Тема. Из творческой мастерской учителя кубановедения – победителя районного конкурса и участника краевого конкурса
«Учитель года Кубани – 2010»
в номинации «Учитель года Кубани по кубановедению».
Учитель начальных классов
Москвитина Виктория Викторовна
В одном Кубанском фольклоре есть такая прибаутка: Казака спрашивают: «Как твой брат живёт? А он отвечает: «Может, сперва я вам про соседа расскажу?» Как и в любой крупице истинного народного юмора, здесь нашёл отражение житейский опыт: о близком человеке, как правило, рассказать всегда труднее.
Вот и мне предстоит сейчас поделиться опытом своей работы.
Перед современной школой стоит важная проблема воспитания патриота своей Родины. Прежде, чем стать гражданином страны, он должен воспитать гражданина своей малой Родины – станицы, города, села. Важную роль в этом призваны сыграть уроки кубановедения. В них сконцентрировано все: история и искусство, литература и язык, природа и экология. Это очень важно, т.к. основная цель курса в начальной школе заключается в формировании у младших школьников целостной научной картины мира и понимания роли своей малой Родины в воспитании гуманной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно – к жителям края.
В соответствии с приказом департамента образования и науки Краснодарского края в школах ведется кубановедение уже несколько лет.
К преподаванию этого предмета должен быть готов, прежде всего, сам учитель. Ведь случается: увлечешься каким-то делом настолько, что оно становится твоим, и учитель кубановедения должен увлечься предметом.
Ведя кубановедение в начальных классах нескольких лет, я накопила некоторый положительный опыт работы. Вашему вниманию предлагается обобщение опыта по теме «Формирование кубанской культуры у младших школьников».
Культурные особенности казаков сохранились в памяти народа от далёкой старины. Если их коротко сформировать, то получатся неписанные казачьи домашние законы:
- уважительное отношение к старшим;
- уважение к женщине;
- почитание гостя.
Эти законы легли в основу работы с детьми.
Не следует забывать таких главных и простых истин, как:
– проявление заботы к старшему;
- готовность к оказанию помощи;
- недопустимость непристойных выражений при старших;
- вступление в разговор старших;
- непрекословение… ,
которые современному школьнику, к сожалению, чужды.
Наше отношение к пище предопределяет отношение к труду, результатом которого является «хлеб насущный». Вот почему я в работе особое внимание уделяю вопросам кубанского казачьего застольного этикета.
Эти правила дети применяют не только дома, но и в гостях.
Организовываем работу с семьями учащихся «Не красна изба углами, а красна пирогами». Родители приглашают учащихся класса в свои семьи, угощая гостей кубанскими блюдами, рассказывают способ их приготовления.
Таким образом, у детей уже пополняется домашняя книга «Кубанских рецептов»
Известно, что у казаков существовал культ подарков и гостинцев. Я приучаю ходить в гости с гостинцами.
У каждого в семье есть свои казачьи традиции. На родительских собраниях, классных часах организовывает заседания круглых столов «Кузькина семейка». Семьи рассказывают о своих традициях.
Какова культура школьника без изучения литературы Кубани? И прежде всего устного народного творчества.
Чтобы приучить ребёнка к книге, мы организовываем совместную работу
с поселковой и школьной библиотекой.
Под моим руководством учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность: работают над проектом «Книга – самоделка», в которой собран материал о художниках, писателях, деятелях искусства Кубани. Большую помощь в этом оказывает художественная школа искусств п.Псебай. То есть мои воспитанники не просто потребители готовой информации, они в постоянном поиске чего – то нового в литературной жизни Кубани.
Не забыта межпредметная связь на уроках чтения, русского языка, кубановедения, технологии.
Проводятся часы старины «Посидим кружком, поговорим ладком», на которых учащиеся с удовольствием приглашают своих бабушек и дедушек, говорящих по-кубански.
Лучше понять и впитать в себя культуру Кубани способствует такая форма работы, как театрализованные представления, которые очень любят ребята. Так был организован «Театр на ладошке». Инициативная группа совместно с другими педагогами разрабатывают театрализованные представления. В результате этой деятельности наблюдается гармония психического состояния ребенка и природы. Эта гармония выражается в танце, слове, музыке. (постановка спектакля «Трагедия на Кавказе». В основу спектакля взяты события, происходящие в конце XIX века на территории станицы Псебай и Великокняжеских кубанских охотничьих угодий). На технологии и на кружках ДДТ изучает одежду кубанцев, изготавливает костюмы.
Не забыты и народные умельцы, которые живут рядом с нами. Вместе с ними учащиеся познают азы изготовления поделок из дерева, глины, написания картин (художник: Владимир Лазарев, гончар: Юрий Александрович).
Для развития творческого общения в своей работе я широко применяю коллективно-творческие занятия. В коллективной работе проявляются чувства товарищества, взаимопомощи, стремление к соревнованию с группой соперников. Хочу отметить из опыта своей работы, что дети любят коллективное творчество. При организации коллективной работы учителю необходимо дать детям почувствовать себя самостоятельными ее хозяевами и в тоже время всю ситуацию держать под контролем, иначе работа может принести вместо радости разочарование. В конце коллективного труда, и вконце любой художественной работы необходим ее анализ.
Все выполненые коллективные работы становятся украшением интерьера класса, школы. В своём классе организовываем мини – музей «Сверчок за очагом», экспозиции которого – работы учащихся и местных мастеров.
Дети – экскурсоводы знакомят одноклассников и других ребят с бытом и культурой казаков.
Такая система работы дарит детям и взрослым радость, сплочённость, взаимопонимание и, главное, воспитывает и формирует кубанскую культуру младшего школьника. Она позволит педагогу зажечь искру познания в умах учеников, а в душах – огонь патриотизма.
В рамках реализации инициативы «Наша новая школа» каждый учитель в своей методической копилке должен иметь и уметь применять на практике различные новые педагогические технологии. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию одну из новейших эффективных образовательных технологий – технологию модерации, которую я использую на уроках кубановедения.
Данная технология позволяет повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития.
Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока, а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса.
Фазы(этапы)модерации:
- инициация (начало урока, знакомство);
- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);
- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);
- эмоциональная разрядка (разминки).
Каждая фаза – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку. Активные методы обучения, используемые в каждой фазе модерации, идеально подходят для данной технологии, обуславливая синергетический эффект образовательного процесса
Вашему вниманию мы предлагаем 3 разнохарактерных этапа модерации в курсе преподавания кубановедения.
Этап технологии модерации: «Интерактивная лекция»
Первичное закрепление полученных знаний
Работа с текстом (из справочного материала учащиеся читают текст о постройке кубанского жилища, выполняют задание по прочитанному).
Учитель. Первые хаты станицы строили из турлука (частокола, плетня). Вот как описывает постройку казачьей хаты знаток истории, краевед – В. В. Ратушняк.
Текст. Турлучная хата строилась так: по периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые «сохи» и «подсошки», которые переплетались лозой.
Как только каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки», когда глину, вперемешку с соломой забивали в плетень.
Через неделю делали вторую мазку – «под пальцы», когда глину, смешанную половой (соломенной резкой), вминали и разглаживали пальцами.
Для третьей, «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, смешанный с соломенной резкой).
Была ещё и четвёртая мазка – «вихтювання». Тряпкой – «вихтем» - «размывали» стены, нанося на них аккуратным тонким слоем глину.
Для четырёхскатной крыши заготавливали чистый сухой камыш. Который срезали поздней осенью серпами. Из тростника вязались снопы – «Кулыки». Здесь были свои секреты: как вязать снопы, как ряд за рядом выкладывать, как крепить покрытия.
Напоследок делали побелку. Для этого использовали белую глину. Поэтому страстная неделя перед Пасхой, когда казачки белили хаты, называлась Белой.
Учитель. Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины. Позже она строилась из самана, что придавало ей отличительные особенности от турлучных - в ней зимой было тепло, а летом прохладно.
Соотнесите цифру картинки с этапом постройки казачьей хаты:
Переплетение больших и малых «сох» и «подсошек», вкопанных в землю с лозой/2/
Покрытые крыши «кулыками» /4/
Побелка хаты/1/
Мазка «под кулаки»/3/
Слайд 5.
Проверка выполненного задания
Слайд 6.
Этап технологии модерации: «Эмоциональная разрядка». Физминутка
После виртуальной экскурсии и выполнением практикума, учащиеся продолжают соприкасаться с кубанской лексикой. Конечно жилось в ту пору казакам очень нелегко. Работали они от зари до зари не покладая рук. Но даже среди тяжёлых будней они находили место отдыху, развлечениям и песням, в которых очень умело могли подтунивать над собой. Поэтому я предлагаю вам немножко размяться и выполнить разминку.
Говоря о песенном фольклоре – одном из богатейших кладязей народной кубанской культуры можно говорить о баготейшем жанровом разнообразии. Самым любимым из которых у наших черноморских казаков были шуточные плясовые припевки. Причем многие из них носили тематический характер. Данная физминутка раскрывает непростые взаимоотношения между кумой и кумом.
Слайд 7.
Выполнение физминутки.
Итак, использование модерации, активных методов обучения позволяют каждому педагогу, на всех, без исключения, уроках целенаправленно и методично осуществлять воспитание, развитие и социализацию личности учащегося. Планируя урок, построенный на технологии модерации, педагог одновременно с постановкой предметных целей, формулирует и ставит цели воспитания, развития и социализации обучающихся.
Очень важное место занимают театральные постановки. Изучая быт и традиции кубанского казачества, была сделана