Формирование коллектива на первой ступени 1 слайд
Работая учителем начальных классов, понимаю, что мне отведена главная роль в постановке целей и задач для эффективного сплочения ребят. Каждые 4 года приходят разные дети, и только поняв характер и особенности эмоционального состояния учеников, а следовательно, и класса в целом, можно делать выводы о том, как будет развиваться новый коллектив, как направить его в нужное правильное русло, как помочь ему в становлении и укреплении.
Я считаю, что именно от того, как я построю свою работу в этот период, зависит то, как дальше класс идет по жизни.
2 слайд Когда ко мне пришли 19 замечательных первоклассников, я приняла их всех, как своих школьных детей с их достоинствами и недостатками.
На начальном этапе зарождения коллектива, я ставлю перед собой задачу узнать детей.
Для этого я провожу:
-повседневное наблюдение за деятельностью и поведением ребят во время уроков и на перемене. В этом мне помогают игры. Именно в игре многие дети раскрывают себя.
- провожу анкетирование родителей на первом родительском собрании о интересах и склонностях детей; о их индивидуальных особенностях.
- очень много беседую с детьми как индивидуально, так и в группах.
Все это помогает делать обобщающие выводы по вопросам отношения учащихся к учебной деятельности, выявлять черты характера, культуру поведения, отношения с одноклассниками, интересы и склонности детей.
Нужно сказать, что на этапе зарождения коллективного объединения я являюсь единственно главным организатором всех процессов и всех видов деятельности, в которые вовлечён класс. Мне необходимо наглядно показывать и объяснять, как вести себя в той или иной ситуации, как лучше организовать, спланировать и выполнять определённую работу. На данном этапе я являюсь и главным примером для подражания. С первых дней совместной деятельности я показываю детям, что уважаю каждого из них, требуя того же и от них. Максимально делаю всё чтобы ребята с удовольствием ходили в школу, чувствовали себя комфортно и уверенно, доверяли мне и не в коем случае не боялись. В своей работе использую «стиль сотрудничества», стараюсь быть заботливой и внимательной, последовательной. В воспитании присутствует умеренная строгость, четкие правила и требования.
Например.
С первых дней вводится правило называть друг друга только по имени. Эти требования как для детей, так и для меня.
Учиться отвечать только за свои поступки, если даже ты это делал не один.
Когда часть класса принимает правила и соглашается с ними – это свидетельствует о второй стадии формирования коллектива.
3 слайд Наблюдая за детьми, я выстраиваю план дальнейшего развития коллективной работы. В него включаю различные творческие мероприятия, игры, с целью выявления в классе лидеров, инициативных групп.
4 – 5 слайды Это и различные внеурочные мероприятия: выход в музей, театрализованные постановки, поздравление именинников, конкурс поделок, рисунков и т.д.
6 – 7 слайды Так же максимально я использую на уроке парную работу, групповую, коллективную работу во время внеурочных занятий на рисовании, технологии.
Далее становлюсь уже не ведущей фигурой, требующей беспрекословного выполнения требований и правил, а соучастником процесса формирования коллектива. Я оказываю помощь в разрешении спорных ситуаций и конфликтах, а также укрепляю дух единства коллектива.
8 слайд На этом этапе мы планируем и организуем какое-либо классное мероприятие. Мы вместе обсуждаем всё: тему, ход мероприятия. Кто-то любит читать стихи, а кто-то хорошо рисует, кто-то учится в музыкальной школе – всё это учитывается и обсуждается всем классом.
Некоторые дети не настолько раскрепощены, чтобы участвовать в полноценном диалоге. И моя задача заметить это и не загонять их ещё дальше в угол, а стремиться помочь. Я использую «Метод конкретных вопросов». Я не жду, когда они скажут, я задаю им вопросы. Этот способ позволяет им постепенно учиться самостоятельно искать решения.
Ребята начинают действовать вместе, привлекая к своим увлечениям одноклассников, появляется стремление помочь, проявлять инициативу в общении. На фоне всего класса появляется группа ребят наиболее увлечённых, с яркими проявлениями активности и организаторскими способностями. Такая ячейка класса называется его активом. Уже на сегодняшний день есть ребята, которые сами проявляют инициативу помочь слабому ученику, чтобы он был успешным. Мои воспитанники радуются за достижения своих сверстников. У нас есть такая традиция. Дети которые занимаются вне школы в секциях и кружках делятся своими призовыми местами и мы всем классом за них радуемся. Мы радуемся и за тех детей, которые маленькими шажками идут к успеху в учёбе. Стараемся всем классом им помочь.
Я считаю, чем разнообразнее, содержательнее и активнее ребята общаются в коллективной деятельности, тем более эффективно они развиваются духовно.
Большую роль для становления личности играет психологическая поддержка. Я стараюсь в каждом ребёнке найти положительные моменты и обязательно сказать ему об этом: «Я тобой горжусь», «я рада, что ты попытался это сделать», «я поздравляю тебя с победой», «Вот видишь ты смог, ты молодец» и т.п.
9 слайд В классе традиционными стали следующие мероприятия:
«День рождения класса». Проводится в рамках классного часа первого сентября в различной форме при участии детей и родителей.
«Самый, самый лучший день» – поздравление учащихся с днем рождения, праздник именинников.
«Спортивный праздник», цель которого показать значение спорта в жизни человека. Данное мероприятие проводится в конце мая в форме состязаний между начальными классами.
Конечно же, поздравления родных и близких с праздниками. «День отца», «День матери», «Новый год», «23 февраля», «8 марта» и т.д.
В нашем образовательном учреждении организуется огромное количество различных мероприятий. Участие принимает исключительно весь класс: обговариваем, рассуждаем, предлагаем, подготавливаем.
Моя работа классного руководителя не ограничивается рамками школы. Я поддерживает тесную связь с семьей. Информирую родителей об учебной работе, привлекаю их к проведению различных мероприятий в классе. Все это способствует становлению сплоченного классного коллектива.
Классный коллектив - это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после работы собраться всем вместе и поговорить о том, как слаженно и весело работалось, каковы итоги, что ждет впереди.