляют одноклассникам и учителю свои итоговые рефераты.

Итого часов: 9



  1. Список литературы

Список литературы для обучающихся:

  1. Пасечник В. В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. /Под ред. Пасечника В.В. 5-6 класс. Учебник / М.: Просвещение, 2020 г.

  2. Сонин Н. И., Сонина В. И. Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание.

  3. Учебник: Сонин Н. И., Захаров В. Б. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы. Растения. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание.

  4. Сонин Н. И., Захаров В. Б. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2018 г.

  5. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. 9 класс: учебник / М.: Вентана-Граф, 2019 г

Список литературы для учителя:

  1. Программа элективных курсов. Биология. 6-9 классы. Предпрофильное обучение/ автор составитель Е. Н. Маслак.– М.: Дрофа, 2010

  2. Беркенблнт М. Б., Жердев А. В., Тарасова О. С. Задачи по физиологии человека и животных. М.: МГУ, 1995


Интернет-ресурсы:

  1. http://www.biodat.ru

  2. http://www.rwn.boom.ru

  3. http://www.zmmu.msu.ru

  4. http://www.anatomya.com/index.html


СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания районного методического объединения учителей химии и биологии Белоглинского района

от « » ___________ 2020 года № _

  ___________ / _______________/

подпись руководителя МО       Ф.И.О.



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


   __________ /      И.А. Степанова   

      подпись     расшифровка подписи


« »   ______________ 2020 года





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!