СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей в старшей группе (5-6 лет)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование представлений о геометрических фигурах у детей в старшей группе (5-6 лет)»

Тема: Формирование представлений о геометрических фигурах в старшей группе (5-6 лет)



  1. Область представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей старшей группы.

  2. Методика формирования у детей шестого года жизни обобщенного понятия «четырехугольник»

  3. Совершенствование умения определять форму предметов, навыков трансфигурации



Область знаний о геометрических фигурах и форме детей старшей группы.


В старшем возрасте обследование геометрической фигуры становится еще более подробным и детальным. Вся работа по формированию представлений и понятий строится на сравнении и сопоставлении их моделей, модели сопоставляются уже не попарно, а сразу три – четыре фигуры. Так, уточняя представления о прямоугольнике, детям показывают несколько прямоугольников, разных по размеру, изготовленных из разных материалов, разного цвета. При этом обращается внимание на то, что форма не зависит от размера, цвета. Дети выявляют особенности этой фигуры: попарно равны, стороны тоже равны. Проверяют это.

В старшем дошкольном возрасте дети свободно изучают, называют плоские и объемные геометрические фигуры, различают однородные и разнородные фигуры по конфигурации и соотношению сторон, активно используют их в играх.

Для более подробного и детального изучения фигур, в работе с детьми используется измерение с помощью условной мерки и дети еще раз убеждаются, что у квадрата и ромба все стороны равны, а у прямоугольника и трапеции – только боковые противолежащие.

Детям старшего дошкольного возраста так же предлагается зарисовка геометрических фигур в тетради в клеточку. При зарисовке детям даются точные, четкие указания: что рисовать, какого размера, в каком количестве.


Детей знакомят с элементарными геометрическими понятиями. Воспитатель показывает на квадрате и прямоугольнике углы, вершины, стороны фигуры.

Вершина — это точка, в которой соединяются стороны.

Угол – часть плоскости, ограниченная сторонами.

Вершины и стороны образовывают границу фигуры,

Граница вместе с внутренней областью образует саму фигуру.

Эти представления надо давать детям ненавязчиво, доступно, в про­цессе практической деятельности:

  • Покажи углы, стороны, вершины.

  • Обведи квадрат.

  • Заштрихуй внутреннюю область фигуры, а границу обвести другим.

Методика формирования у детей шестого года жизни обобщенного понятия «четырехугольник»


Программой определена задача сформировать у детей старшего дошкольного возраста обобщенные понятия – четырехугольник.

На основе выявления существенных, уже известных детям, признаков их подводят к общению. Сравнивая разные по цвету, величине квадраты, прямоугольники, квадраты, ромбы, трапеции, дети устанавливают, что у всех этих геометрических фигур есть по четыре угла, четыре вершины, четыре стороны. Это количество является их общим свойством, общим признаком, который положен в основу определения четырехугольника.

Дети начинают осознавать, что какой – бы формы не была фигура, но если у нее четыре угла, четыре стороны, четыре вершины – четырехугольник.

Понятие четырехугольник – является обобщением таких понятий как квадрат, ромб, трапеция и др., независимо от их вида и размера. Подобные взаимосвязи и обобщения доступны детям, поднимают их умственное развитие на наиболее высокий уровень.

Например:

  • Найдите знакомые геометрические фигуры (см. рис. ).

  • Что вы про них знаете?

  • Что общего у всех этих фигур?

  • Как их можно назвать одним словом?

  • Почему все эти фигуры являются четырехугольниками?


Для закрепления представлений детей о четырехугольниках организуются задания на классификацию фигур разной формы, цвета, размера. Можно использовать следующие задания:

  • отобрать все четырёхугольники, назвать фигуры данной группы;

  • отобрать 4-угольники с равными сторонами, назвать их, назвать остальные фигуры;

  • отобрать все большие четырехугольники, назвать их форму, цвет;

  • справа положить все четырехугольники называя их, а слева – ГФ, которые не четырехугольники;

  • подобрать ГФ по контуру и названию.

Полезно применять и такой приём: детям раздаются карточки с контурным изображением фигур разного размера и формулируется задание подобрать соответствующие фигуры по форме и размеру и наложить их на контурное изображение.

Зарисовка, преобразования, классификация, экспериментирование, решение занимательных задач, помогают ребенку овладеть этим сложным понятием.


Совершенствование умения определять форму предметов, навыков трансфигурации


Важной задачей является формирование умения детей определять форму предметов, сравнивая ее с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы. Это способствует более полному, целенаправленному распознанию предметов окружающего мира и воспроизведению их в рисунке, лепке, аппликации. Хорошо усвоив геометрические фигуры, ребёнок всегда успешно справляется с обследованием предметов.

В старшем возрасте детей учат определять не только основную форму предметов, но и форму деталей (домик, машина, снеговик). Игровые упражнения проводят с целью обучения детей зрительно расчленять предметы на части определённой формы и воссоздавать предмет из частей.

Такие упражнения с разрезными картинками, кубиками лучше проводить вне занятия.

В старшем возрасте продолжается работа по формированию умений детей выкладывать геометрические фигуры из палочек. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы счетных палочек, карточки с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне карточки - указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

На начальных этапах дети выкладывали геометрические фигуры по образцу, в старшей же группе – по представлению, также их учат видоизменять выложенные предметы путем перекладывания одной или нескольких палочек.

Для детей 5-7 лет задачи-головоломки со счетными палочками можно объединить в 3 группы:

  1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

  2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

  3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

Трансфигурация становится важным моментом в расширении у детей геометрических представлений. Трансфигурация – видоизменение фигуры, объекта. Главное в трансфигурации – сохранение количества деталей.

У детей продолжают формировать умения составлять плоские ГФ путём преобразования разных фигур. Например, из двух треугольников сложить квадрат, а из двух квадратов – прямоугольник. Эти задания целесообразно связывать с упражнениями по делению фигур на части.

Очень важно упражнять детей в комбинировании геометрических фигур, в составлении разных композиций из одних и тех же фигур. Это приучает их всматриваться в форму различных частей любого предмета, читать технический рисунок при конструировании. Из ГФ могут составляться изображения предметов.

Для этого используются специальные игры: «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Монгольская игра» и др. Эти игры построены на принципе Фребеля (есть одна единая фигура, ее детали служат для выкладывания других фигур).

Последовательность работы:

Первый этап - ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.

Второй этап – работа с «расчлененными» образцами (составление фигур методом наложения на схему, анализ предъявляемых изображений, выражение речи способа соединения и пространственного расположения частей; выкладывание изображения методом проб и ошибок).

Третий этап - воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным)

Четвертый этап - упражнения в составлении изображений по памяти

Пятый этап - составление изображений по собственному замыслу.

Эти упражнения способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления детей.


  1. Жытко, I. У. Гуляем, навучаем, развiваем, цi Знаёмiм дзяцей з матэматыкай /I. У. Жытко, В. П. Бараноуская. Л. С Хадановiч. Мiск, 1997.

  2. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине/ Составитель Тышкевич И.В. – Минск : БГПУ
    имени М.Танка, 2013

  3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988

  4. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М., Изд. Центр «Академия», 1998




4