МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Луганской народной республики
Государственное БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждениЕ
Луганской Народной Республики
«СУХОДОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
ФОРМИРОВАНИЕ
ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
В СИСТЕМЕ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
выСТУПЛЕНИЕ НА
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
Cадовниковой Татьяны Николаевны,
учителя ГБОУ ЛНР «Суходольская
специальная (коррекционная)
школа-интернат»
Суходольск
2024
-Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада приветствовать вас здесь и поговорить с вами « О важном». Речь пойдет о традиционных духовно-нравственных ценностях. Нравственное становление подрастающего поколения есть важнейшая составляющая развития современного общества. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка - долг, честь, совесть, достоинство. Обозначенные ценности в свете современных негативных тенденций информационного общества становятся трудноформируемыми у подрастающего поколения.
Начальное общее образование — это первая ступень общего образования детей. Учебно-воспитательная деятельность - одна из самых сложных направлений в работе классного руководителя. Она направлена на всестороннее развитие личности обучающегося.
С сентября 2022 года во всех школах нашей страны по понедельникам первым уроком стали проводить занятия внеурочной деятельности «Разговоры о важном». Как показала практика, такого рода занятия очень интересны не только детям, но и педагогам. Дети с удовольствием посещают уроки, где смотрят видеоролики, презентации, участвуют в обсуждениях, они свободны и раскованы, ведь им не ставят оценок. Что касается педагога, то для нас есть готовый методический материал по урокам - поурочный план, видеоматериалы, презентации, интерактивные упражнения, методические рекомендации. Также многие учителя делятся разработками- рабочими листами, которыми я сама не раз пользовалась на занятиях. Весь материал можно корректировать под свой лад. Что я чаще всего и делаю, учитывая потребности своих детей, особенности окружения, проживания и конечно же возможностей. Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения.
Основные ценности характеризуются следующим образом:
1. Историческая память. Она соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, традиции прошлых поколений и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических фактах — единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612г.
2. Преемственность поколений. Каждое следующее поколение учится у предыдущего. Семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фотографиях, вещах и заключается в гуманном отношении к старшим поколениям.
Например, в теме: «Мы разные, мы вместе» мы с ребятами обсуждали проблему о том, что каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.
3. Патриотизм - самое главное качество гражданина, строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России. Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном».
В феврале 2024 года было проведено занятие «День защитника Отечества». В ходе проведения занятия ребята узнали, что День защитника Отечества – это всенародный праздник, который воплощает чувства уважения наших граждан к своим доблестным защитникам, гордости за всех, кто служил и служит в армии и на флоте, признания их героических заслуг перед Родиной в отстаивании её национальных интересов, суверенитета и независимости, всеми, кто по заветам предков «Отчизну мужеством прославил». Для нашего класса материал ко дню защитника Отечества был не новым, так как накануне был проведен открытый урок ручного труда на тему «Ангел. Изготовление аппликации из цветной бумаги». На этом уроке ребята изготовили аппликации ангелов, чтобы поддержать наших бойцов, принимающих участие в СВО. Затем эти аппликации были отправлены по почте нашим защитникам. Мы приняли участие во Всероссийской военно-патриотической акции «Письмо защитнику Отечества», а также во Всероссийском детском творческом конкурсе, посвященном 23 февраля «С Днем защитника Отечества» и во Всероссийской познавательной онлайн-викторине «Изучаем праздник: 23 февраля». Видеопоздравление от ГБОУ ЛНР «ССКШИ» с Днем защитника Отечества опубликовали в Содружестве особых классных. Таким образом проходит реализация проекта «Защитникам Отечества посвящается» в нашем классе в текущем учебном году.
4. Доброта, добрые дела — это способность быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности. Благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания. Сюда можно отнести темы про «Волонтеры России» или «Про счастье».
5. Семья и семейные ценности. Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвящённых темам: «День матери», «День отца», «День пожилых людей», «Традиционные семейные ценности» и др. Основная ценность этих занятий - доброта и забота. Задача педагога - донести до детей нотку милосердия по отношению к близким, желание быть рядом и отвечать им заботой. Во время проведения занятия на тему «Традиционные семейные ценности» ребята с удовольствием рассказали о своих семьях и семейных традициях. Основное внимание было уделено такой мысли: давайте не забывать говорить нашим близким добрые слова о них. Это важно и для мам, и для пап, и для дедушек с бабушками. Вместе дети обсуждали, в чём может выражаться их любовь и забота о членах своей семьи.
6. Культура России. Российская культура богата и разнообразна, она представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.). Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности: «День музыки», «Великие люди России: К.С. Станиславский, С. В. Михалков», «День театра» и другие.
7. Наука на службе Родины. Наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека. В России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир. О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнали в процессе обсуждения тем: «День российской науки», «165 лет со дня рождения К.Э.Циолковского», «День космонавтики: мы—первые», «Россия - мировой лидер атомной отрасли».
Какую же роль играют занятия «Разговоров о важном» в воспитании младших школьников и в чем смысл?
В первую очередь, это формирование ценностного отношения к нашей Родине, к природе, к ее уникальной культуре, к богатейшей истории, поэтому в фокусе внимания будут люди, их деяния и идеи. Для того, чтобы достичь результата в воспитательном мероприятии педагогу важно создать в классе атмосферу сотрудничества, доверия и доброжелательной ситуации в рамках этой внеурочной деятельности. То есть, нужно детям дать возможность самим рассуждать, делать выводы.
Конечно, бывает тяжело удержать внимание детей в течение всего занятия, поэтому хочется, чтобы это был не просто урок, а системное событие, которое собирает в себе несколько этапов. Невозможно «говорить о важном» один час в неделю.
Ребенок младшего школьного возраста очень восприимчив ко всем формам воспитания. Известно, что пережитое и усвоенное в детстве надолго закрепляется в памяти. По мнению Льва Семеновича Выготского, переосмысление потребностей и переоценка ценностей - важный момент на этапе взросления. В 6-10 лет ребенок не просто познает сущность нравственных категорий, он учится оценивать свои и чужие поступки. Наша задача привить патриотизм, любовь к Родине, к нашей великой стране, уважать традиции, показать способы самореализации и развития. После у детей должно появиться понимание того, что любовь к Родине начинается с любви к семье, к людям, к природе родного края, к культуре, прошлому и настоящему нашей страны.
Подводя итог, хочу сказать, что роль «Разговоров о важном» в воспитательной деятельности классного руководителя очень велика. Занятия расширяют кругозор учащихся, помогают понять, что любовь к Родине начинается с самого малого – любви к семье, к людям, к природе, к культуре, прошлому и настоящему нашей страны.