Физическое развитие младших школьников
Р.И. Мылтыгашев,
учитель физической культуры,
МБОУ «Бейская школа-интернат»
На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке младших школьников оказывают влияние сопутствующие заболевания, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей. Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.
У детей с умеренной умственной отсталостью страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других - повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений.
Нарушения физического развития:
- отставания в массе тела;
- нарушения осанки;
- отставания в показателях объема жизненной емкости легких.
Нарушения в развитии двигательных способностей:
- нарушение координационных способностей - точности движений в пространстве;
- координации движений;
- ритма движений;
- пространственной ориентировки;
- равновесия.
Нарушения основных движений:
- неточность движений в пространстве и времени;
- отсутствие ловкости и плавности движений;
- излишняя скованность и напряженность;
- ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.
Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, степень приспособления к физической нагрузке не только зависят от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.
Физическое воспитание в системе коррекционного обучения и воспитания – это комплексное воздействие на личность умственно отсталого школьника с целью формирования у него жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщения к систематическим занятиям физической культурой, коррекции нарушений моторики и физического развития, укрепления здоровья и подготовки к жизни и деятельности в обществе. Такой комплексный подход к системе физического воспитания определен необходимостью всесторонней помощи лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии.
Таким образом, можно сделать вывод:
существуют определенные принципы и закономерности развития моторики;
моторика детей с нарушениями интеллектуального развития осуществляется по тем же принципам и закономерностям, что и у здоровых детей, но значительно медленнее;
нарушения моторики неблагоприятны для психического развития ребенка с нарушениями интеллектуального развития;
нарушения моторики следует корректировать, используя сохранные, не пострадавшие движения или менее выраженные нарушения двигательной сферы.
Установка на развитие личности умственно отсталого ребенка предполагает:
- включение школьника в доступные виды деятельности, в том числе и занятия физическими упражнениями;
- оптимальный уровень двигательных возможностей;
- физическое совершенство;
- потребность в движении, ориентировке и участие в спортивных (доступных) соревнованиях;
- коррекция выявленных нарушений моторики и физического развития.