Краснодарский край, Белоглинский район, хутор Туркинский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36 имени А.В.Алексенко
Белоглинского района»
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31 августа 2020 года протокол № 1
Председатель __________/Д.В. Петракова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
по биологии «Биология среди наук»
Уровень образования (класс): основное общее образование, 9 класс
Количество часов: 9 часов
Учитель: Хаустова Екатерина Владимировна
Программа разработана в соответствии и на основе: ФГОС основного общего образования; основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 36; программы элективного курса «Биология среди наук» Е. Н. Маслак из сборника элективных курсов по биологии 6 - 9 кл / М. Дрофа 2010
Пояснительная записка
Нормативные документы и методические материалы для создания программы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г.
2. Образовательная программа школы,
3. Базисный учебный план МБОУ СОШ № 36;
4. Программа элективного курса «Биология среди наук» Е. Н. Маслак из сборника элективных курсов по биологии 6 - 9 кл / М. Дрофа 2010
Концепция:
Данный элективный курс призван отразить связи биологии с другими науками.
Расчасовка курса:
Согласно авторской программе данный курс рассчитан на 34 часа и должен проводиться 1 раз в неделю (1 час), но так же он может быть спланирован как краткий курс на 10 часов, так как состоит из 10 отдельных частей. Однако, согласно базисному плану МБОУ СОШ № 36 имени А.В. Алексенко Белоглинского района, на его проведение отводится 9 часов, поэтому произведена корректировка относительно тем (представлена в таблице тематического распределения тем).
Цели курса:
Данный элективный курс призван отразить связи биологии с другими науками. Для осуществления этого используются следующие педагогические идеи:
— интеграции содержания образования;
— практико-ориентированного обучения;
— стимулирования занимательностью и др.
Задачи курса:
Продолжить формирование научного мировоззрения у школьников.
Развивать познавательный интерес учащихся к биологии на материале, выходящем за рамки школьной программы.
Кратко повторить изученное по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека в 6—8 классах (что пригодится ученикам при подготовке к ОГЭ).
Дать представление на доступном для учеников уровне о важнейших направлениях в науке и технике.
Ценностные ориентиры содержания курса:
Создать базу для профориентации школьников.
Продолжить развивать интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферу учеников.
Продолжить нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое и гигиеническое воспитание учащихся.
Общая характеристика организации учебного процесса:
Программа курса включает теоретические (59% времени курса) и практические (41% времени курса) занятия. Предусмотрено использование оборудования кабинета биологии и наработанный подобранный учителем материал.
Возможные формы предоставления результатов.
Результатам выполнения необходимого минимума заданий (по выбору ученика) из набора разнообразных заданий по каждому блоку учебного материала являются показатели ОГЭ и ЕГЭ т. к. данный курс направлен именно на этот контингент учащихся для расширения их кругозора.
Планируемые результаты освоения элективного курса «Биология среди наук».
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
эмоционально «проживать» события, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
выказывать своё отношение к происходящим событиям.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность демонстрируемых событий;
учиться высказывать своё мнение о происходящем;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
ориентироваться предложенном для усвоения материале;
находить ответы на вопросы в продемонстрированном материале;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую:
подробно пересказывать увиденное.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
грамотно строить своё выступление или высказывание;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметные результаты:
Выпускник научится:
определять место биологии среди наук;
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
решать задачи по физиологии человека;
составлять несложные инженерные проекты на основе биологических знаний.
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Содержание элективного курса «Биология среди наук».
Таблица тематического распределения количества часов.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Форма контроля |
Авторская программа | Рабочая программа | В том числе |
Теоретич. | Практич. |
| Блок 1 | 8 | 2 | 2 | 0 |
1 | Природа в музыке и литературе. | 3 | 1 | 1 | 0 | Работа с литературой (выписать пять примеров) |
2 | История становится ближе. | 3 | 0 | 0 | 0 | - |
3 | Биогеография. | 2 | 1 | 1 | 0 | Выступление на мини-конференции (рассказ о происхождении хотя бы одного растения или животного) |
| Блок 2 | 8 | 2 | 1 | 1 | |
4 | Биометрия. | 4 | 1 | 0 | 1 | Решение задач по физиологии |
5 | Биохимия. | 3 | 1 | 1 | 0 |
6 | Биология в руках детектива. | 1 | 0 | 0 | 0 | - |
| Блок 3 | 8 | 3 | 2 | 1 | |
7 | Иностранные языки для биологии. | 2 | 1 | 1 | 0 | Перевод биологических терминов |
8 | Биофизика. | 4 | 1 | 1 | 0 | - |
9 | Бионика. | 2 | 1 | 0 | 1 | Составление инженерного проекта |
| Блок 4 | 8 | 1 | 1 | 0 | |
10 | Биотехнология. | 8 | 1 | 1 | 0 | Зачет |
11 | Итоговая конференция. | 2 | 1 | 0 | 1 | Защита индивидуальных проектов |
| Итого занятий: | 34 | 9 | 6 | 3 | |
Общее количество часов — 9
Блок 1 (2 ч)
Тема 1. Природа в музыке, живописи и литературе.
Растения и животные в русских народных песнях и классической музыке М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Рим ского-Корсаков а, П. И. Чайков-ского; на картинах В. Васнецова, М. Врубеля, Леонардо да Винчи, Ван Гога, И. Левитана, В. Серова, И. Шишкина; в пословицах и фразеологизмах; сказках, стихах и баснях; рассказах и повестях В. Астафьева, Б. Васильева, И. Тургенева, А. Чехова и др.
Тема 2. Биогеография.
Биогеография как наука. Флора и фауна материков.
Блок 2 (2 ч)
Тема 3. Биометрия.
Математика помогает биологам. Живой организм в цифрах.
Практикум.
Решение задач по физиологии человека.
Тема 4. Биохимия.
Биохимия как наука. Биохимия растений (химизм почвенного и воздушного питания; химические вещества, которые запасаются в разных органах растений); биохимия человека и животных (разнообразные белки, находящиеся в организмах).
Блок 3 (3 ч)
Тема 5. Иностранные языки для биологии.
Иноземное происхождение терминов по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека.
Тема 6. Биофизика.
Применение достижений биофизики в микробиологии (приборы для операций на живой клетке: микроманипуляторы, микроэлектроды, микродатчик и ), в ботанике (изучение влияния электричества на фотосинтез, семена и проростки) и в науках, изучающих организм человека (изучение влияния электроники на мышцы и нервы; физические основы действия радиоактивных излучений на организм).
Тема 7. Бионика.
Что такое бионика. Использование знаний по ботанике и зоологии в инженерной мысли (соломина и Останкинская телебашня; дома-«початки»; пагоды-«ели»; «ухо медузы», «гидротон», Эйфелева башня, локатор, фотоаппарат и многое другое).
Практическая работа с учебниками ботаники и зоологии «Составление инженерных проектов».
Блок 4 (1 ч)
Тема 8. Биотехнология.
Что такое биотехнология. Традиционная биотехнология: хлебопечение, сыроделие, виноделие. Новейшая биотехнология: производство витаминов, антибиотиков и ферментов, генная инженерия («пища Франкенштейна» — генетически модифицированные продукты), клонирование живых организмов (история овечки Долли).
Итоговая конференция (1 ч).
Практическое занятие «Защита рефератов».
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) |
Блок 1 | 3 | Природа в музыке и литературе. | 1 | Выявляют взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, знакомятся с образом весны в творчестве композитора П.И.Чайковского, художников С.А.Виноградова, В.Н.Бакшеева, с понятием музыкальный пейзаж работают с с художественной литературой и фразеологическим словарем. |
История становится ближе. | 1 | Знакомятся с растениями, сыгравшими некую роль в истории разных народов и государств (берёза и Россия, хризантема и Япония, оливковое дерево и Древняя Греция и др.) выясняют происхождение названий растений и животных из мифов Древней Греции (адонис, аполлон, махаон и др.), рассматривают различные палеонтологические находки. |
Биогеография. | 1 | Знакомятся с основными характеристиками биомов; выявляют ключевые понятия биогеографии; расширяют свой кругозор знаний о разнообразных формах жизни на планете Земля. |
Блок 2 | 2 | Биометрия. Практикум. Решение задач по физиологии человека. | 1 | Проводят биометрические исследования, анализируют полученные данные, решают задачи по физиологии человека. |
Биохимия. | 1 | Учатся воспринимать и осмысливать знания в готовом виде, развивают умение логически мыслить, способности решать проблемные ситуации, обобщать, анализировать. |
Блок 3 | 2 | Биофизика. | 1 | Учатся воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации. |
Бионика. Практическая работа с учебниками ботаники и зоологии «Составление инженерных проектов». | 1 | Находят взаимосвязь биологии и техники, физики, медицины, других дисциплин, на основе общности ряда законов живой и неживой природы. Составляют несложные инженерные проекты на основе биологических знаний. |
Блок 4 | 2 | Биотехнология. | 1 | Знакомятся с современными методами создания и использования биологических объектов, современными методами в селекции, развивают практические навыки моделирования процессов. |
Итоговая конференция. Практическое занятие «Защита рефератов». | 1 | Представляют одноклассникам и учителю свои итоговые рефераты. |
Итого часов: 9 |
Список литературы
Список литературы для обучающихся:
Пасечник В. В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. /Под ред. Пасечника В.В. 5-6 класс. Учебник / М.: Просвещение, 2020 г.
Сонин Н. И., Сонина В. И. Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание.
Учебник: Сонин Н. И., Захаров В. Б. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы. Растения. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание.
Сонин Н. И., Захаров В. Б. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2018 г.
А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. 9 класс: учебник / М.: Вентана-Граф, 2019 г
Список литературы для учителя:
Программа элективных курсов. Биология. 6-9 классы. Предпрофильное обучение/ автор составитель Е. Н. Маслак.– М.: Дрофа, 2010
Беркенблнт М. Б., Жердев А. В., Тарасова О. С. Задачи по физиологии человека и животных. М.: МГУ, 1995
Интернет-ресурсы:
http://www.biodat.ru
http://www.rwn.boom.ru
http://www.zmmu.msu.ru
http://www.anatomya.com/index.html
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания районного методического объединения учителей химии и биологии Белоглинского района от « » ___________ 2020 года № _ ___________ / _______________/ подпись руководителя МО Ф.И.О. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ / И.А. Степанова подпись расшифровка подписи « » ______________ 2020 года |