СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические упражнения для развития орфографической зоркости на уроках русского языка 1-6 классы

Просмотр содержимого документа
«Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»

Практический материал для развития орфографической зоркости

Одна из основных моих педагогических задач это создание практического материала, предназначенного для  работы над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка.  

Орфограммы, изучаемые в начальной школе.


№ п/п

Название орфограммы

Опознавательные признаки (общие и частные)


1

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)

а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е;

в) место в слове

2

Звонкие и глухие согласные

а) парные согласные б--п, г--к, в--ф, д--т, з--с, ж--ш;

б) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова

или перед согласным)

3

Непроизносимые согласные

а) «опасные» сочетания звуков или букв стн,

здн, сн, зн и др.; б) место в слове

4

Разделительный ь

наличие звука [Ц] после мягкого согласного,

наличие гласных я, е, ю, ё

5

Разделительный ъ

а) наличие звука[ Ц] после согласного, наличие

гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у],

[о] после [)]); б) место орфограммы: на стыке

приставки, оканчивающейся на согласный, и корня

6

Раздельное написание предлогов, слитное на-писание приставок

а) наличие звукосочетания, которое может оказаться

предлогом или приставкой; б) часть речи: глагол не

может иметь предлога, предлог относится к имени

существительному или местоимению

7

Заглавная буква в именах собственных

а) место в слове: первая буква; б) значение слова:

название или имя

8

Заглавная буква в начале предложения

а) место в слове: первая буква; б) место в

предложении: первое слово

9

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

наличие в слове сочетаний

10

ь на конце имен суще-ствительных после шипящих

а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих

ч и щ или всегда твердых ш  и ж; б) часть речи:

имя существительное; в) род: мужской или женский

11

Безударные окончания имен существительных

а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в

окончании безударного е--и; в) часть речи:

имя существительное

12

Правописание окончаний имен прилагательных -ого, -его

а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце

слова; в) часть речи: имя прилагательное

13

Правописание безударных личных окончаний глаголов

а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова;

в) наличие знакомых окончаний - ут -- ют, - ат--ят,

отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее

или будущее







Орфограммы, изучаемые в старших классах







Практические приемы работы по развитию орфографической зоркости.

I. Использование принципа какографии, т.е. письма с намеренно допущенными ошибками. К нам на уроки часто приходят письма от Незнайки, которые мы исправляем.

1 класс

- Спиши текст. Исправь допущенные ошибки.

Ольга нашла под крыльцом собачьку. Она дала ей кличку булька. Шерст у сабаки была беленькая, гляденькая.


- Спиши текст. Исправь допущенные ошибки.

На крыше спит кот барсик. Громко лает барбос. Малышы Дима и Миша рисовали машыну.


- Спиши текст. Исправь допущенные ошибки.

У ани жывёт кот мурзик. он белый. На лапках томные патна. Хвост пушыстый


- Спиши текст. Исправь допущенные ошибки

У бабушки Машы жил кот мурзик. Он пил малоко. Бабушка любила пить чяй с малоком.


2 класс

- Спиши текст. Исправь допущенные ошибки

Стоял тёплый ден. пушыстый кот васка грелся на крылце. варабей клевал крошки хлеба. чюет кот добычю. глазки у васки заблестели Кот бросился на птицу. это заметил алёша. малчик стал гнат васку. Кот злился  алёша спас птицу. варабей скрылся в кустах.


- Спиши текст. Исправь допущенные ошибки

Утро

       Вспыхнул первый луч солнца. Ночьная тма укрылас в листве деревйев. проснулис малиновки. Перйя на их грудках окрасилис в цвет зари. над цветами стали кружыть пчёлки. Они пйют сладкий сок. мелкают стрижы. Харашо имет быстрые и лёгкие крылйя.


- Спиши текст. Исправь допущенные ошибки

Добрая берёза

Стоит на лесной опушке бирёза. дятел пробил в коре дырочьку. Он напился берёзового сока и улетел. побежал ручеёк по стволу дерева. чистые крупные капли сока упали на землю.
Прилетели синичьки. Закружылись вокруг берёзы бабочьки. Пришли и рыжые муравйи.
всех угосьтила вкусным соком добрая бирёза.


- Спиши текст. Исправь допущенные ошибки

Компас

       Было тёплое утро. на деревйях уже лопнули почьки. Из земли показалас молодая травка. Цвели ивы. дружно жужжали пчёлы. петя иванов двигался по узкой трапе. Она вывела малчика к реке смородинке. Он напился халодной вады и побижал к палатке. Там лежали круглые чясы с острой стрелкой. Это был компас.


- Спиши текст. Исправь допущенные ошибки

Гроза

        Наступила большая засуха. Пыл стояла над палями  Ручи и речьки высохли. на траве нет росы. Длинные сухие ветки деревев трещят от жары. Малодые бирёзки и дупки опустили свои листочьки. вдруг появилась тучя. Замолчяли птицы. ударил силный гром  Он ухадил через поля и леса на юг. полил дожд. Трафка и деревйя осветилис.   Как фсё кругом стало радостно.


3 класс

- Спиши текст. Исправь допущенные ошибки

В канце синтибря стаяла чюдесная пагода. В субботу у друзий поевилось прекрасная едея – схадить на лисное озиро. Бирига озира парасли трасником. Вакруг тешена – нехруснет ведка, несвиснет птица. Лучи сонца мягко асвищяли прелесную окресность. Наступил позний вечер. Рибято развили кастёр. Как вкусна пичёная на углях картошка!


- Спиши текст. Исправь допущенные ошибки

Стаит чюдесный земний динёк. Яркае сонце асвищает окресность. Под маё акошко прилители прелестные птечки. НА галофке чорная шапачка. Спина, крылья и хвост жёлтые. Это сенички. Их много жевёт в нашей месности. Адна из них радасно свиснула. Анп уведили на ниточьке пад акном фкусное сала.


- Спиши текст. Исправь допущенные ошибки

Лес

Красив руский лес земой. Белые кружева за стыли набирёсках. Блистят пушыстые шабки навиковых соснах. Вот и солнышко за гленула влес. За ескрились шышки наветках ёлки. Налисной трапе за тоилась рысь. Наполянку вы лител ряпчик. Он у селся надериво. Витерок весило играл сбирёзами. Лител белый пух земы. Лес за пел песню. О чём она!


- Спиши текст. Исправь допущенные ошибки

Природа осенью

Наступают асенние дни. Грусный вид у природы. Зимля оделась сухими листями. Они всырую погоду мяхкие и пухлые.Вмарозные дни листя жёские и хрубкие. Одинокие залатые монетки весят наосине. Ветер нисёт листя потрапинке копушке леса. Мы подезжаем крике. Отхолада в ней пропал вадяной цвет. Отмарозов трова убиригов за вяла и о пустилась надно речьки. Тешына стаит. Смолкли птичи галаса. Природа ждёт прихода земы.


- Спиши текст. Исправь допущенные ошибки

Светлячки

Стаит тихая летняя ноч. Между диревями сгустилась тьма. В воздухе раз лились чюдные запохи. Втрове и налистьях милькают агоньки. Я по любовался ими и шогнул книзкому кустарнику. Руками стал лавить загадочьные искры. Но вот я поймал один аганёк. Это оказался маленкий жучок. Жывут свитлячьки всырых лисных мистах. Ночъю они вы ползают из своих укрытий.


4 класс

- Спиши текст. Исправь допущенные ошибки

Проказница

Налисной палянки втрафке радосно играли лесята. Вдрук смалоденькай ёлки налесонка у пала шышка. Молышь испугался и кинулся спалянке потрапинки кречьки. Окала речьки шла свенья споросятами. Лесёнок с волился напоросят. Поросята за везжали и раз бижались. Адин бросился вкусты молины. А там мидветь седит. Касалапый за ривел и по бижал потробки кпалянки. Астановился он толька напаляни. Там раньше лесята еграли. Паднял мишка голаву и увидел белочьку наветки. Эта проказница шышку у ранила и периполох напаляни устроила.


- Спиши текст. Исправь допущенные ошибки

Серебряный хвост

Всю ноч разеренный ветир свестит и ухает вгарах. Ранием утрам зема спускается сгор. Паказывается краснае сонце. Я иду потрапинки. Вдоль берига рики бижит лесица. Ана скальзит по жоскаму насту, праваливается вмяхкам снигу. У лесы удевительный хвост. Он пылает сирибром. Я направляюсь полисему следу. Здесь лесица прыгает через шырокий ручей и срывается вводу. Намок и пушыстый хвост. Теперь каждая валасинка пакрывается лидяным искрящимся чехлом. Лофко обманывает меня волшебница-зема. Ана показывает мне чюдестнава зверя со сказочьным хвастом.


- Спиши текст. Исправь допущенные ошибки

Позней осеню я пасадил маладые ябланьки. Наступила дружная висна. Падарогам зажурчяла вада. Быстра сошёл снек. Ярка заблистели на сонцелужи. Я пришёл в сат и асматрел сваи яблоньки. Сучя и веточки все были целы. Лопнули почьки. Покозались алыи края цвиточных листьев. Посаду разносились чудестные песьни птиц. В песьнях звучяла радасть встречи с типлом и висной. Лехко и спакойно было на сертце.


5-6 классы

- Спиши текст без допущенных в нем ошибок.


Ранний весенний парою нам пришлось пробератся по топким балотистым дорогам. Парывы свежево ветра разкачивали ветви большово дерева на поляни. Из чорного леса тинуло свежей начной сыростью слышался загадочный шопот. Мы свирнули с широкой дороги и поехали по аткосу. Вся месность порасла нискими кустами черёмухи. Взошол месяц и в чудесном фантастическом свете потануло всё: задумчивые тоненькие березки, зарасли камышей, шолковая трава. Но все же, по сравнению с душистой и туманной летней ночью, эта холодная весенния ноч была не так прекрастна. От лисициной норы даносился тихий шорох. Кроме журавлиного и лебидинова крика мы слышали неумалкаемое пение со всех сторон. В летнею ноч птичьих звуков в лесу меньше. Наше путешевствие завиршалось в тяжолом молчании.


- Спиши текст без допущенных в нем ошибок.

Нашы леса часта гибнут от безжалосного абращения с ними. Люди бессазнательно брасают спичку, и ат её агня пагибают большыи учаски леса. Много леса вырубают. Срубить дерево лехко, а штобы варостить его, надо десятки лет. За пасадками маладых деревьев слидит лесавод. Он устонавливает места, каторые пастрадали ат пажара, намичает, где нада разчистить лес ат бурелома, атводит учаски для работы лесарубов, учавствует в барьбе с вридителями леса. Гусиницы инагда сьедают падрастающие пабеги, обьедают листья. Но есть у леса и друзья- птици. Они прекрастные памощники лесаводов. Биригите лес, рибята! Это наше багатство.


- Спиши текст без допущенных в нем ошибок.

Летняя гроза

Патимнела нахмурилась небо побижали мрачные гразавые тучи затих старый бор пригатовился к бою сильный парыв ветра вырвался из-за виршин диревев закружилась пыль па дароге и умчаласьзасвиркали молнии пракатился па небу гром ударили па листям первые тежолые капли даждя в друг на землю абрушилась сплашная стина вады быстро праходит летняя граза свитлеет праесняется туманая даль небо начинает галубеть над полем и лесам над воднай гладю плывёт лёхкий пар уже выглянула гарячие сонце, но дошть ещё не прашёл это падают даждинки с диревев и блистят на сонце.


II. Часто к нам на уроки приходит Буквоежка, и ребята получают задание вставить съеденную букву.


1 класс

- Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Спиши.

Медве..ь.

Пришла весна. Ст..ят отлич…ные солнеч…ные ден…ки. В л..су нач…л т..мнеть сне.. . На д..ревьях появилис… поч…ки. Вот под с..сной зашевелился сугро… . Выле.. медве…ь. Он зевнул, пот..нулся и заш..гал в чащ… леса. Какой он худой! Ещё осенью он лёг в берлогу и заснул. Шумела метел…, а косолапый крепко спал.


-Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Душ..стой см.лой пахнет бор. У старой с..сны прыгают белки. Сняли звер..ки пуш..стые белые шу..ки. Рыж..ми стали у них спинки, пышные хв..сты. Всю долгую зиму белки ж.ли в л..су. От ветра и стужи пряталис.. в тёплом гн..зде. Они рады светлой в..сне!


-Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Х..р..шо в..сной в г..рах. Склоны зап..стрели цв..тами. Они тянут г..ло..ки к со..нцу и жадно п..ют его лучи. Выпр..мились сухие травы.

Из серых скал вып..лзла туча. Небо пот..мнело. Посыпал к..лючий сне.. и гра. Вет..р прогнал тучу. Со..нце раст..пило сне. Раскрылись цв..ты. Вес..ло кружат заботливые пчёлы.


2 класс

-Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Весна пришла.

На дв…ре весна. Ярко св…тит солнце. В…с…л… журч…т руч…и. Кругом м…лодая тра…ка. Дерев..я надели з…леные плат…я. У б…рёзки з…л..тые серё…ки. Всюду слышны птич…и г…л…са. В…сной у птиц много р…боты. Они в…ют гнёзда. Скоро в каждом гнезде запищ…т пт…нцы. Х…р…шо в…сной !


-Спиши, вставляя пропущенные буквы

Снег

С неба падали снеж…нки на крыш… д…мов. Наступала з…ма. В…да в лужах замёрзла. Лёд хрустел под н…гами. Веточки б…рёз звенели от ветра. Кончики их были покрыты л…дом. Вышло солнышко. Сне… стал чистыми капельками в…ды. Капельки скатывались на землю, как бисер. Красив вид у земли.


-Спиши, вставляя пропущенные буквы

Воробей Кузя

На дв…ре хлоп…ями падал сне…. В д…ме тихо. Мама ш…ёт плат….е. Бра… заметил на крыльце бол…шую птицу. Это был в…р…бей. Брат взял в…р…б…я и принёс в избу. Всю зиму он ж…л у нас. В…р…бей брал из рук хле…, кашу клевал из ча…ки.


- Спиши, вставляя пропущенные буквы.

По небу п..лзли со всех ст.рон т..жёлые гр..зовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу пот..мнело; в оздухе запахло д..ждём. Осл..пительной змейкой блеснула молния, над самой г..л..вой оглушительными раскатами прок..тился гром.


3 класс

- Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Наша с...м...я.

Мы ж...вём в деревне ...убро...ка. Деревня расположена на б...регу р...ки ...уза. Ст...ят тёплые д...н...ки. Утром мама уходит на работу. ...на работает вр...чом. Мы все ей п...м...гаем. Маленькая ..ар...я на крыльце кормит кур. Мой брат Дем...ян носит воду. Папа в р...ке п...ймал б...льшого л...ща. Я чищ... ры...ку. Мы будем в...рить уху. Мы ж...вём дружно. Я люблю св...ю с...м...ю !


- Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Наш са... .

Ок...л... школы б...льшой са... . Там много цв...тов и яг...дных кустов. Доро...ки п...сыпаны п...ском. Ч...сто приходят сюда р...бята. В с...нт..бре ...ни п...с...дили в с...ду ябл...ни и груш... . Скор... д...рев...я вырастут. В...сной ябл...ни и груш... будут нас радоват... цв...тами , а осен....ю — душ...стыми пл...дами. Летом в с...ду каждый ра... отд...хнуть в т...ни под д...рев...ями, укры...шись от жаркого со...нца.


- Спиши, вставляя пропущенные буквы.


...ктябрь – первый х...лодный мес...ц ос...ни. Ре...ко показывается на небе ро...кое солнышко. Дуют ре...кие ветры. Уч...стились и утрен...ие заморо...ки. Луж... ст...клит тонкий хрустальный лё... . Он лё...ким слоем покрыл и бл...жайший пру... . Но вот наб...жал с сев...ра вет...р. Он нагнал холо... . Запор...шил первый пушистый сн...жок. Он мя...ко укрыл л...сные доро...ки и тр...пинки. На белой скатерти снега в...дны птич...и сл...ды. На п...роге ст...ит рус...кая з...ма.

- Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Где з...муют баб...чки ? Н...ступили ...сен...ие хол...да. Днём ни...кое со...нце в...сит на... лесом. Ноч...ю лё...кие моро...цы затягивают луж... л...дом. Куда пр...пали в...сёлые баб...чки ? ...дни з...бр...лись в щели д...мо... и трещинки к...ры д...рев...ев и там з...снули. Другие по склонам л...сных п...лян по... сухими лист...ями л...гли на з...мо...ку. В...юги н...м...ли сугробы. Бродят в по...сках пищи л...сицы и ласки. Не найти им баб...чек по... пуш...стым снегом.

4 класс

- Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Поз..ним утром пр…крас…ная принцесса гуляла по б..регу р…ки и любовалась парус….ными ло…ками. Погода была ч…дес….ной. Лё…кие (о,а)блач…ка б…жали по н…бес…ной лазур(и,е). На лес…нице собралась гру….а пр…лес…ных фрейлин. Вдруг раздался ужас…ный плеск, и из трос….ника выл…зло ч…довище. Оно имело гиган….ское з…лёное тело и б…льшие ко…ти. Уши ч…довища были похожи на капус….ные л…сты. Тут п(о,а)…вился м…л…дой наез….ник. Это был доблес…ный командир гвардии. Он свис….нул и метнул к(о,а)п…ё. Вра… был серьёз…но ранен. Бере… огласился радос…ными криками В королевств(и,е) об…(е,я)вили б…льшой праз…ник.

- Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Мы идём купат…ся к запруд… по у…кой тр….пинк… .На м…ку(ш,ж)к… м…хнатой ел… с…дит гиган….ская с…ва. Мы пр(и,е)бл…жаемся к ел… . С…ва ул…тает. Мы оказываемся на пр(е,и)лес…ной п…лянк(е,и). (О,а)на полна з…мляники. На бр(е,и)вне видны сл…ды вчерашнего д…ждя. Из тра(в,ф)к… торчит г…л…ва лягу…ки. Вот (о,а)на прыгает к б…льшой луж… .Мы ст…им на мостик… .На поверхност…. в…ды прыгают в…домерки. На маленькой пл…ща…к(е,и) уже есть несколько купальщиков. При такой жаркой погоде каждый мечтает об отдых… .

-Спиши, вставив пропущенные буквы.

Новый го… - чудес…ный праз…ник. Пусть даже за (о,а)кном ненас….ная п…года. Пусть ярос…ный ветер влас…но гон(и,е)т гру….ы гиган…ских туч по небес…ному своду. П…года безобразничает напрас…но. Нас наполняют радос….ные чу…ства. Мы счас…ливы. Ч..ть – ч…ть грус…но пр(а,о)в…жать старый го… .Но в новом г…ду нас ждёт столько пр(е,и)крас…ного За вкус…ным ужином мы с…дим до поз…него вечера. Тес…но у нас за ст…лом. Сколько (з,с)десь добрых, чес…ных людей! На ст…ле л…жат телегра….ы от друзей. Ж…лтые, з…леные, красные (о,а)г…ньки украшают ёлку. Здра…ствуй, Новый го…!

-Спиши, вставив пропущенные буквы.

В…круг п…лянк(и,е) ст…яли м…л…дые ели. Около одной ёлк(и.юе) была мыш…ная н…ра. Из норк(и,е) ч…сто выб…гали ро…кие мы…ки. У мыш(и,е) тонкий сколь(с,з)кий хвостик и гла….кая ш…рстка. Цвет ш…рстк(и,е) обыч…но с…роватый. Я ч…сто садился около норк(и,е) в т…нёк от ветк(и,е) и наблюдал. Ж…знь мы…к(и,е) зависит от скорост(и,е) её проб…(ж,ш)к(и,е). Маленький зв(е,и)рёк н…сёт…ся, как стр…ла. Если на пути ст…ит ствол ел(и,е), мыш… взб…гает на него на м….тровую высоту. Потом она падает вни… и без остановк(и,е) б…жит дальше.

-Спиши, вставив пропущенные буквы.

Хлоп…я снега п…крыли землю белой скатерт…ю. Ноч…ю бушевала раз…(е,я)рённая в…юга. У под…езда метел…ю нам…ло б…льшой сугро… . На сн…гу в…дны птич…и сл…ды.Что осталось с…(и,е)добного для в…р…б…иных стай? Вз…ерошенные пта….ки пр(и,е)л…тели к жил…ю людей. Их чирикан…е слышно повсюду. (О,а)ни ищ…т кро….ки и другие оста…ки пищи. Пёс (В,в)…юнок с…ёжился от хол…да. Его гла…кая ш…рстка греет плохо. он перебрался из бу…ки на те(р, рр)асу. На неб(е,и) п(о,а)…вились ни…кие тучи. Скоро опять ненаст…е.

-Спиши, вставив пропущенные буквы.

Ру….кий лес очень краси… в (о,а)се…ие дни. В з…ленный убор д…рев…ев впл….лись (о,а)се…ие краски. (О,а)п…дают с б…рё… з…л…тые лё….кие лист…я. Но м…гучий ду… ещё долго будет кре…ко д…ржать свои р(и,е)зные лист…я. Очень красива осен…ю р…бина. (О,а)гнём горят её грозд…я сквозь листву. Пр(о,а)т…нулись ли…кие нити паутины. В ув…дающей тр…вевидна краснеющая шля…ка гри…ка. (О,а)сенн… в…да в л…сных руч….ях прозрач…на. Со…нце з…л…тит в…рху…к(и,е) д…рев…ев. На з…мле уд…вительный разноцветный к…вёр. О такой крас(а,о)т… мы будем всп…минать всю зиму.

-Спиши, вставив пропущенные буквы.

На в…ршин(е,и) высок…. з…лён…. х…лма ст…яла б…льшая б…рёза. Под в…твями мощн… ст…летн…. дерева мы ч…сто укрывались от жарк…. летн…. со…нца или от к…ротк…., но сильн…. д….ждя. С этого чудес…н…. т(е,и)нист… места открывался пр(и,е)крас…ный пейза… . Вдоль ш…рок…. пшенич…н…. поля т…нулся ряд к…люч…. в….твист…. кустарника. От ближн…. с…ла до др(и,е)муч…. елов…. леса в…ла дорога. Рядом с лесом в…днелись склоны глубок…. и широк…. оврага. Из него д(о,а)н…силось журчание быстр…. прохладн…. ручейка. не х…телось ух….дить с этого волшебн…. х…лма.

5 класс

- Раскройте скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

В о…светах в…черней з…ри в..днеет…ся зу…чатый част…кол елей. Сгущают…ся сум..рки и все и(с/з)чеза…т во мраке ночи.

Но вот выглядыва…т месяц и мягким светом заг…няет п…темки в лесную ч…щу, серебря(н, нн)ым2 с…янием з…ливает (не)большую п…ляну. (Ни)что (не)наруша…т тиш..ны.

Вдру… хрус…нул снег под чьими(то) т..желыми н…гами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Пр…спокойно проб..рает..ся к осинк… и (бело)губой пастью3 хв…тает п…хучую хвою, отфырк…вает..ся.

Пр…ск…кал б…ляк, пр…строился под (не)высокой но в…твистой елкой4. Осинка пом…шала лосю, он м…хнул г..ловой, и с треском обл…милась ветка. Зайчик ож…вился гр…циозно пр…поднялся на задних ла(п,б)ках. Аппетитная веточ…ка пр..тягивае… его. Зайцы всегда подб…рают за лосями п…беги осин.

Лось стоит среди бл…стящих от лу(н,нн)ого света сн…гов, жу…т хвою, а рядом зайч…нок грызёт лоси(н, нн)ый подарок. Горечь осинки к…сому слаще сахара.


- Раскройте скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.


З…мой зайцы кормят…ся корой3 д…ревье(в,ф). За ночь они пр…тапт…вают глубокий след в сн…гу. Если(бы) за…ц х..дил прямо, то его сразу п…ймали(бы). Трус…сть сп…сает к…сого. Он бе(с,з)страшно ход..т ночью по п…лям л…сам и пр…клад…вает пр…мые следы. К…гда(же) пр…ходит утро, он от страха м..чет…ся из стороны в сторону. Пр…скачет вп…ред и(з,с)пугает…ся чего(то) и о…бежит наза(т,д) по св…ему следу. Услыш…т какой(нибудь) ш…рох – со всего ра(с,з)маха прыгнет в стор..ну и поскач..т2 дальше от прежне…о следа. Стукн…т что(нибудь) – к…сой опять пов…рнет…ся н…зад и направит…ся (в) сторону. К…гда св…тлеет, он л…жит…ся в снег.

Утром охотн…ки ра(с,з)б…рают з…ячьи сл..ды, путают…ся (в)них и уд…вляют…ся хитр…сти к..сого4. А он и (не)думает х..трить. Он просто (в/ф)сего боит…ся. (По Л. Толстому)


- Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.


Ещ…. хмур…тся св…нцовое2 небо но в пр…светах обл…ков на (не)которое время проб…вает…ся мечом луч со…нца. В…сна наб…рает скор…сть.

(По)утрам ле…кий х..лодок держ…тся в н…зинах а на южной ст…роне пр…горка уже заг…релись ж…лтые3 ог…ньки какого(то) р…стения. Это мать(и)мачеха. Ни(с)чем (не)спута…шь ж…лтые к…рзинки её цв…тка. 4

Вот что(то) бл…снуло в роз…вом веере лучей. Это мя…ко сл…вает…ся с блеском вод и остатками снега заобл…чное с…яние со…нца.

(Из)кустов д…носит…ся чье(то) пение, словно зв….нит серебря(н,нн)ый к…л..кольчик. О(в,ф)сянки! З…мой они вялые, (не)пр…метные а сейчас заг…ворили полным гол…сом. Пр…йдёт какая(нибудь) н…деля, и гр…чи(н,нн)ый гом..н и песни жав..ронков об(ь,ъ)явят о п…беде в…сны. В…рнут…ся и другие птицы. Много трудн…стей пр…дет…ся пр….одолеть им (на)пути к р..дным м..стам но (ни)какие пр…пятствия (не)ост…новят их.


(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)


- Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.


Ра(н,нн)им летн…м утром мы отправля…мся3 (на)рыбалку. З…ря едва ра(с/з)г…рается и пр…рода ещ… пр…спокойно дремлет. (В)н…зине ра(с,сс)тилает…ся (молочно)белый туман. По у(с,з)кой тр…пинк… среди (темно)зеле(н,нн)ых зар…слей орешн…ка проб…раемся к (не)большой реч…нке. П…крытая р…сой тр…ва к…сает…ся наших ног. Серебря(н,нн)ые р..синки переел..вают…ся (в)лучах со…нца.

Реч…ка (не)широкая но д…статочно глубокая. Б…рега её с каждым годом всё больше зар…стают трос…ником кустами. На песча(н,нн)ом б..регу л…жат пр…битые в…дой вод..росли. В..лна тихо плещ…т…ся (о)борта рыбачьей ло(т,д)ки.

Заб…раемся в к…мышовые2 зар…сли и ра(с/з)полага…мся там с удоч…ками4.

Со…нце нач…нает пр…пекать но оно не обж…гает уже успевшие заг…реть за лето л…цо и плечи. Всё в…кру(к,г) пр…обража..тся (под)его лучами. Ярко забл…стела р…ка. Ле…кий в…терок к…снулся пр…брежных к..мышей и они тихо к…чнулись и сле..ка пр..гнулись (к) воде.



6 класс (источник https://sch86sz.mskobr.ru/files/rya-6.pdf )

1. Я пр..снулся ра..им утром. Комн..та была зал..та ровным ж..лтым светом. Свет ш..л

из окна и ярче всего осв..щал потолок. Этот (не)яркий и (не)подвижный свет и..ходил от

осен..их листьев.

За долгую и ветрен..ую ночь сад (с,з)бросил сухую листву. Она л..жала

разн..цветными грудами на земле и распр..страняла тусклое сияние и от этого сияния лица

людей к..зались заг..релыми.

Я видел разную сухую листву з..лотую пурпурную фиолетовую серую и почти

серебрян..ую.

Мокрые леса заг..рались величествен..ыми багрян..ыми и з..лотыми пожарами.

Теперь конец сент..бря и в неб.. соч..тают..ся голуб..зна и (тёмно)махровые тучи.

Врем..нами прогляд..вает ясное солнце и тогда ещё г..лубее становят..ся чистые участки

неба ещё чернее (не)широкая дорога ещё белее старин..ая к..локольня.

Если забрат..ся по деревян..ым лестницам на эту к..локольню то особенно хорошо

буд..т видна извил..стая реч..нка и д..лёкий лес. (По К. Паустовскому)

Задания к тексту:

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выделите морфемы, в

которые вы вставили буквы, определите часть речи у слов с пропущенными буквами.

2. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните

поставленные знаки.

3. Выполните словообразовательный разбор слова голубизна.

4. Найдите в тексте относительное прилагательное и выполните его

морфологический разбор.

5. Выпишите местоимения из 1 абзаца и определите их разряд.

6. Озаглавьте текст.


2. В отсветах вечерн..й з..ри виднеет..ся зубч..тый ч..стокол елей. Сгущают..ся сумерки

и всё и..чезает во мрак.. ночи.

Но вот выгляд..вает месяц и мягк..м светом загоня..т потемки в лесную чащу

серебрян..ым сиянием зал..вает (не)большую поляну. (Н..)что (не)нарушает тиш..ны.

Вдруг хрус..нул снег под чьими(то) тяж..лыми ногами. Это вышаг..вает

(дымчато)серый лось. Пр..спокойно проб..рается к осинк.. и (бело)губой пастью хв..тает

п..хучую хвою отфыркивает..ся.

Пр..скакал беляк пр..строился под (не)высокой но ветвистой елкой. Осинка

пом..шала лосю он м..хнул головой и с треском обл..милась ветка. Зайчик оживился

грациозно пр..поднялся на задних лапках. Ап..етитная веточка пр..тягивает его. Зайцы

всегда подб..рают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди бл..стящих от лун..ого света снегов жуёт хвою а рядом зайч..нок

грызет лосин..ый подарок. Гореч.. осинк.. косому слаще сах..ра. (По Д. Зуеву.)

Задания к тексту:

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выделите морфемы, в

которые вы вставили буквы, определите часть речи у слов с пропущенными буквами.

2. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните

поставленные знаки.

3. Выполните словообразовательный разбор слова ветвистой.

4. Найдите в тексте качественное прилагательное и выполните его

морфологический разбор.

5. Выпишите местоимения из 1и 2 абзацев и определите их разряд.

6. Озаглавьте текст


3. Еще хмур..тся свинц..вое небо но в просветах облаков на (не)которое время

пробивает..ся меч..м луч солнца. Весна наб..рает скор..сть.

По утрам легк..й холодок держ..тся в низинах а на южной стор..не пр..горка уже

заг..релись ж..лтые огоньки какого(то) р..стения. Это мать-и-мачеха. Ни(с) чем

(не)спутаеш.. ж..лтые к..рзинки ее цветка.

Вот что(то) бл..снуло в розовом веер.. лучей. Это мягко сливает..ся с естествен..ым

блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов донос..тся чье(то) пение, словно звенит серебрян..ый колокольчик.

Овсянки! Зимой они вялые (не)приметные а сейчас загов..рили полным голосом. Пройдет

какая(нибудь) н…деля и грачин..ый гомон и песни жаворонков об..явят о побед.. весны.

Вернут..ся и другие птицы. Много трудностей пр..дется пр..одолеть им на пути к родным

местам но (н..)какие пр..пятствия (не)остановят их.

Задания к тексту:

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выделите морфемы, в

которые вы вставили буквы, определите часть речи у слов с пропущенными буквами.

2. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните

поставленные знаки.

3. Выполните словообразовательный разбор слова заоблачное.

4. Найдите в тексте переходный глагол и выполните его морфологический

разбор.

5. Выпишите местоимения из последнего абзаца и определите их разряд.

6. Озаглавьте текст.


4. С вечера раз..гралась метель. Прошумела она и волшебно пр..образился лес.

Слепят глаза бл..стящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря

в хвойной кольчуг.. . Грузные ветки елей под тяж..стью снега почти к..сают..ся земли.

Синичка сяд..т а ветка (не)дрогн..т.

Под березками пр..ютились крохотные ел..чки. В пр..чудл..вый наряд одела метель

молодую пор..сль. От холодных лучей солнца заг..рает..ся на них снежное покрывало. Как

хороши они теперь!

Вьюга посер..брила пышные пр..чески пр..огромных сосен. На их м..кушках

пр..мостились пышные снежные шапки. Под соснами змеит..ся след лукавой лисицы.

Вечером в чащ..бе хмурят..ся хвойные п..темки. Таинствен..ый сумрак окут..вает

даль. Во мраке бе..лун..ых ночей только и вид..шь одни березы в темном лесу. Трудно

от..скать (с,з)десь тр..пинку или даже дорогу. (На основе книги Д. Зуева «Времена

года»)

Задания к тексту:

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выделите морфемы, в

которые вы вставили буквы, определите часть речи у слов с пропущенными буквами.

2. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните

поставленные знаки.

3. Выполните словообразовательный разбор слова волшебно.

4. Найдите в тексте качественное прилагательное и выполните его

морфологический разбор.

5. Выпишите местоимения из 3 абзаца и определите их разряд.

6. Озаглавьте текст.


5. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

Бабушкин огород

Все взрослые уехали в поле на уборку нас оставили дома с бабушкой. - А вы, ребята, идите в огород и соб...райте овощи, — сказала нам бабушка. Мы взяли мешки и поб...жали в бабушкин огород. А Чапка и Усик за нами — помогать. Чапка очень хорошо помогала Маше рыть к...ртошку: она рыла землю всеми лапами и даже носом. Картошка так и л...тела а Маша собирала её в мешок. А я пошёл дёргать морковку, хотя и не знал, какая она. И вышло: дёргаю м...рковку а выдёргиваю то репу то св...клу. Выд...рнул нечаянно даже огурцы и п...мидоры, а м...рковки только три штуки. Я хотел заплакать, но бабушка сказала, что сразу всё не узнаешь, а когда сам посе...шь и каждый кустик выраст...шь, тогда ничего не перепутаешь. И ещё сказала, что на будущий год, когда я при...ду к ней, то сам посажу и буду выр...щивать маленький огород. А Усик никому н... помогал: он подружился с Чучелом Стёпой и не отх...дил от него. Ведь Чучело не может его тискать и дёргать за хвостик. Когда мама и папа вернулись с поля, бабушка нас очень хвалила: сказала, что мы будем х...рошими работниками. А про огурцы и п...мидоры никто не узнал. Вечером мы все ели молодую к...ртошку. (По В. Сутееву)


III. Игра «По местам». (можно в парах)

1 класс

- Распредели слова в два столбика и объясни, почему:

Чиж, Москва, город, дуб, Казахстан, Дарья, голубь, океан, Астана.

- Распредели слова в два столбика и объясни, почему:

Вьюга, льдина, варенье, коньки, букварь, ночью, обезьяна, пальто, ружье, львы, горький, листья, сильный


2 класс

- Распредели слова в два столбика и объясни, почему:

Аня, Анна, трубка, один, ужи, июль, аист, море, окно, ухо, енот, маяк, урок, вишня, кисти. (можно перенести-нельзя перенести)


- Запиши слова в два столбика.


Богатый, сугроб, яблоня, рябь, берёза, голубь, собака, спасибо, обида, трубка, воробей, декабрь, мебель, рабочий, бубенчик, прорубь, рябина. (Покажи цифрой, сколько слов не попали ни в один столбик. Подчеркни слово, которое записано в оба столбика)


3 класс

- Запишите слова в два столбика.


Чиж(?), ёж(?), реч(?), ноч(?), доч(?), печ(?), нож(?), марш(?), королевич(?), чертёж(?), рож(?), помощ(?), глуш(?), калач(?), шалаш(?), ералаш(?), туш(?), мыш(?), теч(?), тиш(?), душ(?), морж(?), пустош(?), полноч(?), роскош(?), экипаж(?), кирпич(?).

(Источник: https://folkmap.ru/articles/opredelit-rod-imen-suschestvitelnyh-3-klass-kartochki.html)


- Запишите слова в два столбика

Прекрас(?)ная погода, чудес(?)ный денек, интерес(?)ная прогулка, ужас(?)ный ветер, опас(?)ный путь, вкус(?)ный обед.


- Распредели слова на группы.


Гла(д,т)кий, сто(к,г), ука(з,с)ка, ко(с,з)ьба, пиро(г,к), завя(с,з)ка, но(ш,ж), хо(д,т), карапу(з,с), вперё(т,д), приба(ф,в)ка.


4 класс

- Записать слова в три столбика (с безударной гласной, с парной согласной, с непроизносимой согласной в корне), подчеркнуть орфограмму:


Бедняк, боец, газетка, низкий, свистнул, водичка, доблестный, девчонка, далёкий, тростник, рулетка, закуска, граница, лапки, капустный, сюрприз, поздно, сердце.


– Запишите слова в три столбика: с разделительным ь, разделительным ъ и слова, в которых не пишется ни ъ, ни ь.


Объявление, отъезд, гостья, вход, угощенье, объём, изгородь, подъёмный, въезд, мытьё, варенье, объединение, вьюжная, разъярённый, братья, терпенье, взял.


- Распредели слова в два столбика:


сч…ты, ж…лтый, крыж…вник, ш…колад, больш…й, рубаш…нка, щ…чка, галч…нок, ш…в.


5 класс


- Распределите слова в два столбика, объяснив графически выбор а – о в корне.

Подр_сли, распол_гаться, прил_жить, выр_стать, распол_жение, Р_стов, обр_сли, сл_жить, возл_гать, пол_гаться, р_сток, выр_щенный, отр_сль, р_сти, нар_щение, прил_гать.

- Распредели слова в две колонки. При анализе учитывай общее грамматическое значение слов и их морфологические признаки.


Восстать, восстание; двигать, движение; изучать, изучение; запомнить, запоминание; выдохнуть, выдох; вдохнуть, вдох; восклицать, восклицание; рассуждать, рассуждение; высказывать, высказывание.


- Запишите слова в два столбика:


Приложение, слагаемое, сложение, прилагательное, обложение, расположение, предложение, разложение, наложение, заложник.


6 класс


- Спиши, распределив слова на 3 группы.

Обрезок, подвластный, альбомчик, подвеска, боковой, солдатушки, забег, стрелочка, шурупчик, работники, беленький, котёнок, безбилетный, дубовый.



В своей работе использую орфографические задачи, опираясь на методику работы профессора Михаила Ростиславовича Львова. Он выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые можно применять на уроках русского языка:

1. Увидеть орфограмму в слове.

2. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.

3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.

4. Определить «шаги» , ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.

5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.

6. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

Это один из сложных видов работы – это комментированное письмо с указанием орфограмм., поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке.