Организационный момент Этап проверки домашнего задания | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Милана Владимировна, и сегодня, урок литературного чтения у вас буду вести я. Можете садиться. Прозвенел для всех звонок, Значит, начался урок, Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. -Вижу, что к уроку все готовы, молодцы. - Ребята, давайте проверим домашнее задание. Кто скажет, что вам было задано? - Кто хочет объяснить смысл пословицы «Без беды не узнать друга»? - Молодцы, вы правы, только настоящий друг в беде не оставит, всегда поможет и поддержит. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу - Нужно было объяснить смысл пословицы «Без беды не узнать друга» - Узнать, настоящий у тебя друг или нет, можно, когда окажешься в трудной ситуации: настоящий друг в беде не оставит, всегда поможет и поддержит.(примерный ответ) | Личностные: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим; Познавательные: Умение воспринимать речь учителя. Коммуникативные: Формирование умения общаться с учителем; Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; |
Актуализация знаний. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения. Формулирование темы и цели урока. Словарная работа | - Ребята, давайте вспомним, какой раздел мы изучаем? - Молодцы, как вы думаете, почему раздел назвали «Я и мои друзья»? - Давайте вспомним, с какими писателями мы познакомились на прошлых уроках. Посмотрите на слайд. Ваша задача установить автора и название произведения. -Ребята, а какой автор вам еще неизвестен? Это… Юрий Иванович Ермолаев. - мы сегодня на уроке познакомимся с произведениями этого автора. Вам знакомо его имя? Читали его произведения? - Рассмотрите обложки его книг на слайде. Какие из этих книг вы читали? Кто хочет рассказать? (если не читали) Предположите, о чем и ком писала Ю. Ермолаев. Юрий Иванович Ермолаев родился в городе Москва в семье простых рабочих. Еще в школе его любимым предметом была литература, с которой он хотел связать свою жизнь. Закончил школу Юрий успешно и поступил на обучение в Театральное училище. Получив профессию актера, он играет в московских театрах главные роли в спектаклях. После была работа на радио. Но у него было маленькая мечта – создавать героев, передавать тем самым деткам свой опыт. Свои первые произведения Юрий Иванович прочитал на радио, где работал. Рассказы пользовались бешеным успехом среди слушателей. его первая книга - «Почему рассердились бумажные полоски». Дальше были «Дом отважных трусишек», «106 пропавших часов», «Нежданно – негаданно», «О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе». Я советую вам прочитать эти произведения. - что вам запомнилось из моего рассказа о Ю.Ермолаеве? что узнали? - Дети, сегодня мы познакомимся с произведением Юрия Ермолаева, но как оно называется, вы должны отгадать: Может быть оно песочным, А порой и с кремом. Иногда бывает с сочным Аппетитным джемом. И безе бывает — крошкой, А в глазурной кожуре Может быть оно картошкой, Только вовсе не пюре. - Ребята, откройте учебник на странице 54. Еще раз прочитайте фамилию автора и название произведения. Сформулируйте тему урока. - Какая будет цель урока? - Что будем делать на уроке? - Молодцы, ребята, мы сейчас с вами будем читать произведение, а вам встретятся слова, значение которых вы можете не знать. Африка - материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой. Река Конго- название реки в Африке. Долина реки— это пониженная часть земной поверхности по которой протекает река. У долины широкие места чередуются с узкими. Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах. Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку | - Мы изучаем раздел «Я и мои друзья». - Раздел назвали «Я и мои друзья», потому что в этот раздел включены произведения о дружбе, воспитании чувства товарищества, взаимопомощи. Н иколай Афанасьевич Булгаков - «Анна, не грусти!» В алентин Дмитриевич Берестов- «За игрой» В иктор Владимирович Лунин - «Я и Вовка» - Нам неизвестен Юрий Иванович Ермолаев. Р ассказ сопровождается презентацией с фотографиями. - Пирожное -Тема урока:Юрий Иванович Ермолаев «Два пирожных». - Цель урока: познакомиться с Ю.И. Ермолаевым и его произведением «Два пирожных». -Будем читать, отвечать на вопросы, сами задавать вопросы. | Личностные: освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. - умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. Познавательные: Формирование уважительного отношения к иному мнению. Умение излагать свое мнение Активное использование речевых средств Коммуникативные: Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою . Регулятивные: определять и сохранять учебную задачу. Личностные: Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками Предметные: предугадывают содержание произведения. Познавательные: Использование знаково-символических средств представления информации Коммуникативные: формируют собственное мнение и позицию; строят понятные высказывания; слушают и понимают речь других Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;оценивать правильность выполнения действия. |
4.Этап постановки учебной задачи. | - вспомните, какой вопрос я задавала до чтения. О пирожных ли этот рассказ? Почему Ермолаев назвал так свое произведение? А чтобы это выяснить, мы еще раз прочитаем рассказ и посмотрим, правы ли мы были. | Как вы думаете, о чем будет идти речь в произведении? - Нет, не о пирожных. - потому что с помощью пирожных автор дал понять детям, что нужно помогать , а взамен тебя обрадуют | Коммуникативные: - Умение строить речевое высказывание Познавательные: -Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
Физкультминутка | Вы немножечко устали. И теперь все ровно встали. Вправо, влево наклонитесь (раз-два, раз-два), Вправо, влево повернитесь (раз-два, раз-два), Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем: Один, 2, 3, 4, .5 Глазки открываем. Ими поморгаем. И урок мы продолжаем. | Повторяют действия учителя | Регулятивные Умение соотносить свои действия с действиями учителя; Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную; Коммуникативные Умение слушать; |
5.Этап перечитывания и анализа художественного произведения. | Чтение 1 части ( до слов …Прямо не оторвешься) - Что попросила сделать мама своих дочек? (вымыть посуду) - Что в этот момент делала Наташа? (читала книгу) - О чем была эта книга? (о путешествиях по Африке) - А что же такое Африка? (Материк или большая часть суши, окруженная водой) - Чем занималась Оля? (лепила из пластилина крендельки и булочки) - Как отреагировали девочки на просьбу мамы? Найдите и прочитайте. (Наташа, читала книгу о путешествиях по Африке, а младшая Оля лепила из пластилина булочки и крендельки. -Как вы понимаете слово «вдогонку»? - Ребята, давайте озаглавим 1 часть Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку) - Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше - Пришла ли Наташа помогать? Почему? (Наташа не пришла помогать, потому что она была заинтересована чтением) - Пришлось ли Оле звать Наташу на кухню? (да пришлось.) - Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет) - Почему её нет? Разве она куда-то ушла? (Она находилась в комнате, но представляла, что она в путешествии) - Что видела Наташа, путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев) - Как называлась река, по которой путешествовала Наташа? (Река Конго) - Как отреагировала Оля на слова Наташи? (Постояла Оля около сестры, вздохнула и опять ушла) - Что делала Наташа после слов Оли? Стало ли ей стыдно? (Наташа продолжила читать книгу и ей было не до посуды) -Ребята, как можно озаглавить 2 часть? Чтение 3 части. - Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше - Что Наташа заметила? (крем от пирожных) - Как объяснила это Оля? ( Оля сказала что ей так велела мама, потому что неизвестно сколько потребовалось бы ждать Наташу) - Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу) - что почувствовала Наташа после её слов? (Наташа расстроилась, ей стало обидно что за нее съели пирожное) - Почему мама так поступила? - Как можно озаглавить часть? ПЛАН: 1.Помощь маме 2.Путешествие в Африку 3.Пирожные | Однажды мама попросила дочек помыть посуду. Старшая сестра, Наташа, читала книгу о путешествиях по Африке, а младшая, Оля. лепила из пластилина. Оля сразу пошла на кухню, а Наташа решила дочитать главу. Мама вошла в комнату и сказала: — Помогите-ка мне, дочки, вымыть посуду. В это время старшая сестра, Наташа, читала книгу о путешествиях по Африке, а младшая, Оля. лепила из пластилина булочки и крендельки. Мыть посуду им не хотелось Но Оля решила так: «Сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду». И пошла на кухню. - вслед за убегающим, водящим - Помощь маме Я тоже сейчас приду, только главу дочитаю. — сказала ей вдогонку Наташа и добавила: — Такая интересная книга, прямо не оторвёшься! Немного погодя Оля вернулась в комнату за Наташей: — Что же ты не идешь, мы с мамой почти всю посуду перемыли А меня здесь нет, — не отрываясь от книги, проговорила Наташа, — я путешествую сейчас в долине реки Конго. Вокруг меня пальмы, тропические лианы, попугаи. — И она перевернула страницу. Постояла Оля около сестры, вздохнула и опять ушла. Минут через двадцать она убрала чистые тарелки и принялась за лепку. - Путешествие в Африку — Ну вот я и дома, — закрывая книгу, проговорила Наташа и вдруг рассмеялась: — Чем это ты губы вымазала? — Кремом, — похвасталась Оля, — я два пирожных съела. Одно за тебя. — Зачем же за меня? — спросила Наташа. — Мама велела. Она сказала, что ещё неизвестно, когда ты вернёшься из Африки, а пирожное с кремом может испортиться - Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться -Пирожные | Познавательные: - умение строить речевое высказывание, анализировать объекты с целью выделения признаков Коммуникативные: - умение говорить, перерабатывать информацию на основе анализа, умение принимать и передавать графическую информации. Регулятивные: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения Предметные: читают произведение, анализируют, озоглавливают |
6.Этап обобщения. | С какими героями познакомились? -Ребята, посмотрите на доску, давайте сравним Олю и Наташу. Выберите слова, которые характеризуют Олю, а затем Наташу. Оля Наташа трудолюбивая легкомысленная отзывчивая мечтательная послушная ленивая добрая хитрая Как охарактеризуем маму? Почему? Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля? - Можно ли сказать, что они поступили справедливо? - Ребята, давайте определим главную мысль рассказа? - Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? О пирожных ли шла речь в произведении? Чему хотел научить? Ребята, давайте повторим слова, значение которых вы могли не знать, но узнали на сегодняшнем уроке и решим кроссворд на листочках. Заключительное слово учителя. Каждый из нас живёт в семье. В вашем доме должна царить любовь, доброта, уважение, тепло. Особенно в нашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди - ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей. Ведь если вы будете заботиться и думать о других, то о вас тоже будут заботиться | Оля, Наташа и мама Дети соотносят слова с героями. Умная, справедливая, хитрая, находчивая. Потому что она нашла способ проучить Наташу. Они поступили справедливо. Тот, кто не работал, ничего не получил. - Главная мысль произведения – это то, что нужно помогать маме, родным, быть отзывчивыми, сопереживать другим, не быть эгоистичными, не потакать все время своим желаниям, помнить о своих обязанностях. - Автор хотел научить читателей быть добрыми, душевными, дружелюбными, проявлять взаимопомощь и поддержку. Важное качество в человеке – отозваться на чью-то просьбу, готовность помочь родным людям и окружающим Ответы также будут на доске | Коммуникативные: Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; Познавательные: Умение воспринимать речь учителя. |