СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение к работе Актуальность исследования

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность исследования. Реферируемая диссертация посвящена проблеме повышения у учащихся общеобразовательных школ мотивации к чтению художественных текстов на иностранном языке (ИЯ). Как известно, вопросам, связанным с обучением чтению на ИЯ, посвящен целый ряд исследований (М.П. Андреева, Л.И. Колесник, Н.Ф. Коряковцева, С.Ф. Фоломкина, О.Н. Иванова, Н.А. Селиванова, Г.А. Гаражкина, Г.Г. Губина, А.В. Колединова А.А. Вейзе, Е.К. Прохорец, Н.А. Магомедова и др.). Однако, в настоящее время, в связи с активной интеграцией Армении в целом и ее граждан в частности в мировое культурное, социальное геополитическое пространство, проблема обучения чтению современных школьников приобретает особое звучание. В области иноязычного образования ставятся задачи развития у школьников основных черт вторичной языковой личности (Н.Д. Гальскова), что предполагает формирование у них готовности и способности к межличностному и межкультурному общению, в том числе с носителями изучаемого языка. Совершенно очевидно, что чтение различного рода иноязычных текстов в условиях этого общения играет существенную роль. При этом в учебном процессе оно выступает и как цель обучения, и, одновременно, как важное средство развития навыков и умений других видов речевой деятельности на ИЯ.

В то же время практика обучения ИЯ свидетельствует о том, что чаще всего у учащихся, особенно подросткового возраста, отсутствует интерес к иноязычному художественному тексту, они не испытывают желания читать на изучаемом языке. Подобная ситуация развивается на фоне снижения у современных подростков как в нашей стране, так и за рубежом потребности в чтении художественной литературы и на родном языке. Это, с одной стороны, подтверждает особую актуальность рассматриваемой в диссертации проблемы, связанной с повышением читательской мотивации учащихся основной школы, а, с другой, обусловливает сложность данной проблемы.

Известно, что феномен мотивации привлекает большое внимание исследователей (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К.Левин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, Ж. Нюттен, З. Фрейд, П. Фресс, В.Э Чудновский, П.М. Якобсон и др.). При всех имеющихся различиях в трактовке данного феномена [Вилюнас 1990, Годфруа 1992, Джидарьян 1976, Магомед-Эминов 1998, Madsen 1959 и др.], ученые едины в оценке его потенциала как механизма или процесса, побуждающего человека к активной деятельности и определяющего направленность и способы ее осуществления. Поэтому проблемы мотивации в теории и методике обучения ИЯ относятся к числу наиболее актуальных (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Л.И. Колесник, З.Н. Никитенко, С. Ндьяй и др.).

Тем не менее вопросы посвященные мотивационно-побудительным аспектам обучения чтению художественного текста на ИЯ, остались до настоящего времени на периферии интересов ученых и практиков. Вместе с тем анализ мотивов, побуждающих школьников читать на ИЯ, а также учет структуры их мотивации к чтению иноязычных текстов позволили бы повысить качество обучения чтению в школе.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно выделить противоречия между:

- высокими требованиями к уровню владения учащимися основной школы чтением, в том числе чтением художественных текстов, и недостаточной теоретической и практической обоснованностью процесса обучения этому виду речевой деятельности с последовательной опорой на мотивационно-побудительную сферу личности обучающегося;

- имеющимся богатым потенциалом психологической науки в области изучения мотивации человека и недостаточным использованием этого потенциала в решении проблемы, связанной с повышением мотивации учащихся к чтению на ИЯ;

- между потребностями современной школы в научно-методическом сопровождении обучения чтению как средству развития у учащихся интереса к художественному тексту на ИЯ и отсутствием соответствующих технологий обучения данному виду речевой деятельности.

Выявленные противоречия обнаруживают наличие проблемы исследования, которая состоит в необходимости разработки методики обучения чтению на ИЯ, направленной на повышение мотивации учащихся к читательской деятельности.

Объект исследования: процесс обучения чтению художественных текстов на ИЯ.

Предмет исследования: система методов и приемов работы с иноязычным текстом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!