СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование умений смыслового чтения на уроках иностранного языка как предметного и метапредметного умения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Английский язык — это средство общения, коммуникации, которое пригодится в жизни в самых различных ситуациях. Коммуникативная компетентность включает в себя как развитие коммуникативных явлений: умение читать и понимать прочитанное, осуществлять диалогическое общение — отклик на прочитанное в тексте, умение делать краткие монологические сообщения, умение передать информацию устно и письменно; так и развитие общеучебных умений: работа с учебником, словарем, справочником и др. В статье освещается один из важных метапредметных результатов образования, который можно формировать на уроках иностранного языка, - смысловое чтение.

Просмотр содержимого документа
«Тезисы-Смысловое чтение»


Тезисы к докладу: «Формирование умений смыслового чтения на уроках иностранного языка как предметного и метапредметного умения»



Основная цель обучения английскому языку в школе — развитие коммуникативных навыков. Обучающийся должен прийти к пониманию того, что английский язык — это средство общения, коммуникации, которое пригодится в жизни в самых различных ситуациях.

Коммуникативная компетентность включает в себя как развитие коммуникативных явлений: умение читать и понимать прочитанное, осуществлять диалогическое общение — отклик на прочитанное в тексте, умение делать краткие монологические сообщения, умение передать информацию устно и письменно; так и развитие общеучебных умений: работа с учебником, словарем, справочником и др.

Важными метапредметными результатами, которые можно формировать на уроках иностранного языка, является смысловое чтение, включающее в себя умения:

  • определять тему и прогнозировать содержание по заголовку и ключевым словам,

  • находить запрашиваемую информацию и понимать прочитанное;

  • выделять основную мысль;

  • устанавливать логическую связь фактов;

  • преобразовывать и интерпретировать информацию;

  • давать оценку прочитанной информации.

Работа с текстом происходит поэтапно:

1. Предтекстовый этап — стадия «вызова»;

2. Текстовый этап — стадия осмысления;

3. Этап после чтения текста - «рефлексия».

На этапе перед чтением текста нужно активизировать знания учащихся, пробудить их интерес к изучению текста.

Текстовой этап, это основной этап, где и происходит непосредственная работа с текстом.

На этапе после прочтения текста учащиеся формируют личностное отношение к тексту и формируют его либо с помощью собственного текста либо своей позиции в дискуссии.

ПРОДУКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

1. Предтекстовый этап чтения текста.

Этап прогнозирования содержание текста по заголовку и ключевым словам, предсказания содержания

Приёмы: «Батарея вопросов», «Предваряющие вопросы», «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ключевые слова/фразы»

2. Текстовый этап

На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения. Цель обусловливает способ чтения (вслух или про себя) и вид чтения (с полным пониманием прочитанного, с извлечением необходимой информации либо с пониманием основной идеи прочитанного).

Приёмы:

«Чтение в кружок» (попеременное чтение»);

«Чтение про себя с вопросами»;

«Чтение про себя с пометками».

3. Этап после чтения текста

Цель – проверка понимания теста, верификация информации и интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом.

В качестве заданий на контроль понимания прочитанного учащимся предлагались задания, вовлекающие их в активную деятельность, причем не только речевую, но и творческую неречевую:

- перескажи, расскажи, спиши, докажи… ;

- напиши, продолжи, закончи, дополни…;

- заполни таблицу;

- найди эквиваленты, переведи…;

- True or False? (Правда или ложь?);

- заполни таблицу;

- дай название тексту, сформулируй основную идею;

- ответь на вопросы, выбери правильный ответ на вопрос;

- распредели детали по категориям: герои, действия, место, время и .д.;

- сочинение, пересказ, summary (это краткое, сжатое изложение материала или обобщение основных идей, изложенных источнике информации);

- приём «Шесть шляп», который развивает различные стороны мышления обучающихся. Это ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления: эмоции, факты, критика, новые идеи, осмысление, позитивное толкование.

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТАМ ДЛЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

  • Соответствие возрастным особенностям учащихся и их речевому опыту

  • Содержание новой и интересной информации

  • Представление разных форм речи

  • Наличие избыточных элементов информации

  • Естественность представленной в нем ситуации, персонажей и обстоятельств

  • Способность материала вызвать ответный эмоциональный отклик

  • Наличие воспитательной ценности

Стратегии чтения и понимания текста при подготовке к ЕГЭ

Чтение является составной частью ЕГЭ. В Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:

1. Ознакомительное чтение – чтение с пониманием содержания прочитанного (skim reading). Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание, достаточно понимание 70% текста; главное - это умение выделить и понять ключевые слова.

2. Изучающее чтение – чтение с  полным пониманием прочитанного (reading for detailed comprehension). Текст считается понятым, если вы правильно определили его основное содержание и основную идею: то есть ответили на вопросы о чем этот текст и что автор хотел сказать своим сочинением.

3. Поисковое и просмотровое чтение   с извлечением необходимой информации (scanning). Для поиска ответа на вопросы, касающиеся специфической информации, такой как имена, даты, цифры, термины и др. При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.

ВЫВОД: Таким образом, можно сделать вывод о том, что сформирование умения смыслового чтения является сложным, комплексным процессом, который заключается в синтезе множества различных навыков и умений, и при отсутствии хотя бы одного из них умение смыслового чтения считается несформированным.

ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

    1. Отработать алгоритмы работы с текстом и аудиотекстом.

    2. Снимать языковой барьер и развивать языковую догадку у обучающихся.

    3. Расширять кругозор обучающихся через доклады, дискуссии, проектную деятельность.