Кочарян А.Г.
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ
Мнения отечественных и зарубежных психологов и педагогов, анализирующих подростковые особенности, новообразования, содержание ведущей деятельности, возраст подростков в настоящее время расходятся.
Самый ответственный и неоднозначный, самый критический, сложный подростковый период является переходным от детства к возмужанию и характеризуется значительными изменениями в физиологии, психологии, социальном окружении. Подростки включаются в новую систему общения и межкультурных отношений. Подростки ищут собственное место в жизни, стремятся реализовать себя в социально-значимых делах, многочисленных взаимоотношениях. Каждый из них уже осознает «инакомыслие» партнера по общению, его разноплановость мыслей и чувств.
Выдающимся является тот факт, что глубинно-психологическая сущность, психологические характеристики подростка остаются прежними, однако в процессе изменения экономической, культурной, социальной жизни, совершенно по-иному, с качественными различиями формируется модель самосознания, личностного становления, появляются новые образования. Специфика межкультурного общения зависит от многого: социальных знаний, личностных черт, жизненного опыта. Формированию самосознания подростка способствует общение.
А ведущим мотивом общения является потребность найти свое место и реализоваться в коллективе сверстников, во взрослом коллективе, в окружающем пространстве, что приводит подростка к еще большему расширению собственного круга общения. Ведущий мотив общения среди сверстников – подтверждение самоценности, эмоциональной сопричастности группе, получение информации, отработка коммуникативных навыков.
Возрастает желание строить совершенно другие отношения со взрослыми, увеличивается потребность в доверительной беседе. Общение со взрослыми отражает формирующееся мировоззрение, желание обсуждать смыслоформирующие, жизненно важные вопросы, планы на жизнь. Несмотря на ряд трудностей, возникающих в общении, многие подростки все же достигают целей, совершенствуя культуру собственного поведения, шлифуют коммуникативные навыки в образовании и самообразовании.
У значительной части подростков, мотивация к межкультурному общению как восприятие инакомыслящих, терпение и уважение к другим культурам, стремление преодолевать межязыковые барьеры в общении может отсутствовать. Поэтому актуальной становится задача развития мотивации и формирования готовности подростков к межкультурному общению.
Интеллектуальное развитие подростков идет очень быстро, память, логика, внимание, воля, абстрактное мышление формируются достаточно быстро, как и самостоятельное творческое мышление, креативность. Все эти качества являются необходимыми для формирования межкультурного общения. У большого количества подростков к 12-13 годам существует сформированное стремление избегать категорического суждения о людях, их качествах, что позволяет адекватно принимать и рассматривать «иного» в ситуациях межкультурного общения.
В 14-15 лет у подростков появляется новое самообразование «быстрая самооценка», она формируется на основе сравнивания собственного поведения, мышления и норм, которые выступают как определенные показатели, регулирующие поведение.
С опытом растет интерес к нормам общества, идеальным нравственным принципам, которыми они начинают руководствоваться, упорно отстаивая их.
С открытием своего внутреннего мира, появлением уровня притязаний, идет активный поиск референтных групп в поликультурном социуме.
Следует отметить, что деятельность современных подростков отличается от деятельности их сверстников лет двадцать- тридцать назад. Они более прагматичны, индивидуалистичны, чаще проявляют инициативу в выборе дела, стремятся с самовыражению и самоутверждению.
Вступая во взаимодействие с другими членами общества, подростки не имеют опыта общения, не знают всех его тонкостей и особенностей.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно выделить те отличительные особенности подросткового возраста, которые играют важное значение при формировании готовности подростка к общению двух культур:
- открытие внутреннего мира, стремление быть индивидом, самим собой, открытие подростками своего внутреннего мира, стремление быть самими собою;
- развитие саморефлексии, осознание своей социальной важности и нужности, стремление реализоваться в окружающем социуме;
- когнитивное развитие подростков совершенствуется, становясь изобретательным, образным, оригинальным, приобретая возможность гибкого, многовариантного решения проблем;
- появляется умение критически оценивать ситуацию, понимать чужое мышление, сравнивая его с собственным жизненным и культурным опытом;
Стремление к социально значимой деятельности подростков, соответствующее потребности подростков в общении, значительное расширение сферы деятельности, способствуют стремлению к прогнозированию и анализу собственной коммуникативной деятельности, формированию готовности к усвоению коммуникативных навыков и умений, сознательному отношению к себе как к члену общества.