СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование жизненных компетентностей через проектную деятельность ( из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная  школа требует от нас, педагогов, творческого подхода к работе с учениками. Поэтому метод проектов занимает все более значимое место в педагогической практике.

Просмотр содержимого документа
«Формирование жизненных компетентностей через проектную деятельность ( из опыта работы)»

Формирование жизненных компетентностей через проектную деятельность в начальной школе

Жизненная компетентность детей - основа развития личности.

Сегодня, когда происходят изменения и модернизация в области образования, особенное внимание отводится роли школы, как организатору образовательной среды для развития личности.

Мировые тенденции развития среднего общего образования характеризуются переходом от традиционной репродуктивной модели школы к развивающей конструктивной модели, ориентированной на результат. Обновилась функция школы: не только обучение и воспитание, но и социализация школьника, формирование жизненной компетентности, развитие социально - значимых качеств личности.

Цель образования - формирование личности, которая будет способна получать глубокие знания, профессиональные навыки, свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, морально-ответственные решения в условиях переменчивого мира.

Заданиями общего среднего образования сегодня являются:

- формирование личности ученика, развитие его способностей и одаренности, научного мировоззрения;

- подготовка учеников к дальнейшему образованию и трудовой деятельности;

- воспитание гражданина.

Современная школа требует от нас, педагогов, творческого подхода к работе с учениками. Поэтому метод проектов занимает все более значимое место в педагогической практике.

Я обратилась к этому методу, потому что он дает возможность в стенах школы формировать жизненные компетентности, творческую личность, пробуждает и развивает в ребенке талант, дает возможность детям осмыслено применять свои знания, реализует их социальные потребности, формирует мотивацию к учебе.

Метод проектов направлен не на простое овладение некоторой суммой знаний, или даже их системой, а на развитие умений разрешать проблемы, показывать практическое использование знаний. В основе метода проектов находится развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания.

Термин "проект" в переводе из латинского языка означает "брошенный вперед - замысел, план и тому подобное". Проектирование в общем его понимании - это научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественно нового состояния существующего проекта-прототипа.

История применения метода проектов в учебной деятельности школьников детально проанализирована С.У.Гончаренко, О.Я.Савченко, О.О.Фунтиковой. Ряд исследований посвящено применению метода проектов в обучении младших школьников (Н.В.Котелянец, О.Оноприенко), в процессе организации трудовой деятельности ( Н.В.Матяш, Н.В.Семенова, С.Ящук)."

В своей педагогической деятельности я внедряю в учебно-воспитательный процесс инновационные технологии и методики, проектные технологии с целью формирования жизненных компетентностей учеников. Идея проектной деятельности позволяет соединить содержание развития, воспитания и обучения с реальной жизнью, делает возможным использование умений, навыков, знаний для решения практических заданий.

Перед собой я ставлю цель:

1.Сделать процесс обучения, насколько это возможно, интересным и рациональным.

2.Систематически внедрять моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр.

3.Соединить умственное, моральное, эстетическое, художественное, трудовое воспитание.

Чтобы получить возможность найти свое место в жизни, ученик современной школы должен владеть определенными качествами:

- гибко адаптироваться в переменчивых жизненных ситуациях;

- самостоятельно и критически мыслить;

- уметь видеть и формулировать проблему (в личном, профессиональном, общественном плане), находить пути рационального решения;

- осознавать, где и каким образом добытые знания могут быть использованы в окружающей среде;

- быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить

; - уметь работать с информацией (собирать нужные факты, анализировать их, выдвигать и обосновывать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, использовать их для решения новых проблем);

- быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах, уметь работать в коллективе, в разных отраслях, разных ситуациях;

- уметь самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, моральных качеств, культурного уровня.

Работа над проектом предусматривает такие этапы:

  1. Определение темы, цели и заданий проекта.

  2. Разработка плана деятельности для достижения поставленной цели.

  3. Выполнение проекта.

  4. Презентация работ.

Выполнение проекта начинается с планирования действий. Учебный процесс происходит в условиях постоянного активного взаимодействия всех учеников. Это коллективная, групповая работа. Во время такой работы дети учатся демократическим формам общения, критическому мышлению, принимать обоснованные решения, уважать мнениетоварищей. Когда ученики работают вместе, у них формируются навыки, необходимые для самостоятельной жизни:

1) умение внимательно слушать;

2) вместе разрешать проблемы;

3) самостоятельно (или совместно) принимать решение;

4) производить разнообразные опыты;

5) анализировать материал;

6) разрешать конфликты.

Проектная деятельность позволяет расширить цель и задания уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузку с младших школьников. Интересная работа, которой является проектная деятельность, не вызывает напряжения умственных процессов детей, а это значит, что проекты можно считать технологиями, которые сохраняют здоровье.

Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования ученики осуществляют вместе с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цель проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между ее членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Дальнейшая работа выполняется детьми самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о выполненной работе презентуется на уроке. Метод проекта я использую при закреплении ранее изученного материала, потому защита проектов органично вплетается в структуру урока, давая детям возможность активно принимать участие в овладении новыми знаниями.

Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в разных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и экология, и технология, и русский язык. Проектные работы требуют предварительной подготовки, потому задание определяется заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока). На разных уроках и самостоятельно дома или во внеклассной работе выполняются задания, предложенные учителем или придуманные самими учениками. Это могут быть и наблюдение за окружающим миром, и рисование увиденного, и составление рассказов, загадок, стихов, и выполнение аппликационных работ. На итоговом уроке кроме защиты своих работ, выполненных самостоятельно или под руководством учителя, происходит систематизация и накопление материала для итоговой работы.

Итог проектной работы - это рукописные книги с рисунками, аппликациями, рассказами и стихами, выполненные учениками. В этой книге собирается весь материал. В дальнейшем эта книга будет дополняться работами других учеников.

Таким образом, учебный проект с точки зрения ученика - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учениками в виде цели и задания, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что очень важно, интересный и значимый для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактичное средство, что позволяет учить проектированию, то есть целеустремленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения заданий, которые выплывают по этой проблеме при рассмотрении ее в определенной ситуации. Следовательно, это и задание для учеников, сформулированное в виде проблемы, и их целеустремленная деятельность, и форма организации взаимодействия учеников с учителем и учеников между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Благодаря внедрению интерактивных методов обученияв своей работе я увидела первые результаты:

- высокий уровень позитивного отношения детей к школе;

- высокая учебная активность учеников;

- заинтересованность в конечном результате труда;

- желание принимать участие в конкурсах по разным предметам.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому "проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его стоит использовать в качестве дополнения к другим видам прямого или непрямого обучения ". И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах.