Тезисы к докладу: «Формирование умений смыслового чтения на уроках иностранного языка как предметного и метапредметного умения»
Основная цель обучения английскому языку в школе — развитие коммуникативных навыков. Обучающийся должен прийти к пониманию того, что английский язык — это средство общения, коммуникации, которое пригодится в жизни в самых различных ситуациях.
Коммуникативная компетентность включает в себя как развитие коммуникативных явлений: умение читать и понимать прочитанное, осуществлять диалогическое общение — отклик на прочитанное в тексте, умение делать краткие монологические сообщения, умение передать информацию устно и письменно; так и развитие общеучебных умений: работа с учебником, словарем, справочником и др.
Важными метапредметными результатами, которые можно формировать на уроках иностранного языка, является смысловое чтение, включающее в себя умения:
определять тему и прогнозировать содержание по заголовку и ключевым словам,
находить запрашиваемую информацию и понимать прочитанное;
выделять основную мысль;
устанавливать логическую связь фактов;
преобразовывать и интерпретировать информацию;
давать оценку прочитанной информации.
Работа с текстом происходит поэтапно:
1. Предтекстовый этап — стадия «вызова»;
2. Текстовый этап — стадия осмысления;
3. Этап после чтения текста - «рефлексия».
На этапе перед чтением текста нужно активизировать знания учащихся, пробудить их интерес к изучению текста.
Текстовой этап, это основной этап, где и происходит непосредственная работа с текстом.
На этапе после прочтения текста учащиеся формируют личностное отношение к тексту и формируют его либо с помощью собственного текста либо своей позиции в дискуссии.
ПРОДУКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1. Предтекстовый этап чтения текста.
Этап прогнозирования содержание текста по заголовку и ключевым словам, предсказания содержания
Приёмы: «Батарея вопросов», «Предваряющие вопросы», «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ключевые слова/фразы»
2. Текстовый этап
На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения. Цель обусловливает способ чтения (вслух или про себя) и вид чтения (с полным пониманием прочитанного, с извлечением необходимой информации либо с пониманием основной идеи прочитанного).
Приёмы:
«Чтение в кружок» (попеременное чтение»);
«Чтение про себя с вопросами»;
«Чтение про себя с пометками».
3. Этап после чтения текста
Цель – проверка понимания теста, верификация информации и интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом.
В качестве заданий на контроль понимания прочитанного учащимся предлагались задания, вовлекающие их в активную деятельность, причем не только речевую, но и творческую неречевую:
- перескажи, расскажи, спиши, докажи… ;
- напиши, продолжи, закончи, дополни…;
- заполни таблицу;
- найди эквиваленты, переведи…;
- True or False? (Правда или ложь?);
- заполни таблицу;
- дай название тексту, сформулируй основную идею;
- ответь на вопросы, выбери правильный ответ на вопрос;
- распредели детали по категориям: герои, действия, место, время и .д.;
- сочинение, пересказ, summary (это краткое, сжатое изложение материала или обобщение основных идей, изложенных источнике информации);
- приём «Шесть шляп», который развивает различные стороны мышления обучающихся. Это ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления: эмоции, факты, критика, новые идеи, осмысление, позитивное толкование.
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТАМ ДЛЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
Соответствие возрастным особенностям учащихся и их речевому опыту
Содержание новой и интересной информации
Представление разных форм речи
Наличие избыточных элементов информации
Естественность представленной в нем ситуации, персонажей и обстоятельств
Способность материала вызвать ответный эмоциональный отклик
Наличие воспитательной ценности
Стратегии чтения и понимания текста при подготовке к ЕГЭ
Чтение является составной частью ЕГЭ. В Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:
1. Ознакомительное чтение – чтение с пониманием содержания прочитанного (skim reading). Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание, достаточно понимание 70% текста; главное - это умение выделить и понять ключевые слова.
2. Изучающее чтение – чтение с полным пониманием прочитанного (reading for detailed comprehension). Текст считается понятым, если вы правильно определили его основное содержание и основную идею: то есть ответили на вопросы о чем этот текст и что автор хотел сказать своим сочинением.
3. Поисковое и просмотровое чтение с извлечением необходимой информации (scanning). Для поиска ответа на вопросы, касающиеся специфической информации, такой как имена, даты, цифры, термины и др. При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.
ВЫВОД: Таким образом, можно сделать вывод о том, что сформирование умения смыслового чтения является сложным, комплексным процессом, который заключается в синтезе множества различных навыков и умений, и при отсутствии хотя бы одного из них умение смыслового чтения считается несформированным.
ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Отработать алгоритмы работы с текстом и аудиотекстом.
Снимать языковой барьер и развивать языковую догадку у обучающихся.
Расширять кругозор обучающихся через доклады, дискуссии, проектную деятельность.