Формирование умения работать с учебником.
Учебный процесс – это планирование собственной деятельности учителя и им же деятельности учащихся на уроке, организация работы, стимулирование интереса к учению, активности по усвоению знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности и контроля над учебным познанием школьников.
Главным инструментом воздействия в педагогической деятельности учителя выступает общение и работа с учебником и учебным материалом.
- Что такое учебник?
- Сценарий процесса обучения ( в нем зафиксированы знания, способы деятельности и пути их применения);
- Средство обучения предмету.
Функции, выполняемые учебником:
1. Мотивационная: заключается в создании стимулов, которые побуждают учащихся к изучению предмета.
2. Информационная - позволяет расширять объем знаний всеми доступными способами.
3. Контрольно-корректирующая - предполагает возможность выполнять тренировочные упражнения, проверку и самопроверку, самооценку собственных ЗУН.
4. Обучающая, воспитывающая, развивающая.
Значение работы с учебником
Работа с учебником способствует развитию у школьников самостоятельности в познавательной деятельности. Кроме того основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга, и к работе с книгой ребят надо готовить со школьной скамьи, причем, готовить преимущественно в классе под руководством учителя. Задача каждого учителя - научить детей работать самостоятельно с учебником, уметь пользоваться всеми заданиями учебника.
Часто школьники не хотят самостоятельно работать с учебником потому, что не умеют, не владеют приемами работы с ним.
Поэтому главной задачей учителя начальных классов является формирование у детей:
- положительного отношения к учебнику как к другу, всегда готовому прийти на помощь;
- желания работать с учебником; приемов самостоятельной работы с материалами учебника.
Приемы и методы обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебником:
- чтение текста с выделением главных мыслей;
- чтение текста и составление плана прочитанного;
- составление ответа по составленному плану;
- чтение текста учащимися и разбиение его на составные части;
- устные или письменные ответы на вопросы к тексту (эта работа часто игнорируется учителями, хотя позволяет решать сразу несколько задач: способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально);
- формирует умение отвечать кратко и четко;
- выделение терминов и их определения ( важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей – брать в рамку, подчеркивать или выделять;
- запись терминологического текста (составленный учителем), вставить пропущенные термины и подчеркнуть их. Данная форма может охватывать практически все новые термины конкретного урока и помогает обнаружить взаимосвязь между ними;
- заполнение таблиц;
- составление схем, (составление схем под руководством учителя; объяснение учителя по готовой схеме;
- озвучивание готовых схем учениками, заполнение и озвучивание схем учениками;
- творческая работа с учебником - составление вопросов («Докажите, что... »; «Объясните, почему...»; «Какой вывод можно сделать из... »;
- составление текстов с пропущенными словами;
- тесты – наиболее распространенный сейчас вид проверки усвоения материала. В качестве формы творческой работы с учебником ребятам предлагается с помощью учителя разработать тесты применительно к конкретному тексту или разделу.
Вывод
Работа по привитию учащимся умений и навыков самостоятельной работы с учебником должна проводиться из урока в урок, по определенной, строго разработанной системе.
Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний, при проверке домашних заданий.
Основная задача образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить обычный школьный учебник. Формирование умения работать с учебником в начальной школе — залог успешного обучения в дальнейшем, потому что для большинства ребят после окончания школы основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга.
Просмотр содержимого документа
«Формирование умений работать с учебником.»
Формирование умения работать с учебником
- Учебный процесс – это планирование собственной деятельности учителя и им же деятельности учащихся на уроке, организация работы, стимулирование интереса к учению, активности по усвоению знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности и контроля над учебным познанием школьников.
- Что такое учебник?
• Сценарий процесса обучения ( в нем зафиксированы знания, способы деятельности и пути их применения);
• Средство обучения предмету.
Функции, выполняемые учебником:
1. Мотивационная: заключается в создании стимулов, которые побуждают учащихся к изучению предмета.
2. Информационная - позволяет расширять объем знаний всеми доступными способами.
3. Контрольно-корректирующая - предполагает возможность выполнять тренировочные упражнения, проверку и самопроверку, самооценку собственных ЗУН.
4. Обучающая, воспитывающая, развивающая .
Главной задачей учителя начальных классов является формирование у детей:
- положительного отношения к учебнику как к другу, всегда готовому прийти на помощь;
- желания работать с учебником; приемов самостоятельной работы с материалами учебника.
Значение работы с учебником
- Работа с учебником способствует развитию у школьников самостоятельности в познавательной деятельности. Кроме того основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга, и к работе с книгой ребят надо готовить со школьной скамьи, причем, готовить преимущественно в классе под руководством учителя.
Приемы и методы обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебником:
- чтение текста с выделением главных мыслей;
- чтение текста и составление плана прочитанного;
- составление ответа по составленному плану;
- чтение текста учащимися и разбиение его на составные части;
- устные или письменные ответы на вопросы к тексту (эта работа часто игнорируется учителями, хотя позволяет решать сразу несколько задач: способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально);
- выделение терминов и их определения (важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей – брать в рамку, подчеркивать или выделять);
- запись терминологического текста (составленный учителем), вставить пропущенные термины и подчеркнуть их. Данная форма может охватывать практически все новые термины конкретного урока и помогает обнаружить взаимосвязь между ними;
- Составление схем;
- Творческая работа с учебником;
- Составление текстов с пропущенными словами;
- Тесты – наиболее распространенный
сейчас вид проверки усвоения материала.
Вывод:
- Работа по привитию учащимся умений и навыков самостоятельной работы с учебником должна проводиться из урока в урок, по определенной, строго разработанной системе.
- Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний, при проверке домашних заданий
Формирование умения работать с учебником в начальной школе — залог успешного обучения в дальнейшем, потому что для большинства ребят после окончания школы основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга.
Спасибо за внимание!