Августовская конференция педагогических работников города Благовещенска
«Совершенствование общих подходов к управлению муниципальной системой образования и обеспечение открытости образовательной деятельности»
Управление образования администрации города Благовещенска
Муниципальное бюджетное учреждение «Информационно-аналитический методический центр»
Августовская конференция педагогических работников города Благовещенска
- Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у обучающихся на уроках изобразительного искусства.
«Художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов» . В.Г. Злотников
- Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский , И.Г. Песталоцци , Ф.Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние,развивает большое количество практических навыков, формирует образное мышление. Поэтому так важно включать в педагогический в образовательный процесс любого возраста занятия изобразительным искусством .
Всероссийский форум учителей изобразительного искусства
17-18 ноября 2022 года Санкт-Петербург
- Всероссийский форум учителей изобразительного искусства стал площадкой для определения ключевых проблем и перспектив развития предмета «Изобразительное искусство» в системе общего школьного образования
Форум, проходил по инициативе и при поддержке Министерства Просвещения Российской Федерации
Программа Форума была ориентирована на знакомство педагогов страны с важнейшими тенденциями и стратегиями развития художественного образования в контексте обновленных федеральных государственных образовательных программ изобразительного искусства.
Августовская конференция педагогических работников города Благовещенска 26-30 августа 2024 г.
Форум предлагает к дальнейшему обсуждению следующие инициативы:
Активизировать профессиональное обсуждение проблемы единства и непрерывности общего художественного образования на протяжении всех лет обучения
Радость общения с высоким искусством
Управление образования администрации города Благовещенска
Муниципальное бюджетное учреждение «Информационно-аналитический методический центр»
Форум констатирует, что предмет «Изобразительное искусство» играет существенную роль в художественно-эстетическом и духовно-нравственном становлении человека , что определяет его место, как одно из ключевых в системе общего образования .
- Знакомство с художественной культурой, материалами и техниками искусства, формирование интереса к истории визуально-пространственных искусств, развитие навыков и потребности в художественно-творческой деятельности делают этот предмет системообразующим .
Предложено объединить предметную область «Искусство» в формате единого Форума для обсуждения проблем преподавания и методического обеспечения предметов «Искусство»
- создать на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Методический центр подготовки и переподготовки педагогов предметной области «Искусство». Опираясь на опыт отечественного высшего художественно-педагогического образования, центр займется разработкой общей концепции подготовки и переподготовки педагогов художественного образования, методического обеспечения этой подготовки и связи высшего и общего образования как части практической подготовки учителя
Августовская конференция педагогических работников города Благовещенска 26-30 августа 2024 г.
Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у обучающихся на уроках изобразительного искусства.
- Креативное мышление - это умение создавать что-то новое, неповторимое, практически не используя традиционные способы выполнения. С помощью креативного мышления можно генерировать как новые, так и старые идеи и действовать нестандартно. В креативном мышлении всегда есть – несколько разных направлений работы на поставленную задачу.
Управление образования администрации города Благовещенска
Муниципальное бюджетное учреждение «Информационно-аналитический методический центр»
Креативное мышление является одним из важных компонентов функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Августовская конференция педагогических работников города Благовещенска 26-30 августа 2024 г.
Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение
инновационных и эффективных решений
нового знания
Творческое мышление ― основа для появления нового знания, инновационных идей; привычка мыслить креативно всё заметнее влияет на общественное и духовное развитие , на развитие производства
эффектного выражения воображения
Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося
Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования
Управление образования администрации города Благовещенска
Муниципальное бюджетное учреждение «Информационно-аналитический методический центр»
Сегодня роль педагога, формирующего сознание ребенка, его индивидуальность с помощью искусства, как никогда велика.
То, что заложено в детстве, определяет всю последующую жизнь человека. А.Маслоу считает, что развитие креативности может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству произведений искусства, сколько для создания хорошего человека .
Главным средством для выполнения творческой деятельности является особое творческое мышление -креативность . В основе понятия лежит глагол английской речи create, в переводе обозначающий «создавать». А креативный (creative) – создающий, творческий.
В нашей жизни креативность проявляется как смекалка - способность смело и остроумно находить выход из безвыходной, иногда критической ситуации, используя крайне ограниченные средства и ресурсы.
У каждого человека уже с рождения есть и талант, и креативность, которые не является уделом отдельных людей
Дети неординарны, у них интересное видение мира. Но в процессе взросления на неординарность и непосредственность влияет общественное мнение, другие факторы окружающей среды и появляется шаблонное мышление.
Чтобы избежать безликости необходимо непрерывное развитие креативности и выполнение всего возможного для реализации своего предназначения. Нужно учить ребят в любой ситуации придумывать нестандартную, оригинальную идею и стремиться воплотить ее в жизнь.
На уроках изобразительного искусства развиваются такие креативные способности как :
Беглость– это способность генерировать большое количество идей в единицу времени на уроке. Позволяет быстро находить множество способов решения проблемы и определить наиболее подходящее .
Оригинальность - это способность выбрать новые, нестандартные, неординарные идеи, отличающиеся от уже известных или очевидных. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее преодолевается психологическая инертность, ограничивающая мышление стандартными шаблонами и убеждающая в нереальности и бесполезности оригинальных идей.
Гибкость - это способность использовать различные способы для создания оригинальных идей и быстро переключаться между способами и идеями. Это способность ученика корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности выполнения работы.
Открытость - это способность при решении проблемы длительное время воспринимать новую информацию извне, а не использовать имеющийся опыт и не придерживаться стандартных стереотипов. Наблюдается стремление ребенка к открытию новых знаний, высокая мотивация к изобразительной деятельности. Здесь немаловажна роль учителя в подборе уникального материала к уроку .
Восприимчивость - это способность в обычной ситуации находить противоречия, необычные детали, неопределенность. Уроки ИЗО позволяют детям находить необычное в обычном, простое в сложном и обсуждать это с учителем и одноклассниками .
Образность – это способность соеденить идеи в виде единых, цельных мысленных образов. Чувственное познание мира , кажущееся невозможным взрослому человеку, у детей не вызывает затруднений. Они могут нарисовать шуршание под ногами осенней листвы, звон хрустального колокольчика, касание бабочки к своей руке; изобразить горький запах полыни или свежий аромат весеннего ветра, в то время, когда у взрослого человека, деятельность которого напрямую не связана с творчеством, эта способность просто отсутствует.
Абстрактность - это способность обьеденить общие, сложные идеи на основе частных, простых элементов. Позволяет обобщать и строить единое представление проблемы на основе простых, несвязанных знаний и идей. Имея развитое воображение, ребенок может представить себе и нарисовать нечто отвлеченное от конкретных образов, что-то неопределённое, непознанное и загадочное, которое может представить только он сам.
Детальность - это способность детализировать рисунок до понимания каждого его элемента. Позволяет разбивать рисунок на части, анализировать их до тех пор, пока не станет ясны его мельчайшие элементы.Чем сильнее детализирован рисунок, тем больше конкретной информации предоставляется зрителю. Чем меньше детализация рисунка, тем большая свобода для фантазии предоставлена зрителю.
Стрессоустойчивость – это способность действовать в новой, необычной, неизвестной ранее окружающей среде .
Мыслить креативно способен каждый. Этой способностью нас наградила природа. Если бы человечество не обладало креативным мышлением, то наша цивилизация никогда бы не достигла такого высокого уровня развития технологий, науки, медицины и прочего .
Учитель в процессе развития креативности на уроках изобразительного искусства может сталкиваться с множеством проблем и препятствий , которые необходимо преодолевать .
К ним относятся:
- Лень и слабая воля.
- Страх провала, неудачи.
- Слабая самоорганизация
- Отсутствие навыков работы.
- Загруженность сознания.
- Конформизм, при котором чужое мнение и опыт безропотно принимается, критике и анализу нет места, соглашательство со всем, без проведения оценки правильно ли это или нет.
- Нетерпеливость в решении проблемы.
Как же развить креативность в детях?
Существует множество методов в педагогике. Креативные методы обучения ориентированы на создание учениками личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности.
На уроках изобразительного искусства предлагается такие метода как:
Метод агглютинации — соединение не соединимых свойств, противоположностей предметов или явлений и их изображение: светлая тьма, маленький гигант, горячий лед, быстрый камень.
Метод «Мозгового штурма» (А. Ф. Осборн) работа в группе, предложение разных вариантов при решении определенной задачи. К примеру, коллективно создать композицию на тему дом, каждый предлагает, что будет в этом доме: круглые окна, вход с правой стороны, построен из камней.
Метод «Если бы…» Детям предлагается пофантазировать, что бы могло быть, если бы, например, животные умели разговаривать или динозавры ожили, или люди переселились на Луну . Выполнение подобных заданий не только развивает их воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих .
Креативное мышление детей на уроках изобразительного искусства помогают развивать:
1. Задания на демонстрацию «понимания смыслов»: «Вырази с помощью с помощью красок радость», «Изобрази хорошее настроение»
- Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию.
- Простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты и отличия. Сначала это могут быть близкие предметы — например, яблоко и капуста, затем — семантически далекие: допустим, поезд и колибри.
- Развитие креативности обучающихся на уроках изо предполагает не пассивное усвоение навязанных форм и методов отношения к окружающему, а собственное активное и гибкое восприятие, основанное на индивидуальных качествах человека. Их познание и реализация становятся основой формирования личности, ее творческого отношения к себе, к окружающим, к природе и социуму.
Учитель, умеющий обернуть недостатки в достоинства, знающий особенности развития личности своих учеников, умеющий решать вышеуказанные проблемы, преодолевать трудности - станет для них примером, сумеет организовать творческую деятельность, направит их к успеху, повысит эффективность и успешность творческой деятельности в классе.
Создание на уроках ИЗО креативной среды позволяет формировать ключевые компетенции у обучающихся, создать в классе атмосферу сотрудничества. Дети приобретают надпредметные связи и опыт самообразования, культуру исследовательского труда и развивают собственные творческие умения.
Результаты изучения креативного мышления ребят позволят создавать творческие задания и эффективно подбирать образовательные технологии для проведения уроков и занятий.
И. Т. Хру́цкий
«Цветы и плоды»
Цветок из бумажных полосок
Августовская конференция педагогических работников города Благовещенска 26-30 августа 2024 г.
Управление образования администрации города Благовещенска
Муниципальное бюджетное учреждение «Информационно-аналитический методический центр»
Используем принцип спирали.
- Вырежьте квадрат.
- Скруглите края квадрата, чтобы получился круг. Стараться делать круг идеально ровным не нужно, просто плавно срежьте уголки.
- Начав с внешнего края, разрежьте круг по спирали. Также не старайтесь соблюсти линии идеально ровными: так лепестки получатся более естественными .
- свернуть спираль в бутончик.