Формирование общих компетенций на уроках экономики.
Автор работы: Фирсов Алексей Николаевич, преподаватель специальных дисциплин Вурнарского сельскохозяйственного техникума Минобразования Чувашии
В настоящее время когда информация играет важную роль, от выпускников учебных заведений требуется быть коммуникабельными, ориентироваться в бурном потоке информации и само развиваться. Всего этого не достичь без овладения общих и профессиональных компетенций.
Формирование общих компетенций, это значит что обучающиеся могут применять знания в реальной жизни. Любой преподаватель знает, что общие компетенции не формируются по отдельно взятой дисциплине, будь то «Экономика», «Математика» или «Химия». Общие компетенции формируются при изучении любых дисциплин.
Компетенция – это способность действовать самостоятельно и ответственно в рамках своей компетентности в соответствии со своими правами, обязанностями и областью профессиональных задач, на которые распространяются необходимые полномочия.
Разница между профессиональными и общими компетенциями заключается в том, что общие компетенции не зависят от знаний и умений определенной дисциплины и не привязаны к нему.
При изучении дисциплины «Экономика» сформировался определенный подход к формированию общих компетенций.
Основным является побуждение обучающихся к самостоятельной деятельности по изучению учебного материала. Для этого студенты выполняют разные виды творческих заданий. Такие как кроссворды, индивидуальные и коллективные проекты, участвуют во внеклассных мероприятиях и деловых играх, пишут сообщения или эссе. Все это стимулирует как самостоятельное творческое мышление так и работу в коллективе.
Рассмотрим перечень общих компетенций и их реализацию на занятиях по экономике:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
На уроках экономики эту компетенцию я стараюсь привязать ко всем темам, приводя примеры из жизни: по бюджету, по заработной плате, по трудовым ресурсам и т.д. Примеры из жизни очень хорошо активизируют и стимулируют студентов к учебе, заинтересовавшись, обучающиеся сами начинают приводить примеры.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
К этой компетенции больше всего подходят такие темы как: Рыночный механизм. Рыночное равновесие, Экономика фирмы: цели, организационные формы, Фирма и конкуренция. Для этих тем лучше проводить деловые игры и игры викторины, в которых студентам участвовать очень нравится.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Для реализации этой компетенции проводим экономическую игру, которая включает себя темы: Доходы и расходы семьи, Труд, Рынок труда, Заработная плата, Безработица, Профсоюзы. Суть игры заключается в том, что студенты сами выступают в роли работников, работодателей и представителей бюджетных организаций и профсоюзов.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Эта компетенция напрямую связана с профессиональными компетенциями, она реализовывается в каждом задании для самостоятельного выполнения. В частности можно предложить составить кроссворды, сканворды, логические задачи и т.д. На практике студенты охотно выполняют такие работы.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
В век информационных технологий любой студент должен уметь составлять презентации, искать информацию не только в сети интернет но и на бумажных носителях. Так же творческие задания выкладываем в группе в социальной сети "Вконтакте". Так же активно используем компьютерную программу для общения Скайп.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Шестая компетенция реализовывается на играх-викторинах, деловых играх и олимпиадах. Где устанавливается позитивный стиль общения, выбирается стиль общения в соответствии с ситуацией, признается чужое мнение, грамотно и этично выражается мысль, отстаивается собственное мнение в соответствии с ситуацией, принимается критика, формулируется и аргументируется своя позиция, соблюдается официальный стиль при оформлении документов, выполняются письменные и устные рекомендации, включаются в коллективное обсуждение рабочей ситуации.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В течении всего учебного процесса, доводится мысль, о целостности государства и защите интересов и границ для стабильности экономического положения.
Во всем этом я принимаю участие не только как преподаватель дающий задания и контролирующий их выполнения, а как старший товарищ который и сам принимает участие во всем.
Использованная литература.
1. Байденко В. Компетенция в профессиональном образовании / К освоению компетентностного подхода // Высшее образование в России. – 2004. - № 11. – С. 3-14
2. Васильева З.И. Воспитание в процессе обучения // Советская
3. Мухлынина О.В. Воспитание ответственности у подростков на основе многомерно- функционального подхода.// Образование и наука. – 2007.- Прил. №2 –с.73-80.
4. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М., 2002.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.
5.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос»www.eidos.ru/news/compet.htm