СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование адекватной самооценки в продуктивной деятельности дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование адекватной самооценки в продуктивной деятельности дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Формирование адекватной самооценки в продуктивной деятельности дошкольника»

Еловская Наталья Васильевна,

Климович Надежда Павловна

МБДОУ №96

г. Иркутск





ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ В ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

В решении задач нравственного воспитания большое место занимает формирование у детей дошкольного возраста представлений о нормах морали. Причем эти представления должны найти свое применение в практической жизни, служить средством регуляции поведения ребенка, его отношения к окружающим, ибо только при таком условии они не останутся лишь «знаемыми, но не действенными» (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович).

Педагоги и психологи считают, что в дошкольном возрасте создаются возможности для формирования элементов самосознания и, в частности, самооценки. В.С. Мухина отмечает: самосознание – это понимание ребенком того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение.

Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке своих достижений и неудач, своих возможностей.

Известно, что самооценка может быть адекватной, то есть соответствующей реальным проявлениям, достижениям, и неадекватной – завышенной или заниженной.

При завышенной самооценке у ребенка отсутствует самокритичность, он преувеличивает свои достоинства, не принимает замечаний в свой адрес, что может стать причиной конфликтной ситуации в группе.

При заниженной самооценке ребенок нерешителен, обидчив, замкнут, он не верит в свои силы. Такие дети нуждаются в особом внимании со стороны взрослых.

Лишь адекватная самооценка обеспечивает ребенку правильное отношение к своим успехам и неудачам (начало самокритичности), к их одобрению или неодобрению.

Такой ребенок принимает замечания педагога, осознавая их справедливость, признавая возможное нарушение им правил или наличие ошибок в своей работе. Он умеет считаться с замечаниями сверстников, учитывает их мнение, спокойно воспринимает их отрицательные оценки, сохраняя уверенность в себе.

Известно, что детям дошкольного возраста свойственна в основном завышенная самооценка. В то же время исследования показывают, что старшие дошкольники начинают осознавать особенности своих поступков, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих. «В результате такого усвоения, - пишет А.В. Запорожец, - ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные».

Одним из главных факторов формирования адекватной самооценки у детей являются оценочные воздействия педагога. Они включают в себя эмоциональный и познавательный элементы, поэтому не только направляют внимание ребенка на хорошие и плохие стороны его поступков, но и вызывают соответствующий эмоциональный отклик, побуждают к саморегуляции поведения, к стремлению соответствовать положительным оценкам.

Доброжелательность, заинтересованность взрослого, разумная требовательность оказывают существенное влияние на развитие у ребенка адекватной самооценки.