Ключникова Н. Ю.
учитель начальных классов
Павловской СОШ № 2
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ - НЕОБХОДИМЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Труд – одна из главных характеристик человеческого существования в мире. Человек – субъект труда, но с другой стороны, история человека есть история его становления трудом.
«Чувство прекрасного возникло в процессе трудовой деятельности человека. В труде человек получает наслаждение от результата творческих, физических и умственных усилий от совершенства форм и содержания предметов своей деятельности, от преобразования им самим окружающего мира». [1, с. 226].
Эстетическое воспитание на уроках технологии в школе – это воспитание у учащихся эстетического отношения к труду к его условиям, общественной направленности, результатам организации труда, к качеству трудовых действий и операций. Под эстетическим отношением следует понимать такое отношение, которое предполагает:
- оценку наблюдаемых трудовых явлений с точки зрения того, что прекрасно, а что безобразно. Прекрасным в труде в самом общем виде считают все, что действует на чувство и разум как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость, и радость перед их способностью к творчеству.
- переживание удовольствия или неудовольствия от наблюдаемого. Имеется в виду удовольствие, получаемое от удовлетворения духовных потребностей, в данном случае потребности в красоте. Задача учителя – помочь ребенку удовлетворять их в общении с окружающей жизнью и научить находить удовлетворение в собственной трудовой деятельности.
- участие в творчестве по законам красоты – наиболее активная форма эстетического отношения к труду.
- «психофизиологические функции, которые задействованы в процессе осуществления ручного труда, позволяют сформулировать цель предмета - оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности». [3, с. 199].
Выбор объекта труда и знакомство с ним постановка и планирование труда, анализ чертежа и разметка, обработка материала и отделка изделия – все этапы работы должны эстетически воспитывать учащихся.
Занятия по технологии в школе являются одним из основных средств эстетического воспитания. Мало вооружить детей конкретными умениями и навыками по обработке материалов, надо пробудить у них внутренний интерес к труду, вкус к красоте предметного мира, вооружить четкими эстетическими идеалами, вызвать стремление к активному участию в творчестве по законам красоты.
«Подготовка к выполнению трудового процесса предполагает заранее продуманный план занятий по развитию эстетических представлений, чувств, вкусов, идеалов. По общему мнению, она должна включать следующие этапы:
Выбор объекта труда (подбор изделий для изготовления на уроках технологии).
Предварительное знакомство с ним.
Постановка цели труда.
Эстетический анализ модели образца». [2, с. 120].
Эти этапы следует рассматривать как своеобразные ступени в освоении красоты объекта труда и стремиться к максимальному использованию их в эстетическом воздействии на учащихся.
«I этап. Эстетическое воспитание на уроках технологии должно начинаться с выбора объекта труда. Это первый этап подготовки детей к выполнению творческого задания, первый шаг эстетического воздействия на них. Эффект при этом будет зависеть от того насколько активно привлекается ребенок к участию в выборе объекта труда, какие требования предъявляются к намеченному для изготовления изделию. При этом можно использовать цветные фотографии, репродукции картин и рисунков или изготовленный самим учителем образец, чертеж будущего изделия. Наглядность усиливает интерес учащихся, становится актом общения детей с красотой окружающего мира, пробуждает у них эстетическое отношение к действительности.
II этап. В практике учителей определенное место занимает предварительные наблюдения детьми объекта труда. Такие наблюдения в основном направлены на выявление особенностей строения предмета. Находясь в окружении многообразного предметного мира, дети постоянно сталкиваются с красивыми предметами, которые непроизвольно задерживают их внимание.
Таким образом, они приобретают первоначальный опыт эстетического анализа предметного мира, индивидуальный вкус.
III этап. Цель труда по своему содержанию весьма многогранна: она включает учебную и воспитательную эстетическую и общественную стороны. Учебная и воспитательная цели труда направлены на формирование личности детей; предметная и эстетическая, общественная – связаны с объектом труда. Во время постановки эстетической цели иногда полезно развернуть перед детьми яркие перспективы оценки результатов их труда (конкурс, соревнования).
Чем ярче, увлекательнее цель, тем содержательнее и результативнее труд школьников. Занятия, направленные на выработку примитивных трудовых умений и навыков, не побуждают у учащихся ни сознания творца, созидателя, ни чувства удовлетворения от принесенной своим трудом пользы, ни наслаждения от красоты законченного изделия.
IV этап. На уроках технологии в процессе труда выделяется эстетический анализ изделия образца, то есть рассмотрение его, что он является предметом эстетического отношения». [2, с. 121].
Задача эстетического анализа – дать развернутую эстетическую оценку изделию в словесной форме. Значение этого этапа сводится к следующему:
Учащийся учится четкому выражению своего эстетического суждения о предмете, стремясь глубже осмыслить особенности предмета, сущность своего отношения к нему.
Он активно упражняет свой эстетический вкус.
Постоянно сравнивая свою оценку с оценкой других, обогащает свои представления о красоте предметов.
Таким образом, выбор объекта труда, предварительные наблюдения, постановка цели, эстетический анализ модели могут и должны осуществляться под знаком широкого осознания с красотой окружающего мира, могут и должны быть значительным фактором эстетического воздействия на учащихся.
Большое значение в эстетическом воспитании учащихся имеют условия, в которых они трудятся. Значительную часть времени дети проводят в школе, и то, в каких условиях они занимаются, в частности на уроках технологии, оказывает серьезное влияние на их развитие.
«Условия труда неразрывно связаны с организацией коллективной и индивидуальной работы детей, они оказывают положительное или отрицательное влияние. Успехи в работе детей во многом зависят от правильно организованных условий труда. Кроме того, сама по себе рабочая среда – это источник эстетического воздействия на ребенка, активный воспитатель. Эстетика костюма, интерьера, станков, инструментов, имеет большое значение». [2, с. 122].
Первое необходимое условие для создания условий труда это просторный светлый класс. В таком помещении дети с удовольствием занимаются. При хорошей освещенности рабочего места меньше утомляются, заметно повышается активность учащихся, значительны их успехи. Другая не менее важная сторона – эстетика рабочего места, которая предполагает высокое качество инструментов, оборудования, материалов, культуру их содержания и использования.
Инструменты должны отвечать требованиям с точки зрения эстетического воспитания. Прежде всего, они должны доставлять удовольствие, пробуждать положительные эмоции своим внешним видом, должны быть удобными в пользовании. Когда работа идет легко, органы осязания на руках и группы мышц, занятые выполнением тех или иных действий, сигнализируют, что все в порядке – перегрузок и утомлений нет. Немаловажную роль в эстетическом воспитании играет и рабочая одежда учащихся на уроках труда. Рабочая одежда не должна сковывать движений, не пачкать основную одежду и непосредственно отражаться на характере рабочих движений и их качестве, а, следовательно, на красоте самого процесса труда и его результативности.
Можно выделить следующие формы и виды работ по эстетическому воспитанию:
Рассказы, беседа, демонстрации моделей, образцов изделий и т.д.
Выставки лучших работ учащихся.
Кружковые и факультативные занятия.
Посещение театров, кинотеатров, выставок, музеев, оранжерей, ботанических садов.
Соревнования и олимпиады, конкурсы по предмету технология.
Праздники, мероприятия.
Таким образом, отметим, что огромное возможности эстетического воздействия заложены на уроках технологии. Именно здесь дети с фантазией и желанием творят, смогут проявить все свои способности, развивая общие и профессиональные интересы.
Список литературы:
Эстетика. Под. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998.
Педагогика. Под. ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988.
ФГОС Программа начального общего образования. Система Л. В. Занкова. Издательский дом Фёдоров, 2011