СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных УУД младших школьников при изучении геометрического материала в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема очень актуальна: изучение геометрического материала развивает точность, правильность, постановку цели и достижение её, т.е. реализует условия для развития УУД на уроках математики и во внеурочной работе

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных УУД младших школьников при изучении геометрического материала в начальной школе»

Тема презентации « Формирование познавательных УУД младших школьников при изучении геометрического материала в начальной школе » Пряничникова Светлана Николаевна Моё профессиональное кредо: «Учить учиться и учиться учить!»     Место работы: МОУ «Ковернинская средняя школа №2» Должность: учитель начальных классов Образование: высшее Квалификационная категория: высшая Педагогический стаж: 36 лет Персональный сайт: Электронный адрес: Сотовый телефон:

Тема презентации

« Формирование познавательных УУД младших школьников при изучении геометрического материала в начальной школе »

Пряничникова Светлана Николаевна

Моё профессиональное кредо: «Учить учиться и учиться учить!»

Место работы: МОУ «Ковернинская средняя школа №2»

Должность: учитель

начальных классов

Образование: высшее

Квалификационная категория: высшая

Педагогический стаж: 36 лет

Персональный сайт:

Электронный адрес:

Сотовый телефон:

Условия формирования  Научно-исследовательские: труды известных ученых-педагогов, методистов (А.А.Леонтьев, Ш.А.Амонашвили, С.К.Бондарева, Т.А.Ладыженская, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, А.В.Горячев. Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев П.Я.Гальперин, Е.Д.Божович, А.Г.Асмолов, В.В.Давыдов., Д.Б.Эльконин, В.В.Рубцов, Г.А.Цукерман) Методические: НИРО, курсы учителей начальных классов   Организационно-педагогические: работа с педагогами района в рамках РМО учителей начальных классов Ковернинского района Нижегородской области

Условия формирования

  • Научно-исследовательские: труды известных ученых-педагогов, методистов (А.А.Леонтьев, Ш.А.Амонашвили, С.К.Бондарева, Т.А.Ладыженская, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, А.В.Горячев. Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев П.Я.Гальперин, Е.Д.Божович, А.Г.Асмолов, В.В.Давыдов., Д.Б.Эльконин, В.В.Рубцов, Г.А.Цукерман)
  • Методические: НИРО, курсы учителей начальных классов

Организационно-педагогические:

работа с педагогами района в рамках РМО учителей начальных классов Ковернинского района Нижегородской области

  Актуальность темы     Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмысливать тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.   Этой цели можно достичь благодаря формированию познавательных УУД, дающих возможность самостоятельного, успешного овладения новыми знаниями, умениями.  Научиться работать с информацией – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником в свете новой парадигмы образования. Именно «познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации».    

Актуальность темы

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмысливать тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.

Этой цели можно достичь благодаря формированию познавательных УУД, дающих возможность самостоятельного, успешного овладения новыми знаниями, умениями.

Научиться работать с информацией – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником в свете новой парадигмы образования. Именно «познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации».

 

 

Цель работы обеспечить условия для формирования познавательных УУД учащихся начальной школы при изучении геометрического материала

ЗАДАЧИ

  • ЗАДАЧИ
  • ЗАДАЧИ
  • ЗАДАЧИ
  • ЗАДАЧИ
  • Изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу Разработать систему упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала Доказать результативность проделанной работы
  • Изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу Разработать систему упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала Доказать результативность проделанной работы
  • Изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу Разработать систему упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала Доказать результативность проделанной работы
  • Изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу Разработать систему упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала Доказать результативность проделанной работы
  • Изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу
  • Разработать систему упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала
  • Доказать результативность проделанной работы

Исследование проводилось

в 4 «а» классе МОУ «Ковернинская средняя школа №2»

п.Ковернино Ковернинского района, обучение ведется

по ОС «Школа 2100»

Теоретическое обоснование  На современном этапе развитие познавательных УУД рассматривают такие ученые как М.А. Бантова, Д.Б. Эльконин и другие. Исследования психологов П.Я. Гальперина, В.В.Давыдова позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса формирования познавательных УУД зависит от способа организации специальной развивающей работы. Л.С. Секретарева пишет о том, что развитие УУД создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания предметных областей. Е.В.Барсукова говорит о том, что на уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие, определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С.П. Ожигина считает, что моделирование, как универсальное учебное действие, также может использоваться в обучении в начальных классах для этих целей.

Теоретическое обоснование

На современном этапе развитие познавательных УУД рассматривают такие ученые как М.А. Бантова, Д.Б. Эльконин и другие. Исследования психологов П.Я. Гальперина, В.В.Давыдова позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса формирования познавательных УУД зависит от способа организации специальной развивающей работы.

Л.С. Секретарева пишет о том, что развитие УУД создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания предметных областей.

Е.В.Барсукова говорит о том, что на уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие, определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения.

С.П. Ожигина считает, что моделирование, как универсальное учебное действие, также может использоваться в обучении в начальных классах для этих целей.

 Познавательные УУД   –  система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации, которые обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Эти УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний.  Познавательный интерес -   избирательная направленность личности на предметы и явления окружающего мира. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.  Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна

Познавательные УУД

–  система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации, которые обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Эти УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний.

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающего мира. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна

 Ожидаемые результаты   ПознавательныеУУД    поз Общеучебные универсальные действия   самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий Универсальные логические действия  способность и умение учащихся производить  простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение) составные  логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения) Знаково-символические средства  овладевать действием моделирования  Действия постановки и решения проблемы овладевать широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач

Ожидаемые результаты ПознавательныеУУД поз

Общеучебные

универсальные

действия

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

искать и выделять необходимую информацию,

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств,

структурировать знания,

выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Универсальные логические действия

способность и умение учащихся производить

простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения)

Знаково-символические средства

овладевать действием моделирования

Действия постановки и решения проблемы

овладевать широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач

Деятельностный аспект  Формирование познавательных УУД

Деятельностный аспект

Формирование познавательных УУД

Условия формирования  познавательных УУД  Для формирования познавательных УУД в классе по ФГОС имеется и успешно применяется мультимедийное оборудование: дети с удовольствием смотрят и сами демонстрируют презентации к урокам и внеклассным мероприятиям, чертят фигуры, группируют, выполняют разнообразные задания для интерактивной доски, работают в группах и парах.  В процессе обучения применяются информационные ресурсы, разнообразные педагогические технологии, методы и формы работы, подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Условия формирования познавательных УУД

Для формирования познавательных УУД в классе по ФГОС имеется и успешно применяется мультимедийное оборудование: дети с удовольствием смотрят и сами демонстрируют презентации к урокам и внеклассным мероприятиям, чертят фигуры, группируют, выполняют разнообразные задания для интерактивной доски, работают в группах и парах.

В процессе обучения применяются информационные ресурсы, разнообразные педагогические технологии, методы и формы работы, подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

 Используемые технологии Технологии Применение Личностно – ориентированные технологии  Технология разноуровнего обучения Разно-уровневые задания Составление моделей разного уровня сложности Технология коллективного взаимообучения Применяются парная, групповая формы работы Технологии на основе активизации деятельности учащихся  Игровая технология Урок – путешествие в Геометрию Урок – наблюдение «Удивительное рядом» (Геометрия вокруг нас, что на что похоже) Информационно – коммуникационные технологии Составление презентаций к урокам Использование CD материалов Использование средств Интернет Интерактивные тренажеры Презентации, подготовленные детьми Метод проектов Сочинение литературных произведений разного жанра о геометрическом материале

Используемые технологии

Технологии

Применение

Личностно – ориентированные технологии

Технология разноуровнего обучения

Разно-уровневые задания

Составление моделей разного уровня сложности

Технология коллективного взаимообучения

Применяются парная, групповая формы работы

Технологии на основе активизации деятельности учащихся

Игровая технология

Урок – путешествие в Геометрию

Урок – наблюдение «Удивительное рядом» (Геометрия вокруг нас, что на что похоже)

Информационно – коммуникационные технологии

Составление презентаций к урокам

Использование CD материалов

Использование средств Интернет

Интерактивные тренажеры

Презентации, подготовленные детьми

Метод проектов

Сочинение литературных произведений разного жанра о геометрическом материале

Система упражнений на формирование общеучебных действий:     Информационный поиск Дополни высказывания (сделай вывод): « Диагонали квадрата при пересечении образуют …» Танграм «Диагонали прямоугольника…» «Сумма смежных углов равна…» «Через две точки можно провести…»  Моделирование    Помоги Марье-искуснице «вышить» 3 ковра. Один ковер она закончила. Какие фигуры и где надо дорисовать на остальных коврах?

Система упражнений на формирование общеучебных действий:

Информационный поиск

Дополни высказывания (сделай вывод):

« Диагонали квадрата при пересечении образуют …» Танграм

«Диагонали прямоугольника…»

«Сумма смежных углов равна…»

«Через две точки можно провести…»

Моделирование

Помоги Марье-искуснице «вышить» 3 ковра.

Один ковер она закончила. Какие фигуры и

где надо дорисовать на остальных коврах?

Система упражнений на формирование логических действий: Сравнение фигур по разным признакам    Установи закономерность и дорисуй недостающую фигуру      Сгруппируй фигуры так, чтобы третья оказалась лишней. Объясни свой выбор

Система упражнений на формирование

логических действий:

  • Сравнение фигур по разным признакам
  • Установи закономерность и дорисуй недостающую фигуру
  • Сгруппируй фигуры так, чтобы третья оказалась лишней. Объясни свой выбор
 Анализ, синтез, классификация  Найди на рисунке знакомые тебе фигуры Множество точек раздели по  цвету. Какие геометрические  фигуры ты нашел?   Измени рисунок по заданию Найди ошибки в собранных  бусах

Анализ, синтез, классификация

Найди на рисунке знакомые тебе фигуры Множество точек раздели по

цвету. Какие геометрические

фигуры ты нашел?

Измени рисунок по заданию Найди ошибки в собранных

бусах

 Фотоконкурс «Удивительное рядом» (что на что похоже)

Фотоконкурс «Удивительное рядом»

(что на что похоже)

Система упражнений на формирование действий постановки и решения проблем  Нарисуй каждую из этих фигур не отрывая карандаша от бумаги и не проводя по одной линии дважды      Как ломаной из трех звеньев разделить фигуру так, чтобы получилось 6 одинаковых треугольников?

Система упражнений на формирование

действий постановки и решения проблем

  • Нарисуй каждую из этих фигур не отрывая карандаша от бумаги и не проводя по одной линии дважды
  • Как ломаной из трех звеньев разделить фигуру так, чтобы получилось 6 одинаковых треугольников?

 Способы активизации учебной деятельности для формирования познавательных УУД   Создание атмосферы заинтересованности: достижение поставленной цели, оценка труда.  Стимулирование к диалогу, создание ситуации общения, то есть такой ситуации, в которой ребята должны: Побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько решений предпринятых самостоятельно Смена форм деятельности повышает работоспособность ребят на уроке (устная работа, работа классом, самостоятельная работа, индивидуальные задания, самопроверка, игровые элементы) Физкультурная минутка; можно пошутить, дать ребятам снять напряжение, усталость; 6) Сильный ученик опрашивает слабого (практикуется при решении расчетных задач); 7) Поощрение любой познавательной деятельности  учащихся. 8) Высокий темп урока.

Способы активизации учебной деятельности для формирования познавательных УУД

  • Создание атмосферы заинтересованности: достижение поставленной цели, оценка труда.
  • Стимулирование к диалогу, создание ситуации общения, то есть такой ситуации, в которой ребята должны:
  • Побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько решений предпринятых самостоятельно
  • Смена форм деятельности повышает работоспособность ребят на уроке (устная работа, работа классом, самостоятельная работа, индивидуальные задания, самопроверка, игровые элементы)
  • Физкультурная минутка; можно пошутить, дать ребятам снять напряжение, усталость;

6) Сильный ученик опрашивает слабого (практикуется при решении расчетных задач);

7) Поощрение любой познавательной деятельности учащихся.

8) Высокий темп урока.

Используемые методы и формы работы на уроках и во внеурочной деятельности Рассказ Объяснение Беседа Работа с книгой Наблюдение Практическая работа Дискуссии Уроки-исследования Самостоятельная работа Творческие проекты Фронтальная форма Групповая работа Работа в парах

Используемые методы и формы работы на уроках и во внеурочной деятельности

Рассказ

Объяснение

Беседа

Работа с книгой

Наблюдение

Практическая работа

Дискуссии

Уроки-исследования

Самостоятельная работа

Творческие проекты

Фронтальная форма

Групповая работа

Работа в парах

Создание учебной среды для формирования УУД  Совокупность используемых методов  Позволяет объединить Уроки русского языка, ИЗО, технологии Внеурочная  деятельность Уроки математики

Создание учебной среды для формирования УУД

Совокупность

используемых методов

Позволяет объединить

Уроки русского языка, ИЗО, технологии

Внеурочная деятельность

Уроки математики

 Диагностики познавательных УУД  в начальной школе Виды УУД Методики, тестовые задания Класс Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия Методика «Кодирование»А.Ю.Понасюк Методика «Нахождение схем к задачам» Универсальные логические действия 1 1-3 Построение числового эквивалента или взаимооднозначного соответствия. Ж.Пиаже, А.Шеминьска Постановка и решение проблем 1-3 Диагностика универсального действия общего приема решения задач. А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова 1-4 Диагностика особенностей развития поискового планирования. А.З.Зак 1-4

Диагностики познавательных УУД

в начальной школе

Виды УУД

Методики, тестовые задания

Класс

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия

Методика «Кодирование»А.Ю.Понасюк

Методика «Нахождение схем к задачам»

Универсальные логические действия

1

1-3

Построение числового эквивалента или взаимооднозначного соответствия. Ж.Пиаже, А.Шеминьска

Постановка и решение проблем

1-3

Диагностика универсального действия общего приема решения задач. А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова

1-4

Диагностика особенностей развития поискового планирования. А.З.Зак

1-4

Диагностика На протяжении 3 лет обучения отслеживались результаты работы над геометрическим материалом с детьми одного класса.  В ходе педагогического наблюдения совместно со школьным психологом были проведены диагностики (кодирование, нахождение схем к задачам, особенности развития поискового планирования)  Кодирование           Нахождение схем к задачам

Диагностика

На протяжении 3 лет обучения отслеживались результаты работы

над геометрическим материалом с детьми одного класса.

В ходе педагогического наблюдения совместно со школьным

психологом были проведены диагностики (кодирование, нахождение

схем к задачам, особенности развития поискового планирования)

Кодирование

Нахождение схем к задачам

Диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З.Зака)-контрольная диагностика  3 класс Контрольная (конец года) Входная (начало года)  Цель: выявление сформированности действия поискового планирования как умения разрабатывать программу выполнения действий для достижения поставленной цели. Оцениваемые познавательные УУД: логические действия анализа, синтеза, установления аналогий.

Диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З.Зака)-контрольная диагностика

3 класс

Контрольная (конец года)

Входная (начало года)

Цель: выявление сформированности действия поискового планирования как умения разрабатывать программу выполнения действий для достижения поставленной цели.

Оцениваемые познавательные УУД: логические действия анализа, синтеза, установления аналогий.

Результативность педагогической деятельности и достигнутые эффекты  На контрольном этапе (3 класс) были проведены те же диагностики.  Данные показали, что высокий уровень составляет 56 % учеников, средний уровень — 40 %, низкий уровень — 4 % сформированности познавательных универсальных учебных действий, что говорит об эффективности данной методической работы.  Заключение  Регулярное использование на уроках математики систе- мы специальных задач и заданий, направленных на разви- тие познавательных возможностей и способностей, расши- ряет кругозор младших школьников, способствует матема- тическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориенти- роваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математичес- кие знания в повседневной жизни.

Результативность педагогической деятельности и достигнутые эффекты

На контрольном этапе (3 класс) были проведены те же диагностики.

Данные показали, что высокий уровень составляет 56 % учеников, средний уровень — 40 %, низкий уровень — 4 % сформированности познавательных универсальных учебных действий, что говорит об эффективности данной методической работы.

Заключение

Регулярное использование на уроках математики систе-

мы специальных задач и заданий, направленных на разви-

тие познавательных возможностей и способностей, расши-

ряет кругозор младших школьников, способствует матема-

тическому развитию, повышает качество математической

подготовленности, позволяет детям более уверенно ориенти-

роваться в простейших закономерностях окружающей их

действительности и активнее использовать математичес-

кие знания в повседневной жизни.

Транслируемость практических  достижений  Личная страничка на официальном сайте школы http:/ / http://www. Участие в сетевых профессиональных сообществах  Персональный сайт nsportal.ru / Пряничникова Светлана Николаевна/сайт учителя  начальных классов/ Социальная сеть работников образования  Выступления на РМО учителей начальных классов Ковернинского района Выступления на РМО учителей молодых специалистов Ковернинского района Выступления на РМО учителей изо, музыки, МХК Ковернинского района Адресная направленность работы:  опыт доступен учителю начальных классов с любым опытом работы и может быть совместим с иными образовательными технологиями Трудоемкость работы: связана с необходимостью разработки рабочей программы учителя с определением тем, на материале которых будет осуществляться формирование познавательных УУД, использования различных технологий

Транслируемость практических

достижений

Личная страничка на официальном сайте школы

http:/ / http://www.

Участие в сетевых профессиональных сообществах

Персональный сайт nsportal.ru /

Пряничникова Светлана Николаевна/сайт учителя

начальных классов/ Социальная сеть

работников образования

Выступления на РМО учителей начальных классов Ковернинского района

Выступления на РМО учителей молодых специалистов Ковернинского района

Выступления на РМО учителей изо, музыки, МХК Ковернинского района

Адресная направленность работы: опыт доступен учителю начальных классов с любым опытом работы и может быть совместим с иными образовательными технологиями

Трудоемкость работы: связана с необходимостью разработки рабочей программы учителя с определением тем, на материале которых будет осуществляться формирование познавательных УУД, использования различных технологий

Список литературы Произволов В. Задачи учат думать // Библиотека

Список литературы

  • Произволов В. Задачи учат думать // Библиотека "Первого сентября "Математика". - 1997. - № 18. - С. 16
  • А.В. Белошистая. «Развитие пространственных представлений и пространственного мышления младших школьников». М. Линка-Пресс. 1999 г.
  • Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики//Начальная школа.-1993.-№8
  • Пазушко Ж.И. Развивающая геометрия в начальной школе//Начальная школа.-1999.-№1.
  • О.А.Степанова, О.А.Рыдзе. Дидактические игры на уроках в начальной школе. – М., Творческий Центр «Сфера», 2005
  • Сутягина В.И. Функции геометрии в начальном обучении математике//Начальная школа.-2002.-№11.
  • Учебники по математике 1- 4 класс, авторов: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.

Интернет – ссылка : Издательство ВИТА-ПРЕСС - www.vita-press.ru Издательство Просвещение - www.prosv.ru/umk/perspektiva ОС Занкова - www.zankov.ru Программа дисциплины "Элементы геометрии в начальной школе";

050100.62 Педагогическое образование; доцент, к.н. (доцент) Ульяницкая Т.В. Регистрационный номер 8012 Страница 10 из 11. ОС Школа России - www.school-russia. prosv.ru

ОС Школа 2100 - www.school2100.ru

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!