Методы формирования детского коллектива
Цель доклада: рассмотреть методы и приемы формирования детского коллектива, работы классного коллектива в коллективных делах и обыденной школьной жизни
Задачи:
- рассмотреть психологические основы возрастной психологии, особенности детского и подросткового возраста
- выяснить методы скрепления детского коллектива и развития классного самоуправления,
1.Возрастная психология и ее роль в педагогическом процессе.
Мы будем говорить о вопросах формирования детского коллектива и классного самоуправления. Тезисом моего доклада будут слова отечественного педагога
В.П. Беспалько
«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всѐ начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всѐ началось сначала»
- бывает ли так, что вы выходите из себя, когда ребенок ведет себя не так, как нам хотелось, не слушается, проявляет свой характер?
Для анализа этих ситуаций посмотрим одно психологическое видео. (дети на планете)
- какие из детей более правильные? Какого ребенка вы хотели бы себе в класс?
1.Почему же ребенок должен быть правильным и удобным? Он что, одежда? Или вещь? Нравится ли вам, когда, когда вас исправляют, критикуют, говорят, как нужно делать? (примеры)
2.А теперь скажите, какие из детей на видео являются полноценной, развитой личностью? Что характеризует личность?
3.Так кого же мы воспитываем? Послушную собачку или личность, индивидуальность?
Разобраться в вопросах становления личности поможет возрастная психология. Есть общие принципы в возрастной психологии, которые мы знаем и которые понимаем, они действуют в любом возрасте, на взрослых и детях.
Давайте попробуем их сформулировать:
- уважение личности – каждый человек личность, нужно эту личность и индивидуальность признавать
- свобода – (можно рассказать о свободе для женщины, но и для всех людей), если ограничить – можно и нарушить эти границы, но если дать свободу – то потянутся именно к ней. Но нужно знать как ее преподнести – это не вседозволенность.
- последовательность – правила, сказал, сделал. Они не ограничивают свободу, они ограничивают вседозволенность, показывают правовые и социальный нормы
- автономность – самостоятельность, давать высказать собственную точку зрения, свои поручения, дела. И неважно, что ребенок выполнит не так хорошо, как взрослый. Важно, что он сделает это сам
- личностный рост – никакого сравнения с другими, иначе будет либо заниженная самооценка, комплексы или прекратится личностный рост. Сравнение только с самим собой, борьба со своими недостатками,победа самого себя.
- взаимоуважение – действие золотого правила морали. Прежде чем что-то сказать или сделать, нужно ответить на вопрос – а хотели бы мы такого отношения?
Выбираем три позиции человека: ребенок, взрослый, родитель.
Ребенок – в игре, взрослый – объяснение сложных вопросов, спокойствие, терпение, психология, родитель – чувственность, забота, защита.
2.Развитие детского коллектива, самоуправление класса.
Для успешного проведения коллективных творческих дел необходимо наладить детский коллектив . Его работа в обычном режиме также очень важна, они не только развивает самостоятельность, взаимоконтроль, а как следствие является важным социализирующим фактором. Кроме того, активное самоуправление в классной и школьной жизни поможет ребенку усвоить аспекты политической культуры, участии в управлении, прикладной демократии. Но это также поможет классному руководителю переложить часть обязанностей на плечи самих детей…)
1.Идеология класса
2. Принципы
3. Законы
4.Санкции (наказания и поощрения)
5.Ответственные
6. Что изменится в нашем классе?
7.Как мы изменим мир вокруг себя?
Группы придумывают идеологию своего классного коллектива.
3. Заключение.
- какие мы можем использовать технологии? (см. приожения)
- рассказ о Томасе Альве Эдисоне. Роль мамы и педагога
- отключать сварливого учителя/ маму и включать педагога!
- почему мы всегда стараемся изменить людей – учеников, детей, супругов. Ведь нужно только помочь им самим измениться, если они нуждаются в этом. И нужно любить, и терпеть и уважать друг друга такими, какие мы есть.