Эмоциональное развитие детей с нарушениями речи
(консультация для родителей)
У детей с ограниченными возможностями развитие психики и эмоций идет не так, как обычно. Им заметно тяжелее социализироваться, так что нужно приложить усилия для того, чтобы сделать их частью общества. Наличие дефектов развития еще не делает их менее ценными членами общества. И все же сегодня инвалидность у детей остается острой проблемой.
Самое сложное – доказать самим родителям, что их дети способны на многое. Еще одна проблема — рост рождаемости детей с разными видами отклонений. Сегодня врачи, психологи и педагоги могут подобрать правильную развивающую систему. Все они ориентированы на психологическое и эмоциональное развитие и дают детям возможность приспособиться к жизни.
Кто-то из них может посещать развивающие уроки и специальные школы, а для других продуманы сложные методики общения (дети с комплексными дефектами). Для детишек с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) эмоциональное развитие крайне важно. Это путь к преодолению врожденной проблемы.
Важность развития психики и эмоций актуальна не только для людей с ограниченными возможностями. Хотя они, конечно, являются в этом смысле наиболее уязвимой группой. Для каждого человека это важный этап развития. Без эмоций невозможно наполнить жизнь красками.
Человек за свои первые годы жизни переживает весь эмоциональный спектр: от безусловной любви к родителям до чувства гнева, агрессии. Важно учить справляться с эмоциями, контролировать их. Для этого необходимо наличие социальных контактов, получение обратной связи от общества.
Развитие эмоций прямо влияет на формирование личности и социального «я» малыша. От родителей зависит возможность реализовать эти потребности. Маленьким детям особенно важно получать эмоциональные отклики: это помогает им познавать окружающий мир и, что самое важное, самих себя. Помочь им — важнейшая задача родителей. Развитие эмоций у ребенка без патологий проходит естественным путем.
Сложности начинаются, когда родителям сообщают о патологиях и проблемах развития детей. К сожалению, многие воспринимают даже легкую патологию как приговор. Некоторые врачи подкрепляют страхи родителей, говоря лишь о том, какой это страшный труд – воспитание таких малышей. Действительно, многие дети требуют максимального внимания и особенного ухода. Обеспечивать им возможность нормально развиваться будет непросто, но это вполне возможно.
Дети с ОВЗ нуждаются в особенных методах работы. Их психическое развитие не может проходить по тому же простому пути, как у детишек без патологий. Они лишены одного (или сразу нескольких) видов восприятия мира:
Или же у них могут быть выявлены дефекты умственного развития, особенности психики. В любом случае сегодня для таких детей есть множество возможностей. Родителей нужно информировать об этом, а не рассказывать им лишь о сложностях. Детям дается шанс. Благодаря возможности эмоционального и психического развития они получают реальные перспективы для жизни, работы, общения.
Очень часто родители опускают руки из-за нарушения речи у детей.
Для малышей с нарушениями речи свойственна эмоциональная пассивность, замкнутость. Потерян важнейший механизм выражения своих эмоций. У здорового малыша 26 видов плача, с помощью которых он уже с первых дней общается со своими родителями. Далее идет активное запоминание речи. Это приводит к тому, что малыши начинают спонтанно разговаривать. Их речь совершенствуется от года к году. Но при серьезных нарушениях или невозможности разговаривать пропадает связь с миром. У малышей с ограниченными возможностями по части речи отмечается сильная закомплексованность.
Кроме того, они становятся эмоционально более ранимыми. Полная сосредоточенность на себе, направление размышлений внутрь себя ведут к изменению личности. Появляется нарциссическая модель поведения – часто родители сами провоцируют такое развитие у своих малышей. Самое важное – помогать им в выражении эмоций. Вместе с речью страдают и эмоциональные проявления. Малыш не может посредством лишь мимики и жестов показать радость, гнев, восторг или печаль.
Чем больше живого общения, тем лучше идет развитие. Нельзя ограничивать детей в контактах. Существуют школы общения, кружки творчества, спортивные организации для тех, у кого пострадала речь.
Пребывание среди людей помогает таким детям лучше приспособиться.
У многих их них пропадают депрессивные состояния, нормализуется мимика и понимание эмоций другого человека. Они могут концентрироваться уже не только на себе.
Есть еще одна важная особенность: такой ребенок не различает эмоции по лицам людей. Малышам показывали фото, на которых человек радуется, гневается, переживает момент удивления и т.д. Большинство (около 70%) детей не отреагировали правильно, не нашли соответствия между мимикой и реальной эмоцией. А среди детей без серьезных нарушений речи проблемы с этим тестом имели только 1-3% испытуемых.
Сегодня существуют не только дефектологические садики и школы. Малышам с разными нарушениями, физическими или психическими, предлагают занятия творчеством, музыкой, спортом. Психологи очень советуют родителям обратить внимание на такие кружки и детские клубы. Все это позитивно влияет на настроение ребенка, дает ему возможность испытать новые эмоции. Педагоги знают, что у малышей с ограниченными возможностям бывают проблемы в общении. Для них проводятся специальные занятия, помогающие знакомиться, дружить, играть вместе.
Еще очень важно получать помощь самим родителям. Они не всегда представляют себе, как общаться со «сложным» малышом и развивать его.
Большинство детей с легкой и средней степенями нарушений могут продолжить обучение и получить профессию. Их жизнь будет богата впечатлениями, эмоциями, они могут построить семью, работать. Это самого главное для ребенка — объяснить ему, что он не «второсортный», не «дефектный». У него тоже может быть жизнь, полная интересных моментов. Сегодня все больше способов помощи людям с ограниченными возможностями.
Главное – вовремя начать занятия. Эмоциональное развитие влияет на формирование личности, развитие психики, возможность жить по законам общества.