СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование системы экологических мировоззрений и представлений у учащихся.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самая острая проблема Российского общества есть отсутствие ответственного   отношения граждан к себе, своей семье, природе окружающей среде. Одним из компонентов решения этой проблемы является формирование экологического мировоззрения, поэтому воспитание экологической культуры занимает важное место в современном образовательном процессе и отражено в федеральных государственных образовательных стандартах на всех уровнях.

Просмотр содержимого документа
«Формирование системы экологических мировоззрений и представлений у учащихся.»


Формирование системы экологических мировоззрений и представлений у учащихся

Малыхина Е.В., учитель технологии.


Самая острая проблема Российского общества есть отсутствие ответственного отношения граждан к себе, своей семье, природе окружающей среде. Одним из компонентов решения этой проблемы является формирование экологического мировоззрения, поэтому воспитание экологической культуры занимает важное место в современном образовательном процессе и отражено в федеральных государственных образовательных стандартах на всех уровнях.

Мы все знаем, что в средней школе экологическое воспитание обучающихся осуществляется в ходе преподавания всех учебных предметов.


А заглянув, в Требования ФГОС основной школы к предметным результатам

Технология:

  • формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;


В содержании предмета «Технология» сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания.

Экологическое образование на уроках технологии начинается с вопроса при изготовлении любого швейного изделия

“Экологично ли изделие?”; и “Подходящая технология” для создания швейного изделия.

Экологическое образование на уроках технологии проводится через научно-исследовательскую деятельность

Учащиеся на уроках проводят мини научно-исследовательскую работу по изучению экологических вопросов:

– изучают альтернативные источники энергии (8 класс. Раздел электротехника);
Экологическое образование на уроках технологии также возможно через проектную деятельность

Очень много различных изделий можно сделать из вторичных материалов:

– например, из пластиковых бутылок; а также из старых сантехнических элементов; из обрезков ткани и лент. Также много изделий можно сделать из мелких кусочков (отходов), из проволоки. Напольная ваза изготовлена из коробок и старых газет, трубы от линолеума. Создавая панно в технике аппликация из ткани, используем не только новые ткани, но и остатки.

- При написании проекта обязательно рассматривается экономическое обоснование проекта.

Как учитель технологии, я считаю, что недостаточно изучать устойчивое развитие только на уроках экологии. Проектирование и изготовление новых изделий оказывает непосредственное влияние на нашу жизнь и на будущее мира. Важно, чтобы учащиеся могли применить понятия устойчивого развития при принятии решений и оценке продуктов. Понимание устойчивости является неотъемлемой частью технологического образования.

В школе «Технология» — это учебный предмет, синтезирующий научные знания из математики, физики, химии и биологии и показываю­щий их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятель­ности человека. В основной школе учащиеся должны овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук. Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования. В содержании  курса предмета «Технология», направление «Технология ведения дома» основные разделы программы (кулинария, создание изделий из текстильных материалов, художественные ремесла, оформление интерьера, электротехника, современное производство и профессиональное самоопределение, технология творческой и опытнической деятельности) направлены на здоровьесбережение школьников, и позволяют использовать  метапредметные связи: литература, история материальной культуры,  черчение, ИЗО, МХК,  музыка, математика. Практически все разделы предмета связаны с проблемами экологии «Экология питания», «Экология жилища», «Экология дизайна одежды».

Экология питания – рассматриваем блюда с использованием яиц (5 кл.), рыбы, мяса птицы (6 класс), молока – 7 кл.

Экология жилища – гигиена жилища, бытовые приборы для уборки, - 7 класс, 6 класс – комнатные растения и технология их выращивания, в 8 класс при создании проекта «Дом будущего» обсуждаем применение экологически безопасных материалов при строительстве и отделки домов, как будет производиться утилизация отходов и мусора, как устроена канализация, решаем задачи и проблемные ситуации, связанные с данной темой. И т.д.

«Экология дизайна одежды». При пошиве шв. Изд. Изучаем текстильные волокна и материалы (химические и натуральные, рассматриваем виды сырья, необходимые для их производства: это может быть целлюлоза, которую получают из древесины для искусственных волокон или газы – продукт переработки каменного угля и нефти для синтетических волокон. Или хлопок, лен – для натуральных волокон). В зависимости от вида ткани у них разные свойства.

Уроки технологии предоставляют возможность для воспитания практического человека, умеющего заботиться  о благосостоянии своей семьи, рационально вести  домашнее хозяйство, экономно распоряжаться бюджетом и уметь принимать важные решения. (раздел бюджет семьи, решение задач, разбор технологии построения семейного бюджета.) Раздел  «Технология изготовления швейных изделий» позволяет решать эти задачи. Например, для изготовления учебных изделий  рекомендуется учащимся использовать старые вещи, вышедшие из моды, предварительно их   распоров, постирав и отутюжив. Оставшиеся от раскроя остатки ткани не выбрасываются, а используются для изготовления изделий в лоскутной технике (прихватки, чехлы на чайники, салфетки, коврики и др.)   С  вещей, бывших в употреблении, вся фурнитура спарывается для последующего использования. Таким образом, вместо утилизации, продлевается срок службы одежды.

Цель современного экологического образования формулируется на языке деятельностного подхода, отражая специфический для разных областей экологического знания общий для них способ познания окружающего мира, освоив который обучающийся становится способным выявлять и изучать связи и отношения систем разной природы с окружающей их средой.  

Во внеурочной деятельности также идет формирование экологических мирровозрений. Мы рассматриваем природу Хакасии, изучаем животный мир, для того чтобы изготовить, например панно «Моя Хакасия», книга хакасские сказки.


В завершение: Человечество, которое не уделяет должного внимания проблемам экологии, лишает себя будущего.