Формирование нравственной культуры школьников на уроках литературы»
Нравственное воспитание подростков происходит в школе и в семье. Кроме этого, нравственные ценности очень часто подросткам прививает телевизор, интернет и улица. Но, к сожалению, не всегда то, чему подростка научили на улице, в интернете правильно и полезно для него. Детям доступны ресурсы в интернете, благодаря которым можно найти компьютерные игры на любой вкус. И как показывает опыт, эти игры несут в себе далеко не положительное влияние.
Я вспоминаю свое детство. Ни один вечер не обходился без книги. Приключения, детективы, фантастика.…После уроков ходили в библиотеку, брали книги у соседей. Современные дети не любят читать и не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость.
Мы живём в такое время, когда наблюдается дефицит духовности, падение нравственности, утрата милосердия, жестокость и зло берут верх над добром и порядочностью. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, верности Родине, готовности служению Отечеству.
Поэтому я считаю, что для учителя литературы воспитание нравственности у учащихся становится одной из главных задач, как на уроке, так и вне урока.
Для учителя очень важно передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире.
Каждый урок литературы должен быть ярким, запоминающимся и результативным. Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус. Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение нужно для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение.
Дети учатся проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, это способствует развитию читательских навыков, постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов. Таким образом, на уроках литературы нужно помочь ученику как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор.
Литература – это искусство слова, поэтому легко найти в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности.
Духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
Методы обучения, используемые мною в работе:
объяснительный, иллюстративный, проблемный, метод дискуссий, наглядно-слуховые, словесные и практические методы.
Чтобы урок действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся эффективны следующие приемы:
создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов; мотивация деятельности;
сравнение, аналогия;
предложение на выбор различных заданий;
самостоятельное формирование учащимися выводов;
использование наглядности.
. Поскольку процесс формирования ценностной ориентации учащихся на уроке литературы осуществляется через их деятельность, выделяются основные виды этой деятельности: эстетический, творческий, исследовательский.
Урок литература выделяется в системе школьных предметов, так как обладают немаловажной особенностью: не только формирует у учащихся определенные знания, умения, навыки, но и помогает их нравственному становлению, приобретению моральных, этических жизненных принципов.
Очень важны в духовно-нравственном воспитании учащихся литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где надо уметь быстро отличить подлинные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия.
Также большую роль играют и формы обсуждения: ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, диспуты, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
И, если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь будут не просто словами, а станут нравственными заповедями, то учитель справился со своей задачей.
Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А. Платонова при знакомстве с его рассказом "Юшка”: "Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…” Ребята высказывают свое мнение о том, как Юшке удалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, размышляют о том, нужно ли сочувствие и сострадание. Также важно подвести ребят к выводу, что какими бы не были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности.
К числу доступных и оказывающих сильное влияние на становление личности учащихся относится рассказ «Телеграмма». Произведение состоит из довольно простого содержания, однако из действительно глубокого смысла, понять который должен каждый! Ценить важно родных! Любить! Гордиться! Быть им за все благодарными! Не стоит забывать о тех, кто тебя вырастил, кто вложил в твоё становление частичку себя. Иначе когда-нибудь, не позвонив вовремя и не узнав как дела у родного человека, окажется поздно… Такое никогда не должно случиться! Необходимо беречь своих родителей как самое дорогое сокровище, всегда оберегать и защищать. Навещать их, даже если вы находитесь очень далеко. Чтобы они всегда знали, что они не одни, что несмотря ни на что, вы будите с ними всегда. Старайтесь как можно чаще говорить им о своей любви, иначе может стать слишком поздно.
Я считаю, что именно на уроках литературы мы должны донести это до детей.
Также вызывает большой интерес у учащихся рассказ «Заячьи лапы». После изучения рассказа ребята пришли к выводу, что данный рассказ мало кого оставит равнодушным. В нем есть прекрасный пример того, что доброта, отзывчивость, сочувствие - это чувства, которые человек может испытывать не только к людям, но и к животным. Дед Ларион - это прекрасный пример человека старой закалки, для которого чувство долга и ответственности это не пустой звук. Он не делает различий между человеком и животным, для него даже маленький заяц, это живое существо, которому нужно помочь. Он не жалеет, ни сил, ни времени на то, чтобы отдать долг за спасенную жизнь лесному жителю. Это прекрасный пример того, что человек должен жить в сфере добра, и эта сфера создастся им самим, она создаётся из его добрых дел и поступков. На мой взгляд, подобный рассказ будет всегда актуален, ведь тема ответственности человека перед природой не изживет себя никогда.
Рассказ Куприна » Чудесный доктор» учит вере в добро, учит состраданию и милосердию. Помогай ближнему, делись с ними, чем можешь и не жди благодарности. Семья Мерцаловых делает все возможное, чтобы справиться с навалившимися бедами. И в момент отчаяния судьба посылает им подарок: доктор Пирогов оказывается настоящим волшебником, который своим неравнодушием и сочувствием излечивает их искалеченные души.
. «Во мне рассказ вызвал бурю сопереживаний»,- так написали дети, прочитав это произведение.
В рассказе Солженицына “Матренин двор” героиня помогает своим односельчанам, ничего не требуя взамен. Доброта для нее была естественной жизненной необходимостью. Что бы ни случилось, она не унывает и не жалуется. Она жалеет только других, но не себя, хотя судьба не балует ее вниманием.
В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» автор делает акцент лишь на внутренних качествах главного героя, которые, несомненно, и определяют человека. Пётр Гринёв ни разу не был описан с точки зрения внешних характеристик. Будучи честным, бескорыстным и благородным он сразу завоёвывает уважение читателя к себе.
Таких произведений, которые учат добру, милосердию, состраданию, мужеству очень много. Это роман Л.Н. Толстого « Война и Мир», «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя и многие другие.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы является важным средством формирования у обучающихся доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.