СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование умений работать с учебником.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование умения работать  с учебником.

 

Учебный процесс – это планирование собственной деятельности учителя и им же деятельности учащихся на уроке, организация работы, стимулирование интереса к учению, активности по усвоению знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности и контроля над учебным познанием школьников.

 

Главным инструментом воздействия в педагогической деятельности учителя выступает общение и работа с учебником и учебным материалом.

 

- Что такое учебник?

  • Сценарий процесса обучения ( в нем зафиксированы знания, способы деятельности и пути их применения);
  • Средство обучения предмету.

 

Функции, выполняемые учебником:

1.      Мотивационная: заключается в создании стимулов, которые побуждают учащихся к изучению предмета.

2.      Информационная - позволяет расширять объем знаний всеми доступными способами.

3.      Контрольно-корректирующая - предполагает возможность выполнять тренировочные упражнения, проверку и самопроверку, самооценку собственных ЗУН.

4.      Обучающая, воспитывающая, развивающая.

 

Значение работы с учебником

Работа с учебником способствует развитию у школьников самостоятельности в познавательной деятельности. Кроме того основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга, и к работе с книгой ребят надо готовить со школьной скамьи, причем, готовить преимущественно в классе под руководством учителя. Задача каждого учителя - научить детей работать самостоятельно с учебником, уметь пользоваться всеми заданиями учебника.

 

Часто школьники не хотят самостоятельно работать с учебником потому, что не умеют, не владеют приемами работы с ним.

Поэтому главной задачей учителя начальных классов является формирование у детей:

- положительного отношения к учебнику как к другу, всегда готовому прийти на помощь;

- желания работать с учебником; приемов самостоятельной работы с материалами учебника.

 

Приемы и методы обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебником:

  • чтение текста с выделением главных мыслей;
  • чтение текста и составление плана прочитанного;
  • составление ответа по составленному плану;
  • чтение текста учащимися и разбиение его на составные части;
  • устные или письменные ответы на вопросы к тексту (эта работа часто игнорируется учителями, хотя позволяет решать сразу несколько задач: способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально);
  • формирует умение отвечать кратко и четко;
  • выделение терминов и их определения ( важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей – брать в рамку, подчеркивать или выделять;
  • запись терминологического текста (составленный учителем), вставить пропущенные термины и подчеркнуть их. Данная форма может охватывать практически все новые термины конкретного урока и помогает обнаружить взаимосвязь между ними;
  • заполнение таблиц;
  • составление схем, (составление схем под руководством учителя; объяснение учителя по готовой схеме;
  • озвучивание готовых схем учениками, заполнение и озвучивание схем учениками;
  • творческая работа с учебником - составление вопросов («Докажите, что... »; «Объясните, почему...»; «Какой вывод можно сделать из... »;
  • составление текстов с пропущенными словами;
  • тесты – наиболее распространенный сейчас вид проверки усвоения материала. В качестве формы творческой работы с учебником ребятам предлагается с помощью учителя разработать тесты применительно к конкретному тексту или разделу.

 

 

Вывод

Работа по привитию учащимся умений и навыков самостоятельной работы с учебником должна проводиться из урока в урок, по определенной, строго разработанной системе.

Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний, при проверке домашних заданий.

Основная задача образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить обычный школьный учебник. Формирование умения работать с учебником в начальной школе — залог успешного обучения в дальнейшем, потому что для большинства ребят после окончания школы основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга.

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование умений работать с учебником.»

Формирование умения работать с учебником

Формирование умения работать с учебником

Учебный процесс – это планирование собственной деятельности учителя и им же деятельности учащихся на уроке, организация работы, стимулирование интереса к учению, активности по усвоению знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности и контроля над учебным познанием школьников.
  • Учебный процесс – это планирование собственной деятельности учителя и им же деятельности учащихся на уроке, организация работы, стимулирование интереса к учению, активности по усвоению знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности и контроля над учебным познанием школьников.
- Что такое учебник? •  Сценарий процесса обучения ( в нем зафиксированы знания, способы деятельности и пути их применения); •  Средство обучения предмету.

- Что такое учебник?

• Сценарий процесса обучения ( в нем зафиксированы знания, способы деятельности и пути их применения);

• Средство обучения предмету.

Функции, выполняемые учебником: 1.  Мотивационная: заключается в создании стимулов, которые побуждают учащихся к изучению предмета. 2.  Информационная - позволяет расширять объем знаний всеми доступными способами. 3.  Контрольно-корректирующая - предполагает возможность выполнять тренировочные упражнения, проверку и самопроверку, самооценку собственных ЗУН. 4.  Обучающая, воспитывающая, развивающая .

Функции, выполняемые учебником:

1. Мотивационная: заключается в создании стимулов, которые побуждают учащихся к изучению предмета.

2. Информационная - позволяет расширять объем знаний всеми доступными способами.

3. Контрольно-корректирующая - предполагает возможность выполнять тренировочные упражнения, проверку и самопроверку, самооценку собственных ЗУН.

4. Обучающая, воспитывающая, развивающая .

Главной задачей учителя начальных классов является формирование у детей: - положительного отношения к учебнику как к другу, всегда готовому прийти на помощь; - желания работать с учебником; приемов самостоятельной работы с материалами учебника.

Главной задачей учителя начальных классов является формирование у детей:

- положительного отношения к учебнику как к другу, всегда готовому прийти на помощь;

- желания работать с учебником; приемов самостоятельной работы с материалами учебника.

Значение работы с учебником Работа с учебником способствует развитию у школьников самостоятельности в познавательной деятельности. Кроме того основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга, и к работе с книгой ребят надо готовить со школьной скамьи, причем, готовить преимущественно в классе под руководством учителя.

Значение работы с учебником

  • Работа с учебником способствует развитию у школьников самостоятельности в познавательной деятельности. Кроме того основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга, и к работе с книгой ребят надо готовить со школьной скамьи, причем, готовить преимущественно в классе под руководством учителя.
Приемы и методы обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебником: чтение текста с выделением главных мыслей; чтение текста и составление плана прочитанного;

Приемы и методы обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебником:

  • чтение текста с выделением главных мыслей;
  • чтение текста и составление плана прочитанного;
 составление ответа по составленному плану;  чтение текста учащимися и разбиение его на составные части;  устные или письменные ответы на вопросы к тексту (эта работа часто игнорируется учителями, хотя позволяет решать сразу несколько задач: способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально);
  • составление ответа по составленному плану;
  • чтение текста учащимися и разбиение его на составные части;
  • устные или письменные ответы на вопросы к тексту (эта работа часто игнорируется учителями, хотя позволяет решать сразу несколько задач: способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально);
 выделение терминов и их определения (важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей – брать в рамку, подчеркивать или выделять);  запись терминологического текста (составленный учителем), вставить пропущенные термины и подчеркнуть их. Данная форма может охватывать практически все новые термины конкретного урока и помогает обнаружить взаимосвязь между ними;
  • выделение терминов и их определения (важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей – брать в рамку, подчеркивать или выделять);
  • запись терминологического текста (составленный учителем), вставить пропущенные термины и подчеркнуть их. Данная форма может охватывать практически все новые термины конкретного урока и помогает обнаружить взаимосвязь между ними;
Заполнение таблиц; Составление схем; Творческая работа с учебником; Составление текстов с пропущенными словами; Тесты – наиболее распространенный сейчас вид проверки усвоения материала.
  • Заполнение таблиц;
  • Составление схем;
  • Творческая работа с учебником;
  • Составление текстов с пропущенными словами;
  • Тесты – наиболее распространенный

сейчас вид проверки усвоения материала.

Вывод:  Работа по привитию учащимся умений и навыков самостоятельной работы с учебником должна проводиться из урока в урок, по определенной, строго разработанной системе.  Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний, при проверке домашних заданий

Вывод:

  • Работа по привитию учащимся умений и навыков самостоятельной работы с учебником должна проводиться из урока в урок, по определенной, строго разработанной системе.
  • Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний, при проверке домашних заданий
Формирование умения работать с учебником в начальной школе — залог успешного обучения в дальнейшем, потому что для большинства ребят после окончания школы основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга.

Формирование умения работать с учебником в начальной школе — залог успешного обучения в дальнейшем, потому что для большинства ребят после окончания школы основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!