СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование основ финансовой грамотности на уроках и занятиях внеурочной деятельности в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад освещает одну из актуальных тем современного образования. В работе идёт описание деятельности, направленной на воспитание финансовой грамотности школьников. На конференции будет представлено краткое теоретическое обоснование темы, а также первые результаты работы по формированию основ финансовой грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование основ финансовой грамотности на уроках и занятиях внеурочной деятельности в начальной школе.»

Снигирева Т.Ю.,

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сухановская средняя общеобразовательная школа»

Формирование основ финансовой грамотности на уроках и занятиях внеурочной деятельности в начальной школе.

Аннотация. Доклад освещает одну из актуальных тем современного образования. В работе идёт описание деятельности, направленной на воспитание финансовой грамотности школьников. На конференции будет представлено краткое теоретическое обоснование темы, а также первые результаты работы по формированию основ финансовой грамотности.

Ключевые слова: финансовая грамотность, современное образование, начальная школа.

Развитие человечества происходит настолько быстро и интенсивно, что сложно порой перестраиваться и «выживать» в условиях неблагополучной экономической и финансовой ситуации во всем мире. Сейчас это стало особенно актуальным и ярко проявленным. Многие взрослые столкнулись с проблемой того, что они не знают и не умеют управлять своими финансовыми потоками, следовательно, их не обучали этому целенаправленно, и они не могут сформировать правильное отношение к деньгам у своих детей. Более того современные дети являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.

Финансовая грамотность – это совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Считаю, что формировать финансовую грамотность младших школьников можно через интеграцию урочной и внеурочной деятельности. Например, средствами содержания предметов математики, окружающего мира, технологии, литературного чтения и других. Один из способов интеграции указанных направлений в нашей образовательной организации с 1 по 4 классы в УМК «Школа России», представлен в таблицах 1-4.

Таблица 1

Интеграция материалов по финансовой грамотности с предметным содержанием (1 класс)

Возрастная группа

1 класс


Предмет

Тема, заявленная в программе по предмету

Занятия по финансовой грамотности

Окружающий мир

Моя семья

Что нужно семье

Окружающий мир

Повт-обобщ. урок «Как, откуда и куда»

Как распоряжаться карманными деньгами

Обучение грамоте(чтение)

Золотой ключик или Приключения Буратино

Где лучше хранить деньги

Окружающий мир

Зачем нужны автомобили

Сколько стоит автомобиль

Технология

Работа с бумагой

Что такое свое дело

Таблица 2

Интеграция материалов по финансовой грамотности с предметным содержанием (2 класс)

Возрастная группа

2 класс


Предмет

Тема, заявленная в программе по предмету

Занятия по финансовой грамотности

Окружающий мир

Что такое экономика

Как разумно делать покупки

Окружающий мир

Опасные незнакомцы

Кто такие мошенники

Окружающий мир

Наша дружная семья

Откуда в семью приходят деньги

Математика

Задачи цена количество стоимость

Жизненная арифметика

Математика

Повторение: деление на 3

Сколько стоит свое дело

Математика

Повторение: сложение и вычитание

Зачем планировать расходы семьи

Литературное чтение

Каша из топора

Сколько денег нужно потратить, чтобы сварить кашу

Таблица 3

Интеграция материалов по финансовой грамотности с предметным содержанием (3 класс)

Возрастная группа

3 класс


Предмет

Тема ,заявленная в программе по предмету

Занятия по финансовой грамотности

Технология

Изделие из бумаги

Деньги настоящие и ненастоящие

Окружающий мир

Как устроен этот мир

Что могут деньги

Математика

Решение задач и закрепление материала

Легко ли вести свое дело

Окружающий мир

Опасные места

Когда рискуешь деньгами

Окружающий мир

Семейный бюджет

Зачем семье сбережения

Окружающий мир

Путешествия по городам и странам

Деньги в разных странах

Таблица 4

Интеграция материалов по финансовой грамотности с предметным содержанием (4 класс)

Возрастная группа

4 класс


Предмет

Тема ,заявленная в программе по предмету

Занятия по финансовой грамотности

Математика

Математика вокруг нас

Зачем семье вести бюджет

Окружающий мир

Итоговое занятие по теме «Родной край»

Что такое страхование

Математика

Закрепление темы «Умножение и деление»

Личные деньги

Окружающий мир

Основной закон России

Когда берешь в долг

Технология

Человек и информация

Где можно делать покупки

Окружающий мир

Путешествие по России

Как пользоваться банковской картой

Технология

Переплетные работы

Привлекательное дело

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.

Литература

  1. Аменд А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников/А.Ф. Аменд - Челябинск, Изд-во ЧГПИ, 2004г.

  2. Вендина А. А. Применение кейс-метода при обучении финансовой грамотности в начальной школе // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сборник статей по материалам II международной заочной научно-практической конференции. 2016.

  3. Гид по финансовой грамотности. - М.: КНОРУС, 2010.

  4. Деньги. Занимательные экскурсы в историю и макроэкономику.-М. МПА-Пресс, 2002.

  5. Землянская Е.Н. Критерии и конкретизирующие показатели оценки экономических знаний младших школьников/Е.Н.Землянская  – М., 2000.