ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА
Пояснительная записка
В Программе содержание раздела «Фрмирование целостной картины мира» состоит из двух составляющих:
- предметное и социальное окружение,
- ознакомление с природой.
Предметное и социальное окружение
Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.).
Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Закреплять умение сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда — фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая). Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда «пришел» стол?», «Как получилась книжка?» и т. пД
Расширять представления детей о профессиях.
Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз), сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство).
Через проектную деятельность, экскурсии, игры, оформления группового и садовского помещения, организацию развивающей среды продолжить знакомство с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.
Продолжать знакомить с понятием денег, их функциями (средство для оплаты труда, расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.
Формировать элементарные представления об истории человечества (древний мир, средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).
Ознакомление с природой
Расширять и уточнять представления детей о природе. Закреплять умение наблюдать.
Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».
Продолжать знакомить с комнатными растениями,
Закреплять умение ухаживать за растениями. Рассказать детям о способах вегетативного размножения растений.
Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.
Закреплять умение ухаживать за обитателями уголка природы.
Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Познакомить с птицами (ласточка, скворец).
Познакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха) и насекомых (пчела, комар, муха).
Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.
Знакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.
Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
Показать детям взаимодействие живой и неживой природы.
Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
Сезонные наблюдения
Осень. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).
Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.
Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон).
Лето. Расширять и обогащать представления детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Рассказать о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опенок).'
К концу года дети могут:
Различать и называть виды транспорта, предметы быта и предметы, создающие комфорт
Описывать предмет, используя признаки: размер, цвет, форма и др.
Знать, что предметы имеют свою историю, у них есть прошлое и настоящее.
Классифицировать предметы, определять материал, из которого они изготовлены.
Проявлять интерес к истории предмета.
Называть профессии
Знать и называть своих родственников, домашний адрес.
Знать название родного города, страны, её главного города.
Различать некоторые рода войск
Знать некоторые правила дорожного движения
Знать и называть диких и домашних животных, некоторых птиц, насекомых, рыб, земноводных.
Знать название растений природного уголка, некоторых деревьев, цветов, злаков
Уметь применять полученные знания на практике.
№ п\п | Дата | Наименование раздела, темы программы Тема урока | Кол-во часов |
По плану | По факту |
1. | | | «Моя родословная» (с.77) | 1 ч. |
2. | | | «Как выращивают хлеб» Поговорки и пословицы о труде (с.81) | 1 ч. |
3. | | | «Дом, в котором я живу». Рассказ по картине «Семья» (с.86) | 1 ч. |
4. | | | «Деревья и кустарники нашего двора» (с.91) | 1 ч. |
5. | | | «Наша одежда» (с.95) | 1 ч. |
6. | | | «Царство растений - грибы» (с.98) | 1 ч. |
7. | | | «Кто нам хлеб растит» (с.103) | 1 ч. |
8. | | | «Животные в природе и дома», (с.111) | 1 ч. |
9. | | | Занятие - игра на тему «Для чего зайцам нужны волки?» (с.116) | 1 ч. |
10. | | | «В гостях у бабушки Федоры» (с.122) | 1 ч. |
11. | | | «Растения огорода» (с.130) | 1 ч. |
12. | | | « На чём люди ездят» (с.131) | 1 ч. |
13. | | | «Куда улетают птицы?» (с.135) | 1 ч. |
14. | | | «Все работы хороши» (с.139) | 1 ч. |
15. | | | «Как звери готовятся к зиме?» (с.143) | 1 ч. |
16. | | | «Страна моя родная» (с. 149) | 1 ч. |
17. | | | «Проказы матушки- зимы» (с.152) | 1 ч. |
18. | | | «История создания стекла» (с.157) | 1 ч. |
19. | | | «Животный мир нашего края» (с.161). | 1 ч. |
20. | | | « Новый год у ворот», (с.173) | 1 ч. |
21. | | | «Вода в жизни человека» (с.169) | 1 ч. |
22. | | | «Уют в нашем доме» (с.1165) | 1 ч. |
23. | | | «У меня живёт щенок» (с.176) | 1 ч. |
24. | | | «Народные праздники на Руси. Рождество» (с.182) | 1 ч. |
25. | | | «Что мы знаем о рыбах?» (с.186) | 1 ч. |
26. | | | «Мой детский сад», (с. 191) | 1 ч. |
27. | | | . «Животный мир нашего Крайнего Севера» (с. 194) | 1 ч. |
28. | | | « Мои друзья» (с.199) | 1 ч. |
29. | | | Заочная экскурсия в парк «Приметы зимы». (с.204) | 1 ч. |
30. | | | «Путешествие в прошлое предметов: пылесос, микроволновая печь, стиральная машина», (с.223) | 1 ч. |
31. | | | «О характерных особенностях января и февраля» (с.226) | 1 ч. |
32. | | | « Профессия кулинара, повара», (с.234) | 1 ч. |
33. | | | «Наши друзья- пернатые» (с.239) | 1 ч. |
34. | | | «Наши защитники», (с.244) | 1 ч. |
35. | | | «Куда исчез снеговик?» (с.248). | 1 ч. |
36. | | | « Москва- столица России» (с.270) | 1 ч. |
37. | | | «Знакомьтесь, лягушка» (с.275) | 1 ч. |
38. | | | «О мамах родных и очень важных» (с.261) | 1 ч. |
39. | | | Признаки начала весны (с.264) | 1 ч. |
40. | | | «Народные праздники на Руси: Масленица.» (с.282) | 1 ч. |
41. | | | «Ягода-малина» (с.286) | 1 ч. |
42. | | | «В гостях у художника» (с.304) | 1 ч. |
43. | | | Эти удивительные насекомые (с.309) | 1 ч. |
44. | | | «Государственная символика России», (с.318) | 1 ч. |
45. | | | «Покорение космоса» (с.32) | 1 ч. |
46. | | | «Шурупчик и его друзья» (Свойства полезных ископаемых и металлических предметов), (с.328) | 1 ч. |
47. | | | «День 3емли»(с.330) | 1 ч. |
48. | | | «Песня колокольчика. (История возникновения колоколов), (с. 338) | 1 ч. |
49. | | | . «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» (с.344) | 1 ч. |
50. | | | « Государственный символ России: герб», (с.360) | 1 ч. |
51. | | | . «Цветущие леса» (с.355) | 1 ч. |
52. | | | «Этот день Победы» (с.350 | 1 ч. |
53. | | | «Цветущий луг» (с.362) | 1 ч. |
54. | | | «В гостях у парикмахера» (с.372) | 1 ч. |
55. | | | «Лес- это богатство!» (с.375) | 1 ч. |
56. | | | «О дружбе и друзьях», (с.381) | 1 ч. |
57. | | | «Лето красное пришло» (с.386) | 1 ч. |
58. | | | Наблюдение за признаками лета на прогулке. | 1 ч. |
59. | | | Наблюдение за признаками лета на прогулке. | 1 ч. |
60. | | | Наблюдение за признаками лета на прогулке. | 1 ч. |
61. | | | Итоговое занятие. | 1 ч. |