Формирование и развитие навыков
речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями
Понятие развития речемыслительной деятельности включает в себя формирование процессов мышления, речи, общения, которые неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Речемыслительная деятельность - это процесс обобщенного отражения сущностных характеристик, причинно - следственных связей между явлениями окружающей действительности, который совершается как опосредованная вербальная деятельность по овладению логическими операциями. Мыслительная деятельность основана на отражательной способности сознания человека и осуществляет познавательную функцию, в то время, как речемыслительная деятельность предстает в качестве разновидности первой, но с “функцией” как бы “вторичного” познания мира через общение.
Освоение поступаемой информации проходит в четыре этапа:
– на сенсомоторном этапе (целостное восприятие полученных сведений);
– на символьном этапе (формируется опосредованный комплексный образ познаваемого предмета);
– далее на логическом этапе (анализируется);
–на лингвистическом этапе (приобретенные знания обобщаются с помощью речи и структурируются в единое смысловое поле в виде значений, понятий и связных высказываний).
Важная задача современной образовательной практики – обеспечение преемственности деятельности дошкольных образовательных учреждений и школы в контексте непрерывности образования на его разных ступенях, поэтому поиск новых путей оптимизации подготовки ребенка к школе приобретает актуальность. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе.
Среди первоклассников много интеллектуально пассивных детей, которые не могут справиться с элементарными учебными заданиями. Одним из условий развития интеллектуальной активности является обучение старших дошкольников умению выделять, понимать и решать познавательные задачи. Дети дошкольного возраста к моменту поступления в школу должны овладеть способами познания предметов, ведущими из которых являются абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация. Должна быть развита способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, классифицировать информацию, умение пользоваться знаниями. В школе всё обучении строится речевом на объяснении, поэтому активизация речемыслительной деятельности у дошкольников рассматривается как важный фактор готовности к школьному обучению.
Речь возникает вместе с возникновением сознания — высшей, специфически человеческой формы отражения действительности. В единстве с речью возникает и мышление, характеризующееся именно тем, что оно отражает действительность в понятиях, т. е. в обобщениях, которые оформляются и закрепляются в слове. Та трудность, которую мы переживаем при выражении мысли во внешней речи, вовсе не есть трудность только самой речи. Эта трудность является трудностью оформления данной мысли вербально, в словах. Оформить ее так, чтобы сделать понятной для другого, это значит сделать ее вполне ясной и для самого себя. Чем более неясной является для нас наша мысль, тем труднее выразить ее словами, и наоборот. Поэтому нельзя не придавать значения тому, как выражается мысль в словах. Это особенно нужно иметь в виду при обучении и воспитании. Правильность и развернутость высказываний важны не только для воспитания речи детей, но и для развития мышления, воспитания у них умения логически оформлять и развивать свою мысль, формируя таким образом рассуждающее (словесно-логическое) мышление.
Критерием качества речи ребенка любой возрастной группы, следовательно, и критерием его речевой зрелости, являются не столько отдельные количественные накопления в речевом развитии, как например, увеличение словарного запаса, сколько существенные качественные показатели, связанные с умением правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника (вербальное поведения ребенка).
Дошкольный возраст - это период формирования базовых составляющих психического развития, которые обогащаются личностными и индивидуальными характеристиками.
В старшем дошкольном возрасте речь и мышление объединяются, образуя речевое мышление. Использование умственных задач в обучении старших дошкольников расширяет возможности их подготовки к обучению в школе, в том числе в формировании интереса к учению. Перед педагогами дошкольного воспитания ставится целая система задач по формированию и коррекции речемыслительной деятельности, решение которых позволит обеспечить становление мыслительных процессов у детей:
1. Развивать мыслительные операции (соотнесение признаков с предметами и явлениями, соотнесение предметов и явлений по степени выраженности признака, классификация, сравнение, анализ отношений между предметами и явлениями – аналогии)
2. Формировать способность выделять существенные признаки предметов и явлений и давать определения понятиям (выделение главной идеи, составление загадок, описательных рассказов по плану, формирование логических определений понятий, исправление небылиц и т. д.)
3. Побуждать к переходу от использования готовых связей между объектами к самостоятельному их открытию (установление логических, в том числе причинно – следственных связей, поиск новых связей между предметами и явлениями и т. д.)
4. Стимулировать стремление объяснять происходящее и рассуждать (нахождение причин событий, описанных в историях, определение последовательности событий, опровержение ложных суждений и т. д.)
5. Формирование умения задавать вопросы (произвольная постановка вопроса, переход от вопросов устанавливающего типа к вопросам – гипотезам, осуществление целенаправленного поиска неизвестного с помощью вопроса и т. д.)
6. Формировать умение понимать скрытый смысл предметов и явлений, умение видеть с разных точек зрения, упражнять в мысленном экспериментировании (определение переносного значения фразеологизмов, нахождение решения в гипотетических ситуациях, понимание многозначности слов)
7. Развивать планирующую и регулирующую функции речи (действие по словесной инструкции, составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, модели, картинки, упражнение в речевом формулировании алгоритма детей).
Как активизировать речемыслительную деятельность ребенка и можно ли использовать для этого педагогические приемы? Можно и нужно.
Для активизации мышления необходимо проводить такие виды работ:
• развитие познавательной активности, а познание начинается с ощущений и восприятия;
• развитие внимания, памяти, оптико-пространственных и временны́х представлений;
• формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения;
• формирование обобщенного познания;
• развитие способностей к установлению и пониманию причинно-следственных связей между предметами и явлениями;
• развитие мыслительных операций, позволяющих выявлять различия и сходства между предметами и явлениями (сначала на предметном уровне, а потом на языковом (разница и сходство между звуками, словами, предложениями).
Для активизации словаря можно использовать такие виды работ:
• отгадывание предметов по описанию;
• сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству;
• подбор синонимов и антонимов к определенным словам;
• подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот (машина: кузов, кабина, фары; дно, носик, крышка — чайник);
• подбор частных понятий к общему понятию и наоборот (имена: Петя, Оля, Миша; роза, одуванчик, василек — цветы);
• толкование многозначных слов (дно у чашки, кастрюли, реки, моря; бьется стекло, сердце, ученик над задачей, птица; холодная погода, рука, вода, снежинка);
• объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок;
• пересказ и составление рассказа.
Для активизации речевого общения детей необходимо учитывать целый ряд задач, выполнение которых будет решающим условием для успешной работы:
• активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка;
• расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью;
• насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции: показать предмет, возможные действия с ним, потрогать предмет, назвать предмет, употребив слово-название в разных предложениях (Большой дом, у дома скамейка, из дома вышли люди, к дому подъехала машина);
• создавать проблемные ситуации, анализировать их вместе с ребенком, формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы.
Обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети с ОНР, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии и связаны с тяжестью речевого нарушения.
Особенности речи и мышления у детей с ОНР:
Трудность в усвоении отвлеченных и обобщающих понятий;
Замена родовых понятий видовыми;
Лексический запас характеризуется стереотипностью;
Трудности в программировании своего высказывания;
Недоступность осмысления и употребления сложных речевых конструкций;
Недоступность для понимания метафор и сравнений, слов с переносным значением, скрытого смысла загадок и пословиц.
У детей с нарушениями в развитии речи отмечается несформированности как импрессивной, так и экспрессивной речи. У них отстают от нормы все этапы речевой деятельности в большей или меньшей степени. Отличаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушено смысловое программирование речевой деятельности.
Этапы формирования логического мышления у детей дошкольного возраста:
Сравнение, обобщение, группировка, классификация по одному или нескольким признакам:
Летает – не летает;
Съедобное – не съедобное;
Каждый знает, что бывает красным (сильным, глубоким, тяжёлым, красивым, колючим…);
Отгадывание и составление описательных загадок;
Что на что похоже?
Зима – лето (зимой холодно, а летом жарко; летом зеленая трава, а зимой белый снег);
Найди предмет, не похожий на другие;
Найди ошибку в высказывании (яблоко красное, а груша сладкая);
Сравни картинки, найди отличия;
Что изменилось?
Знакомство с видо-родовыми отношениями и противоположными понятиями, группировка предметов;
Классификация предметов (по одному, двум и более признакам):
Скажи наоборот (высокий – низкий, жесткий – мягкий);
Вопрос – ответ (чего в лесу больше: деревьев или берез?);
Назови одним словом (стол, стул, шкаф, полка – это мебель);
Я знаю 5 названий одежды (обуви, посуды…);
4-й лишний (кепка, берет, сапоги, тюбетейка);
Установление аналогий (собака - щенок, кошка - … котенок).
Что общего и чем отличаются (маляр и художник; чашка и стакан.)?
Чего не бывает? Что напутал художник?
2. Моделирование. Мысленное создание объекта или его изменение - самостоятельное получение данных о строении, функционировании, движении, местоположении, возможном изменении в новых условиях, о развитии или создании:
Алгоритмы. Выявление закономерностей в чередовании или размещении фигур, букв, цифр и т.д.; продолжение ряда по алгоритму.
Самые разные задачи на смекалку, догадку, использование элементарной научной информации:
Задачи на определение возраста (Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина?);
Задачи на отрицание (Оля и Маша на каникулы поехали отдыхать. Одна девочка поехала на дачу, а другая в санаторий. Куда поехала Маша, если Оля не поехала в санаторий?);
Задачи на различие (Саша и Игорь жили на разных этажах: один на первом, другой – на пятом. На каком этаже жил Игорь, если Саша жил на пятом?);
Задачи на сравнение (Антон учится лучше Ани, а Аня учится лучше Светы. Кто учится лучше всех, кто хуже всех?);
Задачи на причинно-следственные зависимости (найди правильное утверждение:
Взошло солнце, потому что стало тепло.
Стало тепло, потому что взошло солнце;
Нахождение нелепых ситуаций;
Уточнение скрытого смысла пословиц, загадок;
Решение ребусов, кроссвордов.
Рекомендации педагогам, как и чем мы можем помочь ребенку в формировании элементов логического мышления
Ребенок должен отвечать на вопрос устно, вслух размышляя над условием и рассматривая иллюстрацию. Внимательно отнеситесь ко всем версиям, которые выдвигает ребенок. При решении логических задач не столько важен единственно верный результат, сколько ход мыслей, поиск вариантов, исследование возможностей - мысленное или наглядно-практическое.
При раскрашивании картинки или дорисовывании ряда образов по заданному условию, посоветуйте ребенку подобрать карандаши нужного цвета, разложить их на картинках, сверить эту комбинацию с условием задачи и только затем раскрашивать.
Предложите ребенку писать простым карандашом, чтобы можно было стереть как в случае ошибки, так и для повторного решения через какое-то время. Не ограничивайте фантазию ребенка, пусть он и сам изобретает для ответов графические символы.
Предложите ребенку сформулировать свой вариант задачи по аналогии с предложенным. Почаще просите ребенка об этом. Включитесь в составление задач и сами. Покажите возможность построения аналогичных задач. Например, если вы решали задачу о том, сколько всего яблок растет на березе, и выяснили, что на березе яблоки не растут, через некоторое время придумайте новую - хотя бы о желудях на осине или об огурцах на пальме.
Если ребенок решил задачу не так, как вы предполагали, не говорите ему категорично, что он допустил ошибку. Предложите объяснить свои действия и найти другой вариант решения.
Хвалите ребенка, дайте ему почувствовать уверенность в своих силах.
Также в дошкольный период ведущей является игровая деятельность, а наиболее эффективной для обучения – практическая. Сочетание данных видов деятельности представлено в детском экспериментировании, элементарных опытах, т.е. в активных формах познания окружающего мира. В процессе экспериментирования активизируются все каналы восприятия.
В ходе экспериментирования дошкольники учатся формулировать четкие выводы и определения, учатся осознанно включать в свою речь новые слова, знакомятся с корневым смыслом объекта познания. У дошкольников развивается словарь. Дети учатся подбирать от исходного слова словообразовательное гнездо (снег – снежинка – снежный – снеговик). Дошкольники учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами, что способствует развитию мыслительных умозаключений.
Дошкольный возраст считается периодом развития познавательной активности и речи ребенка. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности на основе собственных представлений.