СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Электрическое поле"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Электрическое поле" (8-й класс)

Просмотр содержимого документа
«"Электрическое поле"»

Открытый урок по теме "Электрическое поле" (8-й класс)


Цель урока: Сформировать представления учащихся об электрическом поле и его свойствах. Отработать понятия: электризация тел, электрический заряд, взаимодействие зарядов, два вида электрических зарядов.

Тип урока: комбинированный

Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать

План урока:

  1. Проверочная работа по карточкам

  2. Фронтальный опрос по теме “Электроскоп. Проводники и непроводники электричества”

  3. Работа у доски

  4. Проверка домашнего задания

  5. Постановка задачи урока

  6. Доклады

  7. Основной материал

    • Введение понятия электрическое поле

    • Введение понятия электрическая сила

    • Демонстрация взаимодействия заряженных тел

  1. Закрепление нового материала

  2. Домашнее задание

  1. Проверочная работа

На экране изображены рисунки взаимодействия зарядов. Необходимо определить знак шарика со знаком вопроса.

4. Проверка домашнего задания

Учитель: Мы немного повторили изученный материал. А для того, чтобы узнать новую тему, проверим домашнее задание. На дом был задан кроссворд. Проверим, что у вас получилось.


















































































































































































































































































































































































































































Вопросы:

  1. Физические явления, наблюдаемые в XVII веке, характеризующие способность одних тел притягивать другие тела. (Электрические)

  2. Слово, в переводе с греческого, обозначающее янтарь. (Электрон)

  3. Явление, происходящее при соприкосновении тел. (Электризация)

  4. Простейший прибор для обнаружения электрических зарядов. (Электроскоп)

  5. Заряд, имеющий знак «минус». (Отрицательный)

  6. Тело, через которое электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному. (Проводник)

  7. Вещество, являющееся источником отрицательного заряда. (Эбонит)

  8. Один из примеров хороших проводников электричества. (Почва)

  9. Тело, через которое электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному. (Диэлектрик)

  10. Вещество, являющееся источником положительного заряда. (Стекло)

  11. Составляющая эбонитовой палочки. (Каучук)

  12. Заряд, имеющий знак «плюс». (Положительный)

  13. Прибор для обнаружения и определения электрических зарядов. (Электрометр)

  14. Тело, которое по способности передавать электрические заряды занимает промежуточное положение между проводниками и диэлектриками. (Полупроводник)

  15. Тело изготовление из диэлектрика. (Изолятор)

  16. Для получения положительного заряда необходимы, стеклянна палочка и ... (Шелк)

  17. Действие, которое необходимо для передачи электрических зарядов от наэлектризованных тел. (Соприкосновение)

Ключевое слово ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

5. Постановка задачи урока

Механическое действие тел друг на друга происходит или при непосредственном соприкосновении тел (например, при ударе шариков друг о друга), или при наличии между ними какого-либо материального посредника (при буксировке одного автомобиля другим).

Вопрос классу: Какое третье тело здесь участвует? (Трос)

Во всех случаях, когда между взаимодействующими телами нет контакта, можно обнаружить такое “третье тело”, которое являясь посредником, передает действие от одного тела к другому, причем действие передается с конечной скоростью. Например, действие звучащего тела на барабанную перепонку уха передается через воздух с конечной скоростью (скорость звука).

Совсем другое дело – взаимодействие электрических зарядов. Заряженные тела действуют друг на друга, хотя на первый взгляд нет никакого посредника между ними. Так как электрическое взаимодействие происходит не только в воздухе, но и в вакууме.

Изучением взаимодействия электрических зарядов занимались английские физики Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл. У нас имеется небольшая информация об этих ученых.

6. Основной материал.

Выводы, сделанные этими великими учеными, заключался в том, что вокруг заряженных тел существует среда, посредством которой и осуществляется электрическое взаимодействие. Пространство, окружающее один заряд, воздействует на пространство, окружающее другой заряд и наоборот. Посредником в этом взаимодействии будет являться электрическое поле.

Электрическое поле – это особый вид материи, отличающийся от вещества [1]. (Определение записывается под диктовку учителя). То есть, это форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел.

Наши органы чувств не воспринимают электрическое поле (например, мы не можем его потрогать). Но оно окружает любое заряженное тело и соответственно проявляет себя по действию на заряженное тело.

Главное свойство электрического поля заключается в его способности действовать на электрические заряды с некоторой силой.

Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется электрической силой [1]. (Определение ученики записывают под диктовку)

Демонстрация взаимодействия заряженных тел

Оборудование: гильза из фольги на шелковой нити закрепляется на штативе, стеклянная или эбонитовая палочка, шерсть или шелк.

Когда мы подносим заряженную палочку к заряженной гильзе (заряд которой такой же, как у палочки), то наблюдаем отталкивание гильзы.

Вопрос классу: Какой вывод мы можем сделать? (Электрическое поле обнаруживалось по его действию на заряд на гильзе)

Вопрос классу: А вокруг заряженной гильзы существует электрическое поле? (Да, и оно действует на палочку)

Основной вывод: Вблизи заряженных тел действие поля сильнее, а по мере удаления от них поле ослабевает.

Демонстрация электрических спектров

Оборудование: султанчики, высоковольтный преобразователь “Разряд”.

А теперь с помощью султанчиков посмотрим спектры электрических полей.

Подсоединим султанчики к прибору “Разряд”. Сначала один к “+”, а другой к “-”. Посмотрим как они взаимодействуют друг с другом.

Вопрос классу: Какой вывод можно сделать? (Лепестки султанчиков притягиваются друг к другу, так как разноименные заряды притягиваются)

Чем ближе подносим друг к другу, тем больше взаимодействие (рис. 3).

Рис. 3

А теперь присоединим оба султанчика к одному заряду и опять начнем подносить их друг к другу.

Вопрос классу: Что мы видим? (Они отталкиваются друг от друга, так как разноименные заряды отталкиваются) (рис. 4).

Рис. 4

(Оба рисунка зарисовываются в тетрадях)

В обоих случаях ленточки султанчиков располагаются вдоль силовых линий электрического поля – то есть вдоль линий, касательные к которым в каждой точке поля совпадают с вектором силы, действующей со стороны поля на помещенный в эту точку заряд.

Другие свойства и виды силовых линий мы посмотрим по видеоматериалу [2].

8. Закрепление материала.

  1. Чем отличается пространство, окружающее заряженное тело, от пространства, окружающее незаряженное тело? (Существованием электрического поля)

  2. Как можно обнаружить электрическое поле? (При внесении электрического заряда)

  3. Если к заряженному металлическому шарику прикоснуться пальцем, он теряет практически весь заряд. Почему? (Так как человек хороший проводник)

  4. Достаточно ли просто прикоснуться электрометра заряженной эбонитовой палочкой, чтобы стрелка отклонилась? (Да)

9. Домашнее задание.

Список литературы:

1. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 8-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2006. – 191.

2. Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Электростатика. Свойства силовых линий. Телекомпания СГУТВ, 2006.































































































































































































































































































































































































































































э

л

е

к

т

р

и

ч

е

с

к

и

е











э

л

е

к

т

р

о

н
















э

л

е

к

т

р

и

з

а

ц

и

я












э

л

е

к

т

р

о

с

к

о

п











о

т

р

и

ц

а

т

е

л

ь

н

ы

й

















п

р

о

в

о

д

н

и

к













э

б

о

н

и

т





















п

о

ч

в

а


















д

и

э

л

е

к

т

р

и

к



















с

т

е

к

л

о



















к

а

у

ч

у

к
















п

о

л

о

ж

и

т

е

л

ь

н

ы

й













э

л

е

к

т

р

о

м

е

т

р




































п

о

л

у

п

р

о

в

о

д

н

и

к














и

з

о

л

я

т

о

р

















ш

е

л

к












с

о

п

р

и

к

о

с

н

о

в

е

н

и

е