СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирования толерантности младших школьников в процессе начального языкового образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого важного нравственного аспекта как толерантность.

Просмотр содержимого документа
««Формирования толерантности младших школьников в процессе начального языкового образования»»

Доклад на ШМО учителя нач.классов Кустовой И.В (2018-2019уч.гг) по теме:

«ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Современный урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее толерантных основ. Цель урока вытекает из общих целей воспитания личности в обществе и тех задач, которые оно ставит на каждом этапе своего развития перед школой. Задачи эти определяются потребностями общественного развития. Исходя из общей идеи современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего. Действительно, если в процессе обучения учитель постоянно привлекает учащихся к активной познавательной деятельности, предлагает им самостоятельно разрешать проблемы, учит настойчивости в достижении 16 цели, умению отстаивать свои взгляды, создает в классе творческую обстановку, то такое обучение является не только познавательным и развивающим, но и воспитывающим. Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект цели должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития толерантных, нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга. Преподавание в младших классах строится так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребёнка. Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение к урокам, а необходимое условие получения знаний. Пережитые знания становятся убеждениями. Подробнее рассмотрим, как этого можно достичь на уроках русского языка в начальной школе. Учебный процесс в школе расчленен на следующие этапы: ознакомление с новым учебным материалом, закрепление изучаемого материала, повторение пройденного и применение приобретённых знаний на практике. На всех этих этапах учебного процесса протекает разнообразная познавательная деятельность учащихся. Ознакомление с новым материалом осуществляется по-разному. Важнейшими его видами являются изложение учебного материала педагогом и самостоятельное изучение новых вопросов учащимися по книге. Новый учебный материал включает в себя вопросы, требующие запоминания, понимания, пересказа, критической оценки, а иногда и исследования. Из этого следует, что в одних случаях учащиеся могут ограничиваться 17 воспроизведением изученного, а в других они творчески осмысливают материал и самостоятельно его перерабатывают, в - третьих - анализируют и обобщают, раскрывают новую сторону вопросов и явлений.

Сообщение учителем научных знаний может быть информационно-объяснительным и информационно-проблемным. В первом случае преподаватель старается добиться, чтобы учащиеся слушали, понимали и умели воспроизводить сообщаемые сведения. Во втором случае наряду с осуществлением названной функции особое значение приобретает творческое освоение учащимися получаемых знаний, возникновение у них желания вместе с учителем вдуматься в логику развития и протекания изучаемых явлений, стремление ставить вопросы и решать их. Так, например, на уроке по теме «Склонение существительных» учитель может дать детям следующее задание: выпишите из этих пословиц имена существительные. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друг познается в беде. Сам себя губит, кто других не любит. Всякий человек в деле познается. Где хотенье, там уменье. Артель дружбою крепка. Одна пчела меду не натаскает. Один в поле не воин. Один за всех и все за одного. Доброе дело – правду говорить смело. Кто за правду горой, тот истинный герой. Далее детям предлагалось объяснить смысл каждого высказывания. С помощью учителя делается вывод, какие существительные относятся к I-ому склонению, ко II-ому склонению, к III-ему склонению. При выполнении такого задания учащиеся не только закрепляют изученную тему (Склонение существительных), но и воспитывают стремление к правде, посредством 18 пословиц объясняя ее необходимость в жизни общества, проявляется национальный характер и образ жизни народа, закрепляется опыт познания мира, который в образной форме передается от поколения к поколению. Пословицы и поговорки - это живая история народа. Существенное значение в толерантном воспитании учащихся имеет воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при закреплении и повторении изученного материала. При включении воспитательного момента в ходе закрепления и повторения учебного материала учащиеся не только воспроизводят то, что им известно, но и раскрывают новые стороны изучаемых явлений и процессов, уточняют связи и отношения между ними, в ряде случаев расширяют и углубляют свои знания. При обобщающем повторении особенно ярко обнаруживается единство воспроизводящей и творческой деятельности. Наряду с дословным или близким к тексту воспроизведением требуется воспроизведение, основанное на сознательной логической обработке материала, на сравнении и сопоставлении различных грамматических явлений, на их объединении или разграничении по признакам общности или отличия. И здесь необходимо использовать практические упражнения, основанные уже не только на операциях узнавания и установления подобия, но и различных преобразования, на сравнении и сопоставлении не только изучаемых в данный момент понятий, но и ранее изученных, на применение изучаемых грамматических законов в самых различных языковых ситуациях. В этих случаях воспроизведение включает определённые элементы творчества. Так, примером такого задания могут служить следующие упражнения:

1. Поговорку заменить предложением, сохранив при этом смысл. Чужими руками жар загребать. Свалился как снег на голову. Отправился к черту на кулички. Когда рак на горе свистнет. 19 Бить баклуши.

2. «Слоговица». Перед детьми рассыпанные слоги. Нужно собрать из них поговорку или пословицу, а затем объяснить ее смысл. - скуко день ли де чендо не гове че ралать че. - без не тру вы да пру нешь и ку рыб из да. - клу бить ши ба

. Выполняя такие упражнения, дети помимо жажды знаний, учатся самостоятельности, усидчивости, уверенности в своих силах, трудолюбию, помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколения. Кратко рассмотрев отдельные этапы познавательной деятельности учащихся, более подробно остановимся на этапах закрепления материала по русскому языку, используемого в толерантном воспитании младших школьников. При этом акцент на этапе закрепления материала делается на творческие упражнения, которые используются на этапе применения учащимися усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной творческой практической деятельности. Процесс выполнения работ творческого характера всемерно содействует развитию познавательных сил и способностей учащихся, непрерывному их совершенствованию. Рациональное использование школьниками усваиваемого учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих положительные и ответственные эмоциональные переживания к учению. Всё это содействует успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом. 20 Говоря о необходимости проведения, например, цикла письменных работ нарастающей трудности, В.А. Добромыслов отмечал: «Подбирая упражнения, необходимо иметь в виду цель, которая должна быть достигнута. Эта цель заключается в том, чтобы школьники научились свободно и правильно пользоваться изученными формами и оборотами речи в соответствующих высказываниях, соблюдая орфографические и пунктуационные правила, связанные с используемыми категориями в письменной речи. Достижение этой цели требует ряда упражнений в определённой последовательности, начиная от более лёгких и кончая трудными»[14]. К тому же, поговорки и пословицы, включенные в задания по русскому языку, направлены на формирование толерантныхэмоций таких как правдивость, патриотизм, любовь к родителям, уважение к старшим, заботу о младших, трудолюбие, дружелюбие, доброту, гостеприимство, искоренение гнева, мстительности, злобы, хвастовства, упрямства, болтливости, лживости и др. Педагог в работе над формированием толерантных качеств младших школьников в процессе урока русского языка использует ряд заданий, которые включают в себя: 1. Подбор и запись пословиц и поговорок по картинке с последующим выполнением грамматического задания. 2. Подбор и запись на доске ряда пословиц на определенную тему. 3. Дополнение рассказа изучаемыми пословицами и поговорками. 4. Составление и запись рассказа, поясняющего смысл художественного литературного произведения. 5. Составление и запись изложения с использованием пословиц и поговорок. 6. Составление и запись сочинения, объясняющего смысл пословиц на определенную тему. 21 7. Подбор к выделенным словам в стихотворении или тексте антонимов и синонимов, поиск многозначных слов и объяснение необходимости их применения в данном высказывании. 8. Объяснение прямого и переносного значения пословицы или поговорки. 9. Поиск по "Толковому словарю" объяснения смысла поговорки. 10. Задание "Ассоциации". Пример: подобрать синонимы к слову Отчизна и вспомнить с ними пословицы и поговорки. 11. Расстановка знаков препинания в предложении, представляющем собой пословицу или поговорку. Примеры: Корень ученья горек да плод его сладок; Чему учился тому и пригодился. 12. Вставка пропущенных букв в предложение. Примеры: Скуч_нд_нь д_ вечера, коли д_латьнеч_го. Д_ ло нем_дведь, в л_с не уй_ёт. Л_нивый спит, л_жаработает. 13. Задания на классификацию. Пример: прочитать пословицы, разбить их на три группы. Назвать каждую группу. Все за одного, один за всех. Терпенье лучше спасенья. Один в поле не воин. Терпенье и труд все перетрут. Хлеб да соль кушай, а хозяина в доме слушай. По прутику всю метлу переломить можно. Гость до трех дней. По гостям, коли любо, гуляй, да и сам ворота отворяй. 14. Составление схемы предложения. В согласном стаде волк не страшен. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух. 22 При выполнении всех выше перечисленных заданий учитель должен помнить о необходимости раскрытия смысла каждой используемой пословицы, поговорки, также текста или стихотворения, только в этом случае будет достигнута цель толерантного воспитания подрастающего поколения. Кроме вышеперечисленных заданий можно использовать на уроках инсценировки, объясняющие смысллитературных произведений, которые, на наш взгляд, учат распознавать толерантный качества и чувства по их внешним проявлениям. Для распознания эмоций, особенно сложных и тонких, выражение лица служит не само по себе, не изолированно, а в соотношении со всеми конкретными взаимоотношениями человека с окружающим. Выразительные движения – это выразительный "подтекст" к некоторому тексту, который необходимо знать, чтобы правильно раскрыть смысл подтекста. Понимание языка эмоций помогает нам найти верный тон в общении с окружающими. Наиболее полно и ярко эмоции выражаются изменениями человеческого лица. Именно на лице другого человека «прочитываем» мы радость и печаль, задумчивость и гнев, любовь и ненависть. Точно так же «прочитываются» разнообразные оттенки чувств и эмоций на нашем лице. Каждый педагог решает сам, каким формам, методам и приемам отдать предпочтение на уроках: это зависит от изучаемого материала, целей и задач урока, возраста учащихся.Важно использовать материал, который вызывает интерес школьников к культурам других народов. Воспитанию терпимости, уважению к другим способствуют разнообразные виды заданий, связанные с высказыванием известных деятелей науки и культуры на тему патриотизма, любви к родному языку, уважению к другим народам. Это могут быть высказывания о языке и культуре, которые целесообразно использовать как в виде пунктуационной разминки в начале любого урока, так и при изучении прямой речи, способах передачи чужой речи, в частности цитирования. Решению предлагаемой воспитательной задачи способствуют 23 диалоговые формы урока: урок-игра, урок-практикум, урок-зачет, урокпраздник. В этих формах урока интегрируются знания, умения и навыки, которые позволяют проверить речевые компетенции на практике, развивать и совершенствовать способность детей к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Диалоговые формы уроков обеспечивают субъективную позицию в воспитательном процессе, умение отстаивать свою точку зрения, умение сотрудничать, приходить к общему решению на основе взаимоуважения. Воспитательный потенциал совместной деятельности возрастает, если она носит творческий характер, поэтому на заключительных уроках целесообразно использовать форму урока-праздника. Это может быть работа «творческих мастерских»: «Писателей», «Художников», «Исследователей», «Затейников». Цель таких уроков – не только закрепить пройденный материал, но и дать возможность учащимся осознать свои способности и оценить способности других, проявить и заметить интеллектуальные способности, умение презентовать работу, вступать в контакт с группой и классом в рамках правил толерантного общения. При организации и проведении таких уроков следует придерживаться определенных требований: • добровольное включение в творческие группы; • обеспечение психологической и физической безопасности участников группы; • конфиденциальность; • рефлективность. На уроках, где есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения и воспитания, дети испытывают удовольствие, психологический климат становится теплее. Возрастает сплоченность, доброжелательность. Большую роль в толерантном воспитании младших школьников играет включение в уроки элементов этических бесед с детьми. Содержанием таких бесед становились возникшие в классе отношения между детьми, 24 мораль художественных произведений, отрывок из которых взят для диктанта или изложения, тема сочинения. В работе с детьми на уроках русского языка мы увидели, что выполнение упражнений творческого характера, связанных с материалом, близким учащимся, имеет большое значение для совершенствования их умений и навыков. Они видят результаты своих занятий, переживают достижения, которые вселяют уверенность в собственных силах, мобилизует их к достижению более высоких показателей в учёбе. Таким образом, в процессе выполнения творческих упражнений учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности. А это уже непосредственно является толерантным поведением личности.

Еще одним средством формирования толерантности в школе является использование на уроках русского языка загадок. В загадках и пословицах, утверждает заслуженный учитель Н.М. Сергеева, можно найти прекрасный материал на любую орфограмму. О многих отвлеченных понятиях, таких, как смерть, жизнь, время и т.д. Загадка говорит, используя конкретные образыпредметы из быта ее создателей крестьян. Например: ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года) Пословицы и загадки помогают «знакомить русских с Русью», ее историей идеалами, обычаями, народными приметами, повседневной жизнью крестьян, в среде которых создано подавляющее большинство этих ярких образных изречений. Загадки и пословицы могут рассказать о далеком прошлом особенностях быта занятий мировосприятия их создателей. Загадки ненавязчиво, в образной форме сообщают нравственные нормы общества, иронизируют над ленью, трусостью, чванством и другими человеческими пороками. Учат чувствовать красоту, видеть отточенность формы. Юмор русских загадок и пословиц помогут увидеть специальные уроки, посвященные пословице и загадке как определенной художественной форме, ведь это не только мудрое изречение, но и художественная миниатюра, отличительной особенностью которой является яркая образность .

Сегодня школа должна стать еще и связующим звеном между учениками и сообществом, в жизни которого они должны принимать активное участие. Может ли школа препятствовать распространению националистических и расистских настроений? Ответ один: да. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого важного нравственного аспекта как толерантность. А если ученики не верят, что нетерпимость и насилие могут быть преодолены, то уроки, посвященные правам человека, и толерантности не дадут своих плодов. Без надежды воспитание не даст ученикам силы активно действовать. Один из путей, способствующий вере в позитивные перемены, состоит в том, чтобы помочь детям увидеть, что мир возможен и в классе, и в стране, и на все Земле. Недаром же была принята Декларация принципов толерантности, утвержденная ЮНЕСКО, а 16 ноября стал международным днем толерантности. Согласно Декларации толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны, культурой мира.