Ковтун Ксения Сергеевна, учитель истории и обществознания
МОБУ Гимназии № 9
Эссе
Про то, что сделать трудный выбор очень просто...
История - это вечный выбор. Нет, так не говорили великие. Но подобные мысли вполне могли их посещать. И, размышляя об этом, они создавали шедевры мировой культуры - к сожалению, не это нас объединяет...Но история! В которой мы все "живем"...и это больше, чем существующая Вселенная: в нашей Истории по первому вызову в поисковой строке Интернета, запросу в библиотечном каталоге, наконец, по слову учителя, легко переплетаются судьбы человечества. Начиная знакомство пятиклассников с исторической наукой, конечно, не пропустишь ленту времени, в которой хорошо прослеживается отдаленность "временных лет". Но как только ребята самостоятельно спроектируют свою хронологическую "дорожку" и, перемещая бегунок, начнут сопоставлять события и судьбы, - оживает все: и класс, и учитель, и цивилизации, и полководцы. А свобода вечного выбора людей Земли определяет тот самый ход истории. Ценность и масштабность этой науки невозможно преувеличить.
Примерно так в российском курортном городе начала размышление о педагогическом пути неоперившийся учитель истории и обществознания. Это я. И Я ВОВСЕ НЕ СОБИРАЛАСЬ РАБОТАТЬ В ШКОЛЕ!
Как трудно сделать выбор...Мне 14 лет, и я археолог. Ищу остатки цивилизаций, на прошлом выстраиваю версии грядущих событий. Появляется предметная область "Право". Раскопки прошлого забыты, упиваюсь юридической литературой и к 17 годам понимаю, что лучшего прокурора в моем лице России не найти. А дальше все просто: побеждает вечный зов предков. Как я могла искать что-то, если есть ОНА- ИСТОРИЯ!? Стремление освоить то, что увлекало все школьные годы(благодаря учителю истории), взяло абсолютный верх. Выбор сделан.
И вновь он возникает как проблема: после захватывающих лекций А.Л.Пелеха по археологии и С.Л.Дударева - по истории средних веков, постоянного "копания" архивов, исследования источников, успешных и не очень удачных выступлений, поисков общественной и исторической правды на семинарах вдруг от декана исторического факультета Ю.В. Приймака звучит предложение: "Оставайтесь на кафедре, Вы способны работать со студентами. Ваше будущее - наука". А в это время начинаются не менее интересные занятия по латинскому языку, возрастной психологии и методике преподавания предметов...А это так интересно и ново!
Здесь хочется поставить смайл, даже не один: знаете, мордашки, которые обозначают почти отчаяние, удивление, сомнение и восторг - издержки цифрового века ))
Что же выбрать? Наука - это удивительная бесконечность, поиски и находки. ШКОЛА - ЭТО...А ЧТО ЭТО? И пока трудности выбора беспокоили меня, наступило время практики.
Оказывается, выбор был так прост. Он лежал на поверхности... на самой макушке детских голов и их взрослых вопросов. Значит, эти маленькие серьезные люди верят, что я смогу помочь найти ответы на самое важное - в этой теме урока, во взаимоотношениях с другом, в их жизни. УЧЕНИКИ гимназии № 1 г. Армавира, с которыми я прожила один месяц, "ПОБЕДИЛИ" моих самых любимых преподавателей ВУЗа. А на летней педагогической практике в детском оздоровительном комплексе был получен рецепт: от подростков невольно заряжаешься позитивом.
Прошло 2 года работы в гимназии 9 г. Сочи. У меня диплом бакалавра. Второй месяц учусь в магистратуре. Напряженная по ответственности и объемам работа учителя не удивляет. Не все удается с первого раза, а профессиональные неудачи расстраивают: самообразование "хромает"; не получается найти оптимальные подходы в работе с разными категориями детей (кажется, особенности современных детей требуют говорить серьезно об индивидуальном подходе). Переживания длятся около 2 часов, после чего моя историческая душа с вечным поиском окунается в консультации опытных коллег, педагогические эксперименты, семинары и вебинары. Вроде полегчало...Теперь можно задуматься об аттестации на квалификационную категорию. А еще возникла новая идея работы с одаренными детьми (полтора года учусь руководить ресурсной организационно-методической площадкой "Одаренные дети", которая, кстати, есть только в моей гимназии). Недавно "отвлекли" от разработки мониторинговой карты: пригласили выступить на краевой конференции проектно- исследовательских работ школьников: получилось, что исследования учеников , с которыми мы работали в течение года, отметили призовыми местами на городской конференции и региональном конкурсе. Но ведь удалось! А тогда, год назад, тоже выбирала: какую форму консультаций предложить, если к тебе, как будущему руководителю проекта записалось более 90 учеников. Выбрала. А дети принесли победу!
А ведь могло бы не быть таких достижений, если ученик не выбрал бы для своего исследования этот предмет; если бы родитель не решился испытать возможности своего ребенка и сделать выбор в пользу историко-литературного класса (в котором часы истории предложили вести мне, что является для меня и возможностью, и наградой)...А может, это решения всех участников образовательных отношений, которые возможны только в диалоге?..
Моя сегодняшняя жизнь - это сплетение детских интересов, проблем и моих возможностей; запросов родителей и предложений с моей стороны; разнообразия образовательной деятельности и личных рекордов в беге на короткие дистанции - за временем и за желанием все успеть. А значит, опять вечный выбор...
В День учителя на педагогической дискуссии - в школьном формате нашего конкурса - коллеги задали вопрос:"Сколько времени понадобится, ЧТОБЫ СТАТЬ НАСТОЯЩИМ УЧИТЕЛЕМ". Прозвучали ответы участников (нас было 9 учителей): "ОТ 3 УРОКОВ ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ". УЧИТЕЛЯ - удивительные ЛЮДИ, самодостаточные и вечно сомневающиеся личности, КОТОРЫХ просто НЕТ БЕЗ ДЕТЕЙ.
3 года назад мне не удалось сформулировать ответ на вопрос: ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ШКОЛА... Педагогическая практика дала ответ: ШКОЛА - ОЧЕНЬ ЖИВАЯ ИСТОРИЯ - БЕСКОНЕЧНЫЙ ЭКЗАМЕН С ВЫБОРОМ ЕДИНСТВЕННО ВЕРНОГО ОТВЕТА.