Снигирева Т.Ю.,
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сухановская средняя общеобразовательная школа»
Формирование основ финансовой грамотности на уроках и занятиях внеурочной деятельности в начальной школе.
Аннотация. Доклад освещает одну из актуальных тем современного образования. В работе идёт описание деятельности, направленной на воспитание финансовой грамотности школьников. На конференции будет представлено краткое теоретическое обоснование темы, а также первые результаты работы по формированию основ финансовой грамотности.
Ключевые слова: финансовая грамотность, современное образование, начальная школа.
Развитие человечества происходит настолько быстро и интенсивно, что сложно порой перестраиваться и «выживать» в условиях неблагополучной экономической и финансовой ситуации во всем мире. Сейчас это стало особенно актуальным и ярко проявленным. Многие взрослые столкнулись с проблемой того, что они не знают и не умеют управлять своими финансовыми потоками, следовательно, их не обучали этому целенаправленно, и они не могут сформировать правильное отношение к деньгам у своих детей. Более того современные дети являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
Финансовая грамотность – это совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Считаю, что формировать финансовую грамотность младших школьников можно через интеграцию урочной и внеурочной деятельности. Например, средствами содержания предметов математики, окружающего мира, технологии, литературного чтения и других. Один из способов интеграции указанных направлений в нашей образовательной организации с 1 по 4 классы в УМК «Школа России», представлен в таблицах 1-4.
Таблица 1
Интеграция материалов по финансовой грамотности с предметным содержанием (1 класс)
Возрастная группа | 1 класс | |
Предмет | Тема, заявленная в программе по предмету | Занятия по финансовой грамотности |
Окружающий мир | Моя семья | Что нужно семье |
Окружающий мир | Повт-обобщ. урок «Как, откуда и куда» | Как распоряжаться карманными деньгами |
Обучение грамоте(чтение) | Золотой ключик или Приключения Буратино | Где лучше хранить деньги |
Окружающий мир | Зачем нужны автомобили | Сколько стоит автомобиль |
Технология | Работа с бумагой | Что такое свое дело |
Таблица 2
Интеграция материалов по финансовой грамотности с предметным содержанием (2 класс)
Возрастная группа | 2 класс | |
Предмет | Тема, заявленная в программе по предмету | Занятия по финансовой грамотности |
Окружающий мир | Что такое экономика | Как разумно делать покупки |
Окружающий мир | Опасные незнакомцы | Кто такие мошенники |
Окружающий мир | Наша дружная семья | Откуда в семью приходят деньги |
Математика | Задачи цена количество стоимость | Жизненная арифметика |
Математика | Повторение: деление на 3 | Сколько стоит свое дело |
Математика | Повторение: сложение и вычитание | Зачем планировать расходы семьи |
Литературное чтение | Каша из топора | Сколько денег нужно потратить, чтобы сварить кашу |
Таблица 3
Интеграция материалов по финансовой грамотности с предметным содержанием (3 класс)
Возрастная группа | 3 класс | |
Предмет | Тема ,заявленная в программе по предмету | Занятия по финансовой грамотности |
Технология | Изделие из бумаги | Деньги настоящие и ненастоящие |
Окружающий мир | Как устроен этот мир | Что могут деньги |
Математика | Решение задач и закрепление материала | Легко ли вести свое дело |
Окружающий мир | Опасные места | Когда рискуешь деньгами |
Окружающий мир | Семейный бюджет | Зачем семье сбережения |
Окружающий мир | Путешествия по городам и странам | Деньги в разных странах |
Таблица 4
Интеграция материалов по финансовой грамотности с предметным содержанием (4 класс)
Возрастная группа | 4 класс | |
Предмет | Тема ,заявленная в программе по предмету | Занятия по финансовой грамотности |
Математика | Математика вокруг нас | Зачем семье вести бюджет |
Окружающий мир | Итоговое занятие по теме «Родной край» | Что такое страхование |
Математика | Закрепление темы «Умножение и деление» | Личные деньги |
Окружающий мир | Основной закон России | Когда берешь в долг |
Технология | Человек и информация | Где можно делать покупки |
Окружающий мир | Путешествие по России | Как пользоваться банковской картой |
Технология | Переплетные работы | Привлекательное дело |
Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.
Литература
Аменд А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников/А.Ф. Аменд - Челябинск, Изд-во ЧГПИ, 2004г.
Вендина А. А. Применение кейс-метода при обучении финансовой грамотности в начальной школе // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сборник статей по материалам II международной заочной научно-практической конференции. 2016.
Гид по финансовой грамотности. - М.: КНОРУС, 2010.
Деньги. Занимательные экскурсы в историю и макроэкономику.-М. МПА-Пресс, 2002.
Землянская Е.Н. Критерии и конкретизирующие показатели оценки экономических знаний младших школьников/Е.Н.Землянская – М., 2000.