Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с. Октябрьское» муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия-Алани
Доклад
на тему:
«Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения - новый шаг в образовании»
Учитель технологии
Агнаева Р.К.
О государственных образовательных стандартах второго поколения рассказывают руководители Российской академии образования.
Вице-президент РАО академик А. А. Кузнецов:
Между утвержденным в 2004 г. федеральным, компонентом государственного стандарта общего образования (стандартом первого поколения) и проектом федерального государственного образовательного стандарта общего образования (стандартом второго поколения) существует много отличий. Среди них есть те, которые можно отнести к разряду определяющих сущность стандарта второго поколения. Прежде всего, изменилось само понимание того, что такое стандарт, соответственно изменились компоненты стандарта. Раньше мы понимали под стандартом фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечит достижение планируемых образовательных результатов. И стандарты тогда нередко называли стандартами содержания образования.
Сейчас предмет стандарта и его функции существенно расширены по нескольким причинам. Во-первых, не все, что мы хотели бы закрепить через
стандарты, можно было обеспечить в начале 90-х гг. XX в. Не было, в частности, финансовых средств для реализации многих условий введения стандарта.
Теперь средства появились. Государство готово принять на себя определенные обязательства в сфере образования. Еще вначале 2000-х гг. тогдашний Президент РФ В. В. Путин сказал: «Государство возвращается в образование».
Сейчас мы рассчитываем на то, что стандарт будет регулировать не только содержание образования и планируемые образовательные результаты.
Стандарт второго поколения будет обеспечен гарантиями государства относительно того, что эти образовательные результаты будут достигаться в условиях определенной информационно-образовательной среды. Ее составляют, прежде всего, педагогические кадры, а также материально-техническое, финансово-экономическое, информационное обеспечение.
Очевидно, что существует жесткая зависимость между тем, в каких условиях происходит освоение содержания образования, и теми образовательными результатами, которые могут быть получены в этих условиях. Например, если нет оборудованного кабинета физики или химии, то невозможно рассчитывать на результаты, соответствующие современным требованиям к качеству образования. Исходя из этого, расширены сфера действия стандарта и круг вопросов, которые он охватывает.
От двухкомпонентного состава стандарта, включавшего обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки выпускников, мы перешли к другой структуре. Она включает три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ (ООП), требования к результатам освоения ООП и требования к условиям реализации ООП. В Законе РФ «Об образовании» такая структура стандарта закреплена в ст. 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты» .
Требования к результатам освоения ООП представляют собой описание
совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Эти требования задают критерии оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования.
К личностным (ценностным) результатам относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.
К метапредметным (компетентностным) результатам относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.
Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы имеем дело с личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.
В современном понимании стандарт имеет два назначения. С одной стороны, через стандарт задается система ориентиров для аттестации и выявления уровней подготовки конкретного обучаемого - например, как это делается в ходе ЕГЭ. С другой стороны, стандарт будет задавать некие показатели эффективности функционирования системы образования на разных уровнях: от образовательного учреждения до муниципалитета, региона и федерального уровня.
Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, А личностная часть является предметом анализа и
оценки массовых социологических исследований. Это второе отличие нового
поколения стандартов. Результаты разделили на те, которые относятся к конкретной личности и те, которые относятся к системе образования в целом.
Следует отметить, что был учтен опыт прошлых лет. Мы поняли, что невозможно давать на обсуждение широкой общественности и тем более на утверждение стандарт, в котором раскрыты конкретные образовательные результаты по всем предметам. Что такое хорошее образование, что такое качественное образование, что такое успешность человека, что такое образовательные результаты, обеспечивающие эту успешность? Сколько людей, столько и мнений. Скорее всего, именно по этой причине не «прошли» варианты образовательных стандартов 1993, 1998 и 2004 гг.
Поэтому было принято решение представить стандарт на двух уровнях как некий айсберг, «надводная» часть которого ориентирована на широкую
общественность, а «подводная» часть - на узкое профессиональное сообщество.
Пользователями стандарта являются самые разные категории людей: родители, работодатели, законодатели, широкая общественность, исполнительная власть, издатели, разработчики и так далее. Каждая из этих групп хочет увидеть в стандарте именно то, что ее интересует и хочет, чтобы это было написано понятным для нее языком. Но в одном документе это сделать невозможно.
Определенный Федеральным законом стандарт будет представлять документ небольшого объема - 30-40 страниц. В нем будут изложены основные подходы к структуре, функциям, порядку использования стандарта и др. Это будет документ, написанный доступным языком, понятным широкому кругу читателей. А для реализации всех деклараций, которые сформулированы в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, будет создано мощное нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение. Оно будет включать цели общего образования для каждой его ступени, Базисный учебный (образовательный) план, фундаментальное ядро содержания общего образования, примерные программы по отдельным учебным предметам, программы формирования универсальных учебных действий, систему оценивания учебных достижений обучающихся, программу воспитания и социализации учащихся и многое другое. Все это конкретные рабочие документы, нужные учителю, школе и системе управления образованием на всех уровнях. В них будут охарактеризованы условия реализации образовательного процесса, материально-техническое обеспечение, финансирование, подготовка кадров и т.п. Такова структура нового стандарта.
Рассматривая функции стандарта второго поколения, следует отметить, что
есть функции, которые инвариантны и имеют непреходящее значение. А есть
изменяющиеся и новые функции. Вспомним стандарт первого поколения. Чем
были обусловлены его функции? Тем, что в Российской Федерации появилось
законодательство, допускающее многообразие образовательных систем и автономность образовательных учреждений. Это «запустило» процесс разрушения единого образовательного пространства в стране. Поэтому основная функция стандарта первого поколения состояла в том, чтобы остановить центробежные процессы. И то, что стандарты были введены хотя бы как временные, остановило развал образовательной системы, образовательного пространства. Это важнейшее достижение стандартов первого поколения, которое невозможно переоценить. Они сыграли огромную роль в том, что система образования в стране окончательно не рухнула. Сейчас вопрос о единстве образовательного пространства стоит не так остро. Но возникают другие проблемы, связанные с повышением качества образования. Новые функции стандарта второго поколения связаны с тем, что система образования получает новые приоритеты, новые задачи. Новыми функциями стандарта являются формирование российской (гражданской) идентичности; гуманизация образования и всей школьной деятельности; обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования и др.
В структуре стандарта появились требования к условиям реализации ООП.
Одна из функций стандарта связана с обеспечением гарантии государства в отношении этих условий. Государство принимает на себя гарантии по обеспечению условий, при которых, возможно достижение планируемых результатов.
Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования. Это вовлекает государство в образование не только через
Министерство образования и науки, но и через Министерство финансов, Министерство экономики, многие другие структуры. Образование на деле становится общегосударственным делом.
Как планируется вводить стандарт? Прежде всего будут разработаны требования, необходимые для обеспечения реализации ООП и достижения планируемых результатов общего образования. Эти требования представляют собой систему кадровых, финансовых, учебно-материальных, материально - технических, гигиенических и других нормативов и регламентов. В соответствии с этими новыми требованиями будет проводиться лицензирование образовательных учреждений. Органы управления будут стремиться к тому, чтобы обеспечить условия и создать предпосылки для введения стандарта второго поколения.
Следующий шаг связан с изменением системы подготовки педагогических кадров в вузах и в системе повышения квалификации. Это, наверное, самая острая проблема: система педагогического образования инерционна. Совершенствование системы подготовки педагогических кадров и их переподготовки потребует изменения учебных программ, учебников, методического обеспечения - всего того, что мы меняем, переходя на новое содержание образования.
Но заниматься этим, бессмысленно, если мы не создадим необходимых условий. Если у нас учитель химии прошел соответствующую переподготовку, а потом приходит в кабинет, где у него две разбитых колбы и ржавый штатив, что ему делать с его подготовкой и с новыми учебниками? Жесткая зависимость одного от другого заставит всех нас работать вместе, корректируя друг друга и подталкивая к действиям.
И последнее, что нам придется сделать. Необходимо менять систему государственной (итоговой) аттестации. Новые планируемые результаты потребуют иного подхода к оцениванию. Придется вводить две системы: одну персонализированную, подобную ЕГЭ; другую - в форме мониторинга, ориентированную на массовое оценивание деятельности школы, муниципалитета или региона. У нас есть конкретные предложения о том, как менять ЕГЭ. Это будет системное нововведение, а не локальное, как это было раньше.
В работе над стандартами принимают участие не только Институт содержания и методов обучения и другие институты Российской академии образования, но и Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, ведущие университеты страны, Федеральный институт развития образования, институты развития образования Татарстана и других регионов - очень большой коллектив специалистов самого разного профиля. В соответствии со стандартом второго поколения появляется Базисный учебный план, в котором для всех классов есть обязательный раздел «Внеучебная деятельность». На нее предусмотрено примерно 10 часов в неделю. По старым представлениям, это увеличивает нагрузку на 10 часов. На самом деле это не так, потому что повышается вариативность образования. Она позволяет адаптировать образовательный процесс к интересам, потребностям и способностям каждого школьника. В целом это разгружает ребенка и сокращает уровень его учебной нагрузки. С начала 80-х гг. XX в. мы говорим о перегрузке школьников. А между тем у нас
самый короткий учебный год в мире, самая большая продолжительность каникул, самые короткие уроки. Об этом полезно знать всем.
Директор Института содержания и методов обучения РАО,
академик-секретарь М. В. Рыжаков:
Выше отмечалось, что новый стандарт - это не только содержание образования. Для разработки технических заданий по строительству новых зданий школ уже создана правительственная группа на уровне Министерства регионального развития и Минобрнауки. В ближайшее время представление о строительных нормах для образовательных учреждений будет изменено в том направлении, которое раскрыл А.А. Кузнецов. Есть поручение президента и правительства по организации этой работы. Будут создаваться школы другого уровня, по-другому устроенные. Сейчас мы еще не можем точно сказать какие. Но ясно, что это будут многофункциональные комплексы. Из них дети должны не бежать, а наоборот - стремиться туда.
В качестве сопровождения стандарта создаются документы, рассчитанные на разные категории пользователей. Важнейшие из них - основные общеобразовательные программы (ООП), которые делятся на три группы: начального, основного и среднего (полного) общего образования. Созданы проекты этих программ как интегрированных документов, которые будут опубликованы.
Программа состоит из нескольких частей:
пояснительной записки,
характеристики целей образования для данной ступени общего образования (начального, основного, среднего полного),
базисного учебного (образовательного) плана;
фундаментального ядра содержания;
примерных программ по отдельным учебным предметам,
программы формирования универсальных учебных действий,
рекомендаций по оцениванию учебных достижений учащихся,
программы воспитания и социализации.
Школы могут включать в образовательные программы дополнительные компоненты, которые отражают интересы регионов, потребности личности, образовательного учреждения. Освоение или не освоение этих программ и будет основой для получения документа об образовании.
Важной частью ООП является Базисный учебный (или образовательный)
план (БУП). Он состоит из инвариантной и вариативной частей.
В первой части определены:
максимально допустимый объем аудиторной учебной нагрузки;
общий объем нагрузки, которая будет финансироваться из бюджета;
состав учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам и годам обучения.
В вариативной части БУП, которая регламентирует количество часов, отводимых на обеспечение интересов и запросов учащихся, предусмотрен раздел «Внеурочная деятельность».
Инвариантная часть БУП в начальной и основной школе составляет примерно 65%, а на вариативную часть отводится 35%.
В старшей школе инвариантная часть составляет около 35%, а вариативная - 65%.
Одним из компонентов ООП является Фундаментальное ядро общего образования. В нем фиксируются основополагающие элементы научного знания методологического, и мировоззренческого характера, а также универсальные учебные действия. Фундаментальное ядро общего образования разработано по русскому и иностранным языкам, литературе, географии, истории, обществознанию, математике, физике, химии и биологии.
Под универсальными учебными действиями понимают обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются средствами, как отдельного учебного предмета, так и всей их совокупностью. Все это отражено в особом документе - программе формирования универсальных учебных действий. Это примерная программа, она имеет рекомендательный характер. Изучив ее, учитель может понять, какой вклад вносит его предмет в формирование универсальных учебных действий. В программе они будут прописаны, структурированы. Это важно было сделать: все понимали, что формировать универсальные учебные действия необходимо. Но желаемого результата получить пока не удается, о чем: свидетельствуют результаты последних международных исследований качества образования. Они показали, что российские школьники на высоком уровне овладевают предметными умениями, тогда как формирования общеучебных умений не происходит в должной мере.
Программа формирования универсальных учебных действий создана
с тем, чтобы объединить все, что делается в отдельных учебных предметах в
этом направлении. Очевидно, что вне предмета универсальные учебные действия сформировать невозможно. Понимая их общий характер, преподаватель каждого предмета может реализовать эти рекомендации на конкретном содержании с учетом специфики предмета.
Следующий документ - примерная программа воспитания и социализации учащихся. Такая программа разработана для начального и основного образования. В ней все виды внеурочной деятельности сгруппированы в шесть направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, патриотическое направление, а также общественно-полезная и проектная деятельность. Направления пересекаются и частично перекрывают друг друга. Все они сохранятся и в программе для старшей школы.
Программа воспитания и социализации учащихся по своей новизне, может быть, один из самых серьезных для нашей школы документов. Она открывает направление деятельности, которая раньше системно никак не описывалась. На эту работу государство выделяет средства. Значит, по-другому нужно будет планировать учебное время. Не обязательно первую половину дня будут занимать только аудиторные занятия, а вторую внеучебная деятельность. Школа станет более разнообразной, учитывающей специфику своего местоположения. А стало быть - и более эффективной, способной участвовать в формировании, возможно, самой «новой» привычки современного человека: привычки учиться.