ПСИХОЛОГИЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ ПОДРОСТКА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКА – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ореховская средняя школа»
педагог – психолог Эйхвальд Ольга Ивановна
НАШИ ДЕТИ - ПОДРОСТКИ
АССОЦИАЦИИ К СЛОВУ ПОДРОСТОК, ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
ПОДРОСТОК
- УПРЯМСТВО
- КОНФЛИКТ
- ПРОБЛЕМЫ
- ВЗРОСЛЕНИЕ
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
- ПЕРЕЛОМНЫЙ
- КРИТИЧЕСКИЙ
- ПЕРЕХОДНЫЙ
- ТРУДНЫЙ
- ВОЗРАСТ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ
ПОДРОСТОК - УЖЕ НЕ РЕБЁНОК, НО ЕЩЁ НЕ ВЗРОСЛЫЙ!!!
Переходный возраст: особенности психики - ЭТО ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА
С ДРУГОЙ СТОРОНЫ
С ОДНОЙ СТОРОНЫ
- Наплевательское отношение к тому, что их одежда неуместна и все смотрят на них как на чучело
- неуверенность в себе и самокритика
- страстное желание выделиться из толпы
- Частые смены настроения
- Повышенная чувствительность подростка к оценке их внешности посторонними
- Самоуверенность и резкие суждения об окружающих и их поведении
- Желание быть как все, быть частью группы
- Частые смены настроения
апатия
радость
человеколюбие
жестокость
стремление быть в группе
желание закрыться в своей комнате и не видеть вообще ничего
поведение и внешний вид чаще всего определяется той группой, принадлежность к которой он ощущает
САМОВЫРАЖАТЬСЯ ЛЮБЫМИ СПОСОБАМИ
САМОВЫРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - ЭТО ЕСТЕСТВЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ каждого ЧЕЛОВЕКА Подросток и самовыражение: что приемлемо и с чем бороться?
Безопасные :
Опасные:
- Тату и пирсинг
- Одежда и прическа
- Музыка
- Спорт, танцы
- туризм
- Приобщение к субкультуре не экстремального толка.
- Привычки, вызывающие зависимость: курение, алкоголь,
- психотропные препараты,
- азартные игры;
- Экстремальные субкультуры: радикальные группировки с элементами жестокости; культ суицида и пр.
- Некоторые пищевые пристрастия – чрезмерное увлечение диетами, приводящее к заболеваниям.
- Беспорядочная половая жизнь, незащищенные контакты.
- Здесь нужно четко разделять: пирсинг, правильно сделанный, безвреден, как бы он ни выглядел, татуировку, если уж совсем надоест, можно и свести, тотального вреда здоровью она не нанесет.
- А вот употребление психотропных препаратов может навсегда изменить жизнь не в лучшую сторону.
- Суицидальные наклонности опасны для жизни.
- Приобщение к группировке, для которой норма – поймать и до полусмерти избить человека – это не только разрушительно для нравственности, но и преследуется по закону.
На этом этапе жизни главная задача - это сохранение жизни и здоровья ребенка. И справиться с ней легче тем, у кого ближе и доверительнее были отношения в семье и какая самооценка у подростка до наступления переломного момента.
Что же такое самооценка? Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, свои поступки
Заниженная самооценка
Завышенная самооценка
- Неуверенность
- Тревожность
- Безынициативность
- Обидчивость
- Подозрительность
- Агрессивность
Человек самоуверен, переоценивает свои силы. Игнорирует неудачи, ради сохранения своей привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Справедливые замечания воспринимаются как придирка, а объективная оценка результатов работы, как не заслуженно заниженная.
Проявляется в высказываниях
«Это у меня никогда не получится», «Я это не смогу выучить», «Я не виноват, что…» и т.п.
КАКОЙ ЖЕ ДОЛЖНА БЫТЬ САМООЦЕНКА ЧЕЛОВЕКА?
АДЕКВАТНОЙ, т.е СООТВЕТСТВОВАТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, КАКОЙ ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ .
Здесь важна роль семьи, в формировании положительной самооценки учащегося! Особенно важно помочь поверить в себя , в свои возможности , в свою ценность В этом главная роль, уважаемые родители - ваша! Вам ребёнок доверяет свои секреты, делится своими успехами и неудачами. Вы должны поддержать его, формируя положительную адекватную самооценку
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ В ФОРМИРОВАНИИ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКА
- Не оберегайте ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи для выполнения которых он ещё не дорос, оставляйте ребёнку право выбора
- Не перехваливайте своего сына или дочь, но не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает
- Поощряйте в ребёнке инициативу
- Не забывайте, что ребёнок внимательно наблюдает за вами, показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам
- Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра)
- Не бойтесь искренне любить своего ребёнка и , главное – показывать ему свою любовь!
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ от 13-16 лет
Приняло участие 30 учащихся, отмечать можно было несколько вариантов ответов
1. Как ты проводишь свое свободное время?
а) Гуляю с друзьями, хожу на дискотеки 7
б) Смотрю телевизор, сижу за компьютером 11
в) Я много времени провожу в секции, кружке и т.п . 0
г) Учу уроки, занимаюсь дополнительно 10
д) Да я б пошла (пошел) гулять, но меня не пускают, приходиться сидеть дома 1
е) свой вариант ответа
- прихожу со школы делаю уроки, а потом делаю дела на улице 1
- гуляю 5
- занимаюсь спортом 1
- помогаю по дому 1
- сижу дома 1
2. Посещаешь ли ты какие-либо секции или студии?
а) Да 7
какую (-ие) спортивный кружок, краеведение
б) Нет 21
3. Если ты не ходишь ни в какие кружки, секции то почему?
а) Мне это не нравится 4
б) Нет времени 13
в) Да кому это надо 2
4. Как твои родители относятся к тому, как ты проводишь свободное время?
а) Не знаю 9
б) Не в восторге, но не запрещают 5
в) Они против 1
г) Они против, но кто их слушать будет? 0
д) Хорошо относятся 11
5. Что ты можешь сказать о своих сверстниках?
а) Не знаю, люди, как люди 13
б) Агрессивные, боюсь по улице вечером идти 0
в) В основном их вообще ничего не интересует 4
г) свой вариант ответа
- гуляем, разговариваем 2
- ничего 2
- хорошие, во всём помогают 1
- хорошие 2
- хорошие, но некоторые могут обсмеять 1
- не знаю 2
- позитивные личности 2
- весёлые, умные 1
6 . Чему ты и твои друзья отдают предпочтение на досуге?
а) Пиво, сигареты 0
б) Дискотеки 1
в) Очень люблю читать 7
г) Компьютер, телевизор 12
д) У меня вообще нет свободного времени 1
е) свой вариант ответа
- ведение личных дневников 1
- делаю дела во дворе 2
- много чего, кроме пива и сигарет и всего вредного 1
- гулять и играть 4
- не знаю 3
- спорт 1
- ни с кем не общаюсь 1
7. Как часто ты посещаешь музеи, театры, выставки?
а) не более 1 раза в год 8
б) 2-3 раза в год 8
в) я там ни разу не был 2
г) это пустая трата времени 4
д) нет, но мне очень хотелось бы 3
е) свой вариант ответа
8 . Как твоя семья проводит свободное время?
а) походы 6
б) пикники 4
в) спортивные игры 3
г) культурные мероприятия 8
д ) другое
- отдыхаем 4
- выходим во двор и убираемся 1
- по – разному 3
- работа по дому 1
9. Какие традиции существуют в твоей семье?
- Дни рождения 2
- все праздники 3
- Отмечать национальные праздники 3
- Не знаю 4
- Нет 13
- Много 1
- Каждую субботу ходить на пикник или кататься вместе на коньках 1
- Слушать старших, уважать; 1
- Новый год 5
10. В каких, из ниже перечисленных мероприятий ты бы принял участие:
а) дискотеки 7
б) фотовыставки 4
в) экскурсии 9
г) выставка и конкурс творческих работ 4
д) концерт 7
е) соревнования по хоккею 1
ж) соревнования по шахматам 6
з) соревнования футболу 11
и) мама, папа, я – спортивная семья 1
к) соревнования по волейболу 11
л) свой вариант ответа
11. ТВОИ предложения о кружках, секциях и клубах по интересам, в которые ты бы ходил и мероприятиях, в которых ты хотел бы принять участие
а) ни в какие; ни в какие, потому что скучно, нудно 12
б) спортивные (бокс, футбол, волейбол, баскетбол, каратэ, лёгкая атлетика, тяжёлая атлетика) 10
в) шашки 1
г) походы 1
д) кружок бисероплетения, «умелые ручки» 1
е) кружок рисования 1
ж) не знаю 2
з) кружки 2
МОЛОДЁЖЬ – ОНА РАЗНАЯ!
ЭНЕРГИЧНАЯ И ПАССИВНАЯ, РАБОТОСПОСОБНАЯ И ЛЕНИВАЯ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННАЯ И ИНЕРТНАЯ, КРЕАТИВНАЯ И ОГРАНИЧЕННАЯ, ТОЛЕРАНТНАЯ И НЕТЕРПИМАЯ.
ЭТО ВАШЕ БУДУЩЕЕ – КАКИМ ВЫ ЕГО ВОСПИТАЕТЕ, ТАКОВА БУДЕТ ВАША СТАРОСТЬ!
благодарю за внимание!