СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование проектного мышления у школьников как способ социализации личности в современном пространстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов можно и нужно применять в начальной школе, поскольку мы, учителя начальных классов, закладываем «фундамент» всего дальнейшего обучения. Это не дань моде. Я на практике убедилась в положительных сторонах  данного метода обучения. Я открыла для себя каждого ученика как неповторимую, интересную и самобытную личность. Главное, у детей появился интерес – что будем делать дальше? А для меня, учителя, важно видеть своих учеников заинтересованными.

Просмотр содержимого документа
«Формирование проектного мышления у школьников как способ социализации личности в современном пространстве»

Формирование проектного мышления у школьников как способ социализации личности в современном пространстве


Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности. 

На сегодняшний момент существуют образовательные технологии, позволяющие осуществлять доступное качественное образование.
Наиболее эффективным в условиях современной общеобразовательной школы в период ее модернизации является комплексное использование информационно - деятельностной технологии (технологии учебных циклов) и деятельностно - ценностной технологии (метода проектов). 
Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентирована 
не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых для активного включения в проектную деятельность, освоение новых способов деятельности в социокультурной среде. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. 

Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Обучение в русле мыслительной деятельности позволяет в несколько раз увеличить использование этих ресурсов и адекватно увеличить качество образования всех учеников. Настоящее знание должно с пониманием строиться самими учениками на основе своих предыдущих опытов. Новое знание должно объединяться, разъединяться, ассоциироваться с предыдущими и последующими знаниями.

Организация проектной деятельности на уроке способствует раскрытию творческого потенциала учащихся. Несомненно метод проектов имеет ряд преимуществ: 
• он характеризуется высокой коммуникативностью и активным вовлечением участников в учебную деятельность; 
• каждый учащийся несет личную ответственность за полученный результат; 
• метод проектов развивает самостоятельное мышление учащегося; 
• используя метод проектов, учитель позволяет ученикам не просто воспроизводить готовые знания, полученные ими в процессе обучения, а применять полученные знания на практике; 
• работа над проектом создает активную образовательную среду на уроке и за его пределами, побуждая учащихся быть деятельностными; 
• метод проектов учит учащихся работать с информацией; 
• данный метод способствует социализации учащихся, позволяя им выполнять различные социальные роли. 

Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Учебное проектирование все смелее входит в практику современного образования. Участие в школьных проектах развивает коммуникативные навыки учащихся, навыки организации совместной деятельности, а также совместной познавательной деятельности, навыки планирования, оценки и самооценки своей деятельности.

Участие в проектной деятельности, как правило, подразумевает получение готового продукта, что несомненно повышает ценность результатов образовательной деятельности. 
Однако для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка как учителей, так и учеников, которая должна осуществляться в целостной системе обучения в школе. Такая подготовительная работа должна проводиться систематически и параллельно с работой над проектом. 
Проектная деятельность в современной школе это всегда скоординированные совместные действия педагога и обучающегося. Но проектная деятельность различается с точки зрения учащегося и с точки зрения учителя.
С точки зрения ученика – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат; это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. 
С точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно учить:

- проблематизации;

- целеепологанию и планированию своих действий;

- самоанализу и рефлексии;

- умению представить результаты своей деятельности;

- практическому применению знаний в различных, в том числе и не типовых ситуациях;

- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования. 

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учащихся является: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить».

Исходя из своего опыта, могу сказать, что проектирование – очень хороший инструмент для формирования функционально грамотной личности. И еще один аргумент в пользу проектов: многие проекты, разрабатываемые учащимися, заинтересовали и родителей, которые тоже включались в работу, а это оказало благотворное влияние на укрепление отношения семьи и школы. Совместная деятельность была направлена на развитие исследовательских умений – поиск и сбор информации, ее классификацию, обобщение.

В технологии проектирования очень важным является «координированное выполнение взаимосвязанных действий», поэтому вместе с учениками мы намечаем этапы и направления работы над проектом.

Уроки с использованием исследовательской работы особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше практической, исследовательской деятельности и качественного иллюстративного материала

Например, на уроке предмета «Окружающий мир» по теме «Москва – столица нашего государства» использую буклет «Путешествие по Москве», который составила группа учеников. В буклете дети приглашают посетить Московский Кремль, соборы, знакомят с гербом и планом Москвы. Тема для данного проекта вдохновила прежде всего учащихся, успешно участвовавших в международной олимпиаде в Москве в январе 2015 г.

Проектная деятельность наиболее полно отвечает групповой или индивидуальной творческой работе, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или в учебной деятельности. В ходе учебной деятельности каждый учащийся формирует своё личное информационное пространство. Типичный урок при работе в проектном стиле можно охарактеризовать как творческий исследовательский урок, включающий сочетание индивидуальной и групповой работы.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Наиболее эффективно в рамках проектной деятельности можно применить мультимедиа презентацию в начальной школе. Для проведения выступления с использованием мультимедиа презентации компьютер выступает в роли наглядного пособия. Презентация демонстрируется на большом экране в сопровождении автора. Восприятие учащихся активизируется за счёт использования зрения и слуха.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальной школы. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Например, выбор темы проекта «Кормушка» был далеко не случаен. Идея проекта возникла на одной из экскурсий по микрорайону. Дети сами проводили исследование, вместе с родителями придумывали макеты будущих кормушек, изучали поведение птиц, их названия, кормили птиц, наблюдали за их появлением в своих «столовых». Итогом проекта было выступление перед ребятами других классов и участие в городском конкурсе «Кормушка». Дети остались довольны своей работой. Для них был интересен не только результат труда, но и сам процесс создания проекта.

На уроках литературного чтения после каждого раздела предусмотрены творческие работы. Но прежде чем провести такой урок, мы с детьми проводим большую подготовительную работу. Уже во 2 классе у детей появляются свои идеи и предложения, какую работу можно выполнить к обобщающему уроку по данному разделу. Так по инициативе моих учеников появился проект «Малые жанры народного творчества. Книжки для малышей». Книжки были сделаны на уроках технологии, а рисунки рисовали дети, выполняя одно из творческих заданий к прочитанным произведениям раздела. Такая работа, в первую очередь, развивает интерес к чтению и помогает успешно осваивать учебники.

На уроке технологии вместе со старшими учащимися был организован проект «Православный праздник. Пасха».

Метод проектов можно и нужно применять в начальной школе, поскольку мы, учителя начальных классов, закладываем «фундамент» всего дальнейшего обучения. Это не дань моде. Я на практике убедилась в положительных сторонах данного метода обучения. Я открыла для себя каждого ученика как неповторимую, интересную и самобытную личность. Главное, у детей появился интерес – что будем делать дальше? А для меня, учителя, важно видеть своих учеников заинтересованными. Хочется вспомнить слова древнекитайского мыслителя Конфуция: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму». Действительно, дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные нужно только по-настоящему увлечь их.

Исследовательская работа в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребёнка. Метод проекта позволяет закреплять полученные на уроке знания, усваивать новую информацию в ходе проектной деятельности, способствует развитию компетенций.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 г.Георгиевска»

Ставропольского края








Формирование проектного мышления у школьников

как способ социализации личности

в современном пространстве

(выступление на городском МО)








Подготовила

учитель начальных классов

Степанян Д.А.








2022 г.