СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у учащихся читательской и литературоведческой компетенций на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема формирования литературоведческой компетенции очень актуальна. Необходимые знания литературоведческих понятий и терминов требуются при итоговой аттестации в новой форме ЕГЭ и ОГЭ, а также при подготовке к урокам литературы и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у учащихся читательской и литературоведческой компетенций на уроках литературы»

Тема. Организация работы по формированию у учащихся читательской и литературоведческой компетенций

Слайд №1.

Социально-экономические перемены в России поставили перед образованием качественно новую общественную задачу: обеспечить каждому человеку постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование на протяжении всей жизни.

Слайд №2. Сегодня проблема формирования литературоведческой компетенции очень актуальна. Необходимые знания литературоведческих понятий и терминов требуются при итоговой аттестации в новой форме ЕГЭ и ОГЭ, а также при подготовке к урокам литературы и во внеурочной деятельности.

Компетентность — наличие знаний и опыта, необходимые для эффективной деятельности в заданной предметной области. Литературоведческая компетенция - владение знаниями об истории развития русской литературы, ее периодизации, терминологическим аппаратом курса; умение интерпретировать оригинальный художественный текст; знания, относящиеся к литературоведению, и умения самостоятельного анализа художественных произведений

Слайд №3. Литературоведческие компетенции школьников являются компонентом предметных (в образовательной области «Филология») и метапредметных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС, инструментом смыслового чтения и текстового анализа, способствующего пониманию произведения, а потому необходимы для полноценной читательской деятельности в течение всей жизни. Литературоведческая компетентность объединяет культуру чтения на родном /иностранных языках и культуру эстетического восприятия действительности.

Слайд 4. Цель литературного образования – формирование культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, приобщение учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развитие способности воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

Слайд 5. Достижение этой цели предполагает:

  • читать и изучать выдающиеся произведения отечественной и мировой литературы;

  • формировать у школьников знания и умения, обеспечивающие самостоятельное освоение художественных ценностей;

  • развивать художественно-творческие способности, воображение, эстетическое чувство школьников, воспитывать их эмоциональную и интеллектуальную отзывчивости при восприятии художественных произведений;
    развивать навыки грамотного и свободного владения литературной речью.

Осуществить эти задачи должен учитель литературы.

Слайд 6. Назовем литературоведческие компетенции, которые должен формировать учитель литературы в процессе освоения учебного материала:

- умение понимать слово, текст, язык искусства
- умение читать текст, адекватно понимать написанное
- умение вступить в диалог
- умение задать вопрос
- умение определить авторскую позицию
- умение сформулировать свою позицию и высказать ее
- умение организовать монолог, диалог
- умение использовать термины
-   умение определять  функциональное назначение художественных средств

Слайд 7. В 5-6 классах учащиеся входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить наблюдения над языком произведения, выполнять устные и письменные работы. Изучая народные сказки, учащиеся наблюдают, как построены произведения, в чем их художественное своеобразие, вводится понятие о жанрах фольклора. Такие виды работ, как словесное рисование, создание иллюстраций, выразительный пересказ, наконец, создание собственных сказок, загадок, инсценирование сказок, синквейн способствуют формированию читательской и литературоведческой компетенций.

  • Например, изучая в 5 классе литературную сказку  Андерсена «Снежная королева», ученик  наблюдает за тем, как в портретных характеристиках выражено авторское отношение к героям. Ребят учу работать на уроках литературы с карандашом, отмечая, подчеркивая в тексте те детали портрета героя, в которых выражено авторское отношение.  Работу с карандашом на уроках литературы провожу в системе и в дальнейшем.   Такая же работа проводится при изучении рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро», в 6 классе при изучении расказа М. Пришвина «Кладовая солнца» и т.д.                     

Слайд 8. На формирование  читательскиой и литературоведческой компетенций  направлено  задание озаглавить каждую часть текста. Проверяя выполнение этого задания, я контролирую качество чтения, так как умение озаглавить текст демонстрирует способность извлекать главную информацию из него. Этот прием  работы использую и в дальнейшем, в 6-7 классах.
Важна словарная работа на уроках и дома. Ученики составляют словари трудных и незнакомых слов, встретившихся в текстах (как правило, это архаизмы или историзмы), провожу словарные диктанты. Это не только расширяет словарный запас учащихся, но и позволяет понять прочитанный текст.

Систематическое проведение викторин на знание и понимание текста также  эффективно. Отвечая на вопросы викторины, ученик демонстрирует, насколько внимательно он читал текст, запоминая не только события и имена героев, но и портретные характеристики, пейзажные описания, интерьер, важные реплики персонажей и т.д. Такие викторины провожу в 6 классе по роману «Дубровский», повести Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», повести В. Короленко «В дурном обществе», в 7 классе по повести Н. Гоголя «Тарас Бульба», рассказам А. Чехова, главам  из повести Л. Толстого «Детство», «Отрочество», повести А. М. Горького «Детство». Особенно любят ребята самостоятельно составлять вопросы викторины, эта работа творческого характера, ведь задать интересные и разнообразные вопросы, затронув разные аспекты текста, нелегко: здесь важны и  внимание к деталям, и умение выделять главное, и способность грамотно сформулировать вопрос.

Слайд 9. В старших классах для более глубокого постижения программного материала, особенно в историко-литературном курсе, где важен социокультурный и историко-литературный контекст, литературные связи и влияния необходим анализ произведения, конспектирование, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов.

Внимательный, вдумчивый читатель способен не только выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы учителя, но и сам формулировать вопросы. Ребята часто получают задание сформулировать вопросы к тексту (приём «Толстые и тонкие вопросы»). Порой эти вопросы обращены к учителю, так как требуется разъяснение непонятного. Иногда сами вопросы ребят бывают интересны, свидетельствуют об умении видеть проблему и формулировать ее, внимании к художественному слову. Проблемный вопрос на уроках литературы– важнейшее средство формирования читательской и литературоведческой компетенций, а умение задать такой вопрос – главная черта пытливого, аналитически мыслящего читателя. Активны и следующие формы и методы:

приемы комментированного прочтения произведений;

лекции и семинары;

уроки – викторины;

уроки – диалоги;

проблемно-поисковые;



В связи с переходом на федеральные государственные стандарты нового поколения технология проблемного обучения становится наиболее приоритетной в организации учебного процесса, так как не даёт готовые задания, но актуализирует - извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его, исследовательскую активность, создаёт условия для совершенствования обучения. Проблемное обучение также способствует формированию литературоведческой компетенции. Этот процесс осуществляется не только на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле, - но и во всех классах с 5 по 11.



Слайд 10. Для работы с текстом применяют разнообразные приёмы. Среди них: инсерт, кластер, синквейн, фишбоун, сводные таблицы и т.д. 
Приём инсерт помогает ученикам читать текст более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала. (маркировка текста «+» новое, «v» - уже знал, «-« - не понял, «?» - есть вопрос). Это приём применяется в старших классах.
Кластер - способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. 
Для формирования навыков работы с источниками используется приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения (предлагается прочитать текст, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить). Этот приём использую при подготовке написания сочинения ОГЭ, ЕГЭ.

Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. 
Синквейн часто используется как способ синтеза материала.

  • Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. 



Слайд 11. Организация работы с поэтическим текстом на уроках литературы должна быть основана на главном принципе: от слова – к мысли и чувству, от формы – к содержанию. Лирика – это род литературы, характеризующийся субъективностью, прямым выражением чувств и переживаний автора и многозначностью поэтического образа. Эти свойства лирики – в центре внимания при изучении стихотворных произведений на уроках литературы.

Анализ стихотворения — трудная форма работы на уроках литературы. Единой схемы анализа стихотворения нет и быть не может, потому что каждое произведение искусства уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, или пространственно-временная структура, или звукопись - и этот доминирующий приём положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие особенности. Принципиально важно, что анализировать стихотворение нужно в единстве формы и содержания. А начинать надо с  работы над  выразительным чтением стихов. Именно в процессе обучения выразительному чтению развивается  эмоциональное восприятие и закладываются основы аналитического мышления учащихся.  Только после такой работы заучивание наизусть станет осмысленным, а само чтение грамотным и выразительным.

Обычно я так работаю над выразительным чтением.

1.Читаю стихотворения сама
2.Перечитывают его ученики про себя. Выявляем непонятные слова и выражения (словарная работа).
3.Определяем смысловые части, выявляем композицию текста.
4.Определяем основную интонацию при чтении каждой части. Наблюдаем над ритмом, особенностями стихотворного размера.
5.Наблюдаем над поэтическим синтаксисом, постановкой логических пауз.
6.Наблюдаем над поэтической лексикой, постановкой логических ударений.
7.Наблюдения над звукописью и выделение ее голосом.
8.Определяем способ рифмовки и смысловой роли рифмы, выделяем  рифму голосом.
9. Читаем выразительно по строфам.
10.Читаем выразительно всё стихотворение.
11.Заучивание стихотворения наизусть (домашнее задание).

Проверка чтения наизусть стихотворных текстов в классе сопровождается взаимным оцениваем ребятами проделанной работы. Конкурс чтецов на лучшее исполнение заданного стихотворения, когда слушатели исполняют роль жюри, выставляют баллы за верно выбранный темп чтения, удачную расстановку логических ударений, пауз, интонационную выразительность, достигает цели: и исполнители, и слушатели пытаются понять, как лучше донести, выразить мысли и чувства автора стихотворения.
Слайд 12. На уроках изучения лирики  эффективны такие приемы активизации мышления учащихся, как словесное рисование, создание или сопоставление музыкальных и живописных иллюстраций к стихотворному тексту, стилистические эксперименты  (заполнение пробелов в текстах подходящими по смыслу словами, подбор рифм к словам, эпитетов и т. д.). Большой интерес ребят вызывает работа по восстановлению текстов из слов, стихов, строф и т.д.

Квалифицированный читатель должен уметь пользоваться литературоведческими терминами, применять на практике теоретические знания. К 7 классу ребята изучили пять стихотворных размеров, разные способы рифмовки, основные виды тропов. Стараюсь систематически проверять знание теории литературы. Как эти средства помогают донести до читателя мысль и чувство автора произведения? На этот главный вопрос ищем ответ  вместе.

Слайд 13. Как важно научить ребят видеть в чтении ни неизбежную и скучную необходимость, а удовольствие; в книге  - не «орудие пыток», а друга, у которого можно спросить совета и найти ответ на жизненно важный вопрос, а в писателе  - не картинку на стене, а личность неординарную, интересную!

Этому способствует система уроков внеклассного чтения, ориентированная на соотнесение произведений классической литературы с творениями современных писателей. Ведь в диалоге поколений проясняется неразрывная связь времен, единство культуры, искусства и неизменность нравственно-этических ценностей.

Слайд 14.

Таким образом, применение активных форм, методов, приёмов, используемых в работе над литературным произведением, теоретическим материалом на уроках литературы, способствует активному формированию у учащихся литературоведческих компетенции, что необходимо для формирования культуры читательского восприятия и приобщения

учащихся к богатствам русской и мировой литературы

Слайд 15. Спасибо за внимание!