Промежуточная контрольная работа
по литературному чтению
учени_____4 класса
_________________________________
_________________________________
Вариант 1
Прочитай текст «Пчела и муха» М. Алёшина. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
Пчела и муха
Вот какую притчу рассказал однажды старец Паисий Святогорец.
На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!
Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.
Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.
Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:
– Не знаете ли вы, где здесь белые лилии?
Муха насупилась:
– Не видела я здесь никаких лилий!
– Как? – воскликнула пчёлка. – Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!
– Цветов я тут не видела, – пробурчала муха. – А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!
Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:
– Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!
– Вот видишь, – сказал отец Паисий. – Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где – ирис, а где – гиацинт.
И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие – на муху и во всём стремятся увидеть только дурное. А ты на кого хочешь быть похожим?
(М. Алёшин)
1. В какое время года происходят события, описанные в тексте? (Возможны два верных ответа.)
а) Зима; б) весна; в) лето; г) осень.
2. Множество каких цветов росло на лугу?
a) Лилии, гиацинты, ирисы;
б) лилии, гиацинты, ирисы, тюльпаны;
в) лилии, гиацинты, ирисы, маленькие цветочки.
3. Напиши персонажей произведения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что делали на поляне пчёлки? Напиши.
_________________________________________________________________
5. Каким словом характеризует действия пчёл автор?
а) Трудились; б) весело летали; в) грелись на солнце.
6. Почему маленькая пчёлка не знала, где растут белые лилии?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Почему муха не видела на лугу лилий? (Возможны два ответа.)
а) Она оказалась на лугу в первый раз;
б) лилии её не интересовали;
в) её интересовала только грязная канава.
8. Восстанови деформированный план прочитанного произведения.
а) «А ты на кого хочешь быть похожим?»
б) Ароматная поляна.
в) Диалог маленькой пчёлки с мухой.
г) Сбор нектара.
д) Каждый видит только то, что его интересует.
9. Охарактеризуй пчёлок. (Какие они?)
________________________________________________________________
10. Охарактеризуй муху. (Какая она?)
_____________________________________________
11. Ответь на вопрос автора: «А ты на кого хочешь быть похожим?» Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Промежуточная контрольная работа
по литературному чтению
учени_____4 класса
_________________________________
_________________________________
Вариант 2
Прочитай текст «Эта басня сложена про тебя» Г. Х. Андерсена. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
Эта басня сложена про тебя
Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Они давали людям заглянуть в чудесное зеркало, в котором отражались всякие звери и диковинные вещи, являвшие собой зрелище сколь занимательное, столь и поучительное. Мудрецы назвали это зеркало басней, и что бы ни делали звери, всё разумное и глупое люди поневоле относили к себе и при этом думали: эта басня сложена про меня. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог. Приведем пример.
Стояли две высокие горы, а на их вершинах стояло по замку. Внизу, в долине, рыскала голодная собака, обнюхивая землю в поисках мышей или куропаток. Вдруг из одного замка послышался звук трубы; он возвещал, что там вот-вот сядут за стол. Собака тотчас помчалась на гору, надеясь, что и ей перепадет кусочек, но не успела она и полпути пробежать, как там перестали трубить, зато затрубили в другом замке. Тут собака подумала, что в первый замок ей не поспеть, там, видно, уже отобедали, а вот во втором еще только за стол садятся. Она сбежала с этой горы и помчалась на другую. Тут снова затрубили в первом замке, во втором же труба смолкла. Собака снова сбежала вниз и снова помчалась на гору; так она и бегала взад и вперед до тех пор, пока не смолкли обе трубы, потому что и здесь, и там уже отобедали.
А ну-ка догадайся, что хотели сказать этой басней древние мудрецы и кто этот глупец, который бегает, пока не свалится с ног, но так ничего и не находит ни здесь, ни там?
Г.Х.Андерсен
1. Выдели определение, соответствующее жанру басни.
а) Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе;
б) короткий нравоучительный рассказ, в иносказательной форме изображающий людей и их поступки;
в) повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных, фантастических сил.
2. Выбери наиболее близкое по значению объяснение словосочетанию «гениальный способ».
а) Самый лучший, совершенный;
б) наиболее удачный;
в) очень правильный.
3. Объясни с помощью других слов значение слова «мудрец».
а) Старый человек;
б) человек большого ума и опыта;
в) человек, придумывающий невероятные истории.
4. Какой жанр Х.К. Андерсен назвал «чудесным зеркалом»?
а) Сказку;
б) басню;
в) рассказ.
5. Почему на басню никто не мог рассердиться?
а) О людях говорится только хорошее;
б) человеческие недостатки обсуждаются на примере животных и диковинных вещей;
в) описываются события, которые не могут произойти в жизни людей.
6. Назови главного героя (персонаж) басни.
__________________________________________________________________
7. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль басни.
а) «Кто рано встаёт, тому Бог подает»;
б) «За двумя зайцами погонишься– ни одного не поймаешь»;
в) «Поспешишь, людей насмешишь».
8. Составь план текста из трех пунктов.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Ответь на вопрос Х.К. Андерсена: что же хотели сказать этой басней древние мудрецы?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Запиши 1–2 названия произведений Х.К. Андерсена.
______________________________________________________________
__________________________________________________________________