Просмотр содержимого документа
«Формирование пространственных представлений у учащихся с ЗПР в первом классе»
Формирование пространственных представлений у учащихся с ЗПР в первом классе
Для многих обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР характерны несфомированность пространственных представлений и трудности их использования в практической деятельности, что препятствует прежде всего усвоению математических знаний и повышает риск школьной дезадаптации детей. Пространственный фактор очень важен с самого начала формирования счётной деятельности. Продуктивный путь формирования математического мышления – это формирование и развитие познавательных способностей. А у учащихся с ЗПР в первом классе необходимо формировать пространственные представления на начальном этапе математических знаний и умений. У детей с ЗПР недостаточно сформировано умение правильно показывать части собственного тела (верхние и нижние, передние и задние, правые и левые), они испытывают трудности в использовании этих знаний для ориентировки в окружающей среде. Уровень сформированности понятия числа и счётных операций у детей с ЗПР недостаточно сформирован. У учащихся наблюдаются трудности длительной концентрации внимания на выполняемой деятельности; снижение познавательной активности; затруднена ориентировка на числовой ряд при записи чисел и сравнении их между собой, ориентировка в последовательности числового ряда; имеются трудности в использовании знаков «больше»-«меньше».
Для формирования пространственных представлений у учащихся с ЗПР в первом классе надо опираться на следующие позиции: использование наглядности, сочетаемой с показом и объяснением в практической деятельности, отказ от изолированного использования речи педагогом при объяснении материала.
Компетентностный подход при построении процесса обучения учащихся с ЗПР предполагает: первоначальное включение обучающихся в деятельность, позволяющее компенсировать основные нарушения, которые лежат в основе недостаточности усвоения пространственных характеристик; закрепление в процессе деятельности знания и понимания пространственных предлогов и наречий; развитие мышления и мыслительных операций для понимания и использования пространственных представлений в процессе деятельности; формирование у учащихся обобщённых умений в использовании пространственных представлений для решения поставленных задач. Работу можно проводить по следующим направлениям:
- показывать части собственного тела;
- показывать части тела человека, стоящего напротив;
- выполнять движения частями тела в заданном направлении;- определять пространственное расположение предметов, когда точкой отсчёта является сам учащийся;
- определять взаимное расположение объектов, когда точкой отсчёта является другой объект;
- графически обозначать заданное направление;
- словесно обозначать пространственные представления.
Каждое из этих направлений реализовывается в определённой последовательности.
Демонстрация пространственных представлений в практической деятельности осуществляется при выполнении практических действий с опорой на зрительное восприятие учащихся; с применением интерактивных компьютерных презентаций для наглядной демонстрации пространственных представлений. Показ должен сопровождаться словесным описанием демонстрируемых действий.
Выполнение действий по показу в предметно-практической деятельности представляет собой повторение учащимися действий педагога на основе подражания и словесного сопровождения выполнения задания.
Закрепление полученных умений при выполнении аналогичных заданий направлено на формирование у учащихся обобщённых способов действий в процессе решения пространственных задач. Используемые приёмы: сопровождение выполнения задания движениями частей тела в необходимом направлении; закрашивание изображений предметов в определённом пространственном положении; соединение и обведение изображённых предметов и фигур в зависимости от пространственного расположения и движения в нужном направлении; продолжение ряда элементов в соответствии с определённой последовательностью; обведение изображённых фигур и предметов по принципу «вверху – внизу», «справа – слева», «внутри – снаружи».
Формирование самостоятельности обеспечивается использованием заданий индивидуального характера, направленных на активизацию мотивационно-целевого, операционного и контрольно-оценочного компонентов деятельности. Сначала учащиеся получают необходимые знания и отрабатывают их в практической деятельности под контролем педагога. Затем приобретённые умения закрепляются в наглядной форме при выполнении групповых заданий, после чего предлагается выполнение индивидуальных заданий в рабочей тетради. Использование такой последовательности формирования пространственных представлений позволяет учащимся, с одной стороны, на только усваивать полученные знания, но и формировать соответствующие умения и навыки, а с другой стороны, способствовать развитию знаково-символической деятельности, составляющей основу усвоения счётных операций.