ЭССЕ «Я – учитель».
«Учитель! Разве не в твоих руках судьбы детей, судьба Планеты Земля? Не считай себя маленьким человеком, от которого мало что зависит, и Бог возвеличит и прославит твой труд». |
Шалва Александрович Амонашвили |
В детстве я мечтала стать стюардессой, летать на международных рейсах, хотела посмотреть другие страны, общаться с людьми на английском языке, который я очень любила, всегда хорошо выглядеть, ведь стюардесса всегда следит за собой - это дресс-код профессии… Но я стала педагогом…правильный ли я выбрала путь?
С детства для меня примером была моя мама, которая всю свою жизнь посвятила работе с детьми. Я видела, как она относилась к своей работе, как готовилась к урокам, проверяла тетради (иногда я ей даже в этом немного помогала). Мама много рассказывала мне о своей бабушке, то есть о моей прабабушке, которая во время войны тоже была учителем начальных классов. Даже в те суровые годы дети учились. А после уроков моя прабабушка со старшими девочками вязали носки, шарфы, шапки и отправляли их на фронт.
Мама и прабабушка определили мой жизненный путь. И вот поэтому я решила, что непременно стану учителем. А приехав в педагогический университет, я узнала, что открыли новый факультет ««Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Иностранный язык». И все встало на свои места. Я буду не просто учителем, а учителем и начальных классов, и учителем английского языка. Моя мечта стать стюардессой не сбылась, но я нисколько об этом не жалею!
И вот я – учитель начальных классов и учитель английского языка.
Младший школьный возраст является тем временем в жизни человека, когда формируется основа умения учиться. В этом возрасте важно не упустить то, что будет залогом не только обучения в школе, но и фактором успешности на протяжении всей жизни. Без объективной оценки своих действий ребенку очень сложно двигаться к успеху. Поэтому мы должны помочь ему в этом. Я полностью согласна со словами немецкого учёного-физика Макса Планка: «Не так важно, чему учат в школе, а важно, как учат».
Что же нужно ребенку для того, чтобы он успешно учился? Как учить?
Я взяла за основу своей педагогической деятельности гуманную педагогику Ш. Амонашвили, и я согласна с его словами, что «сердцем педагогики является сердечное общение учителя с учеником, воспитателя с воспитанником, и ничто другое. Решение всех педагогических проблем зависит от качества общения, а не отчего-либо другого».Современные дети мало общаются друг с другом. Компьютер и телефон заменяют им общение с друзьями. Общение - это одна из самых необходимых вещей, наравне с приемом пищи. Если ребенок не попадает в социум, мало общается с окружающими, в дальнейшем ему предстоит преодолеть немало трудностей. Поэтому, я считаю, очень важно общаться с ребенком. При близком общении с ним мы чувствуем его, сопереживаем ему, оказываем искреннюю моральную поддержку, для которой иногда не нужно слов, достаточно одного приободряющего взгляда. Мы должны доставлять ребенку радость общения с нами: радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха.
Сейчас дети совершенно не читают и не любят читать, «лишнюю» строчку не прочтут, если ее не задавали. А задание, например, найти и записать из учебника ответы на вопросы, многие дети считают непосильным трудом. Многие учащиеся уже с первого класса твердят, что терпеть не могут читать, и называют уроки чтения в числе самых нелюбимых предметов. Ни для кого не секрет, что, если ребенок хорошо и быстро отвечает на вопросы, если с учебой у него все в порядке, значит, он любит читать и читает много. Детям необходимо уметь читать и понимать прочитанное, писать о своих впечатлениях, иметь определенные точки зрения для понимания и усвоения изучаемого предмета и явления, уметь словесно отображать результаты своих наблюдений. Поэтому в современной школе необходимо прививать любовь к чтению. Для этого приучаю своих учеников пользоваться библиотекой, искать информацию в разных источниках (энциклопедии, справочники, толковые словари), регулярно провожу на уроках разнообразные формы чтения («жужжащее» чтение, чтение хором, про себя и вслух, чтение с остановками, по ролям и другие), использую разные упражнения для развития техники чтения («игра в прятки», «закончи предложение», «буксир», «день-ночь» и другие), часто инсценируем сказки, как на русском, так и на английском языках.
Дети лучше всего осознают себя на занятиях музыкальных, хореографических, изобразительных, театральных, которых в достаточной мере должно быть в школе. Все эти занятия будут развивать эстетический вкус ребятишек, а самовыражение в музыке, рисунках, танцах станет для них процессом эстетических наслаждений, радостных ощущений. Хорошо, что в нашей школе они есть! Мои дети принимают участие в творческих конкурсах разного уровня: и в муниципальных («Радуга идей ангарских детей», «Палитра моего города», «Крылатая ангарская строка»), в региональных (конкурс мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству «Равный-равному»), и в международных («Экологический фольклор народов мира»), становятся призёрами и даже победителями.
«Игра есть испытание грядущего». Игра должна присутствовать везде: на уроках, на переменах, на занятиях внеурочной деятельности, на внеклассных и общешкольных мероприятиях. В современной школе редко можно увидеть, чтобы дети во что-то играли, в лучшем случае - бессмысленная толкотня и беготня. «Играют» дети только на своих сотовых телефонах везде и всюду: по дороге в школу и домой, на перемене, в туалете, да и что там скрывать, даже на уроке. И очень злятся и раздражаются, когда учитель требует спрятать телефон. А как же игра? Она там в самом разгаре! Конечно, в этот момент дети мало думают об уроке. Детям нужны другие игры, например, часто использую в своей работе интерактивные игры по разным предметам, игровые упражнения и приемы, элементы соревнования, загадки, путешествия в сказку и многое другое, что побуждает детей к обучению и общению. Игра детей воодушевляет, воспитывает, учит взаимодействию, взаимопониманию, взаимопомощи, и правильному пониманию обстановки, и мгновенному реагированию и еще очень многому! Игры просто необходимы в школе, особенно детям младшего школьного возраста.
А уроки? Какие должны быть уроки? Конечно, уроки нужны нам, чтобы помочь детям работать, мыслить плодотворно. «Урок требует эмоциональной начинки. Иначе он скудеет и скучнеет». Такая эмоциональная начинка должна присутствовать на каждом уроке. Это не только картинка, сказка или игра, это физкультминутка, это прыгалки… - и при этом я отвечаю не только за психологическую безопасность и здоровье ребёнка, но и за физическую безопасность. Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, надо сделать его крепким и здоровым: «пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!» (Ж.Ж. Руссо). Поэтому ежедневно в течение года провожу физкультминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, снятия физической усталости, утреннюю общешкольную зарядку, организую различные соревнования – «Веселые старты», «Сильные, смелые, ловкие» и т.д. Применяю здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Урок должен быть увлекательным, сложным, интересным, полезным, загадочным… Ещё много каким его могут назвать дети. Но главное – он должен быть продуктивным, чтобы дети на нём слушали и слышали, смотрели и видели!
Конечно же, успешно учиться ребёнку помогают и родители. Великий русский педагог В. Сухомлинский пишет: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». Любой родитель хочет, чтобы его ребенок вырос самым умным, самым счастливым, самым способным. И для этого, конечно, родители прилагают все усилия, стараются дать ребенку все самое лучшее. Но, если взглянуть правде в глаза: все меньше мы видим в современных детях добра, терпимости, любви. Им очень нравится «качать права», ведь этому их учат чуть ли не с пеленок. В каждом классе есть такие ученики, которые любят поспорить с учителем, испортить нервы, поумничать, подерзить, только это не означает, что ребенок отстаивает свое мнение или борется за справедливость, сейчас дети делают это просто потому, что это «прикольно». У таких детей нет жизненного опыта и каких-то особых мнений, у них просто много амбиций. Кто виноват в таком поведении ребенка? Он сам или его родители? Поиск ответа на этот вопрос в данном случае не приводит к решению проблем с поведением ребенка, только разжигает больше ненависти учителей и родителей, учителей и детей. В данном случае, главное, понять действительную причину такого поведения учеников, и только тогда можно будет правильно построить общение, чтобы погасить плохое поведение. В психологии есть понятие: невроз ребенка – это невроз семьи. Компетентный родитель должен понимать это, и, если сам не в состоянии решать проблему, он должен обращаться за помощью к психологам, педагогам. Я очень тесно сотрудничаю с родителями: консультации, индивидуальные собеседования, родительские «посиделки», совместные классные и внеклассные мероприятия, совместные творческие дела, круглые столы. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению, которое проводится на родительских собраниях. Вся эта работа с родителями способствует повышению педагогической культуры родителей, укреплению взаимодействия школы и семьи, усилению ее воспитательного потенциала.
А где же место учителя во всём этом? Где моё место как учителя?
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель», - слова немецкого педагога Адольфа Дистервега ещё раз доказывают нам, что пример учителя очень важен для успешного обучения наших детей. Своим примером мы учим воспитанников доброте и стараемся сделать их сердца отзывчивыми к людям. Мы обязаны развивать и беречь в ребенке веру в нас, в своих воспитателей, веру в своих товарищей, веру в людей, веру в самого себя. «Если хотим воспитывать в ребенке благородство, то и воспитатель должен быть благородным, и средства, им выбранные для воспитания, должны быть благородными» (Ш. Амонашвили).
Всё это так! Но я никогда не забываю слова Ричарда Баха, что «учитель не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты».Когда учишь, надо «знать три вещи: свой предмет, кому ты его преподаёшь, и то, как преподать свой материал элегантно» (Лола Мей). Это как? Ну прежде всего создаю условия, чтобы дети смогли свободно рассуждать, доказывать, опровергать, сомневаться, ошибаться. Ведь и на ошибках можно учиться. Учить надо сердцем, вдохновлять детей на получение знаний. В основе моего воспитания лежит безграничная любовь к детям. Что значит для меня любить ребёнка? Это в первую очередь понимать его, интересоваться им и уважать его личность.
А речь учителя? По словам Ш. Амонашвили, «она — мажорная, стимулирующая, вселяющая уверенность, интригующая. В ней нет места грубости, раздражительности, нервозности». Ругать – в этом нет великого труда, тем более труда учителя. А вот похвалить даже за скудные правильные труды ребёнка, – это величайший духовный труд учителя.
Уверена, что и темп ведения урока, интересная подача учебного материала детям имеют исключительно важное значение для появления у детей радостного отношения к учению и полного усвоения учебного материала.
Всему на свете научить нельзя. Но учитель должен «указать дорогу», где можно добыть эти знания, «разжечь умы» своих учеников. «Ум — это не сосуд, который нужно заполнить, но факел, который нужно зажечь» (Плутарх). Поэтому я стараюсь создать условия, в которых дети смогут учиться, где смогут взять нужные знания.
И ещё один важный момент в моей работе. О нём скажу опять словами великого педагога Ш. Амонашвили: «Образование происходит сегодня, но дышит будущим. Современное образование– это экспресс, устремленный в будущее; молодые люди, находящиеся в нем, стремительно мчатся в мир будущего, насквозь пронизывая настоящее. Там их ждут свои дела. Образование, которое не наполнено смыслом будущего, похоже на экспресс без колес». С этими словами невозможно не согласиться. Учителю следует постоянно забегать в завтра и послезавтра, дышать жизнью завтрашнего дня, обновлять себя постоянно, ежедневно. Я знаю, что тот, кто обучает, должен обучаться сам. Учителю важно учиться в течение всей жизни, важно включить рефлексию в свою профессиональную работу, постоянно отвечать на вопросы: что я знаю и чего еще не знаю, что умею и что не умею, чему хочу научиться.
Я люблю учиться. Вот поэтому, проработав 5 лет, решила получить еще одно высшее образование в Байкальском гуманитарном институте по специальности «Юриспруденция». Я выбрала именно эту специальность, потому что современная система педагогического образования подвергается значительным изменениям. Современный педагог должен знать нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей, Конвенцию о правах ребенка, трудовое законодательство и др. Правовая грамотность — одна из необходимых составляющих высококвалифицированного педагога. Без знания норм права в целом, системы управления образованием, нормативно-правового обеспечения образования, прав ребенка невозможно качественно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность. А еще у меня есть огромное желание выучить китайский язык, потому что, на данный момент в России в совершенстве китайским языком владеет очень маленький процент населения, что говорит о нехватке специалистов в этой области. В России очень востребованы переводчики китайского языка. Владение этим языком расширит мои педагогические возможности, ведь свои знания потом я смогу передать моим ученикам. Таким образом, китайский язык - это востребовано, престижно, да и просто интересно, ведь Китай – это действительно одна из самых загадочных стран мира, которая отличается величайшим культурным наследием. Я знаю, что изучение языка - медленный и кропотливый процесс, ведь это достаточно сложный восточный язык, но если поставить перед собой такую цель, то всегда можно добиться желаемого.
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет», - говорил К.Д. Ушинский. Разными дорогами приходят в школу учителя, и также по-разному складываются их школьные судьбы… Универсального рецепта, как выбрать правильный, единственно верный путь в жизни, просто нет и быть не может. Окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Я счастливый человек, потому что я выбрала для себя правильный путь. Я - учитель!