Тема: «Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения ».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1.Организационный этап | Эмоциональный настрой. Громко прозвенел звонок Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. ФИЗМИНУТКА. | Проверяют готовность к уроку | Л:смыслообразование (Я должен посмотреть…). Р:волевая саморегуляция. К:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2.Актуализация знаний | - Что мы сейчас делали? (общались) - Что мы использовали при общении? (речь) - Для чего нужна человеку речь? - Какая бывает речь? (устная и письменная) - Зачем человеку нужна устная речь? письменная речь? - Что красит нашу речь? (красивые, добрые, вежливые слова) Минутка чистописания | Отвечают на вопросы | К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использова- ние критериев для обоснова- ния своего суждения. П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; подведение под понятие. |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | - Послушайте стихотворение, в котором автор пропустил некоторые слова. Дядя Саша огорчен, Рассказал он вот о чем… Настя – славная девчонка, Настя ходит в первый класс. Но … давно уже от Насти Я не слышал слово … («Здрасьте») А слово-то какое – Очень дорогое! Встретил Витю я соседа … Встреча грустная была: На меня он, как торпеда, Налетел из-за угла! Но представьте! – зря от Вити Ждал я слова … («Извините») А слово-то какое – Очень дорогое! Он про внучку говорил: Экая досада – Я портфель ей подарил, Вижу – очень рада! Но – нельзя ж молчать как рыба, Ну сказала бы … («Спасибо») - Какие слова пропустил автор? -Сформулируйте тему нашего урока. (Будем учиться (говорить) употреблять в своей речи вежливые слова). - Для чего мы будем учиться употреблять в речи вежливые слова? - Тема урока: Речевой этикет. - Давайте спланируем нашу деятельность. (Учиться правильно употреблять в речи вежливые слова) - Какие вежливые слова вы знаете? - Для чего они нужны? | Ответы детей Обозначают условными знаками. | Л:самоопределение П:целеполагание. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Самостоятельная работа «Спасибо», «здравствуйте», «простите» Произносить он не привык, Простого слова «извините» Не одолел его язык. - Подчеркните вежливые слова. (спасибо, здравствуйте, простите, извините)-Оцените свою работу (оценочная лесенка) ФИЗМИНУТКА (музыкальная) - Разыгрывание ситуации. (слайд 3) - Посмотрите на картинку. - Что делают дети. - Как вы думаете о чем говорят дети? Разговор по телефону. Упражнение 1 стр 25 - Каких важных слов нет в разговоре? - Можно ли их общение назвать вежливым? Почему? - Какие ошибки они допустили? - Как бы вы поступили? Работа по учебнику Упражнение 2 стр 25 - Давайте прочитаем вежливые слова, запомним их, и будем пользоваться при общении с родными, друзьями и незнакомыми людьми. | Оценивают свою работу (самооценка) Дети разыгрывают ситуацию (2 ученика у доски) | Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива. П:постановка и формулирование проблемы; определение основной и второстепенной информации; структуирование знаний. К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов. |
5.Первичная проверка понимания. | Работа в группах - В русском языке есть слова-приветствия, слова-прощания, слова-извинения. -Распределите слова по группам. (1 группа - Приветствие: Здравствуйте. Доброе утро. Добрый день. Привет. 2 группа - Прощания: До свидания. До завтра. Пока. 3 группа - Извинения: Простите. Извините. Виноват. Прости.) - Оцените работу вашей группы. Слайд 4 Слова приветствия: Здравствуйте. Доброе утро. Добрый день. Привет. - Какое слово можно сказать при встрече с другом? Слова прощания: До свидания. До завтра. Пока. - Какое слово можно сказать при прощании с другом? Слова извинения: Простите. Извините. Виноват. Прости. - Можно ли эти слова говорить при общении с взрослыми? Почему? (невежливо) | Оценивают работу каждой группы. | Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения. П:выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство. К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций. |
6. Первичное закрепление. | ФИЗМИНУТКА Работа в рабочих тетрадях стр.14 | Работают в тетрадях | П:моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму. К:учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование речевых средств для решения коммуникационных задач. |
8. Рефлексия. Подведение итогов | - Чему мы учились на уроке? - Какое задание вам понравилось больше всего? - Кому было трудно? - Что нужно сделать для того чтобы не допускать ошибок? | Подводят итог, оценивают свою деятельность. | П:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Л:адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе. |