Создавая программы для детей с выраженным недоразвитием интеллекта, мы исходили из того, что каждый ребёнок способен освоить простейшие элементы не только письма, счёта, но и естествоведческих знаний на основе сведений о живой и неживой природе, которые постепенно
формируют у него навыки специальной коммуникации, предметно-практических действий. Цель предметов «Живой мир» и «Природоведение»: обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии. Программа напечатана в 2012 году в сборнике «Инновационные подходы к обучению детей с нарушением интеллекта». По учебному плану для детей с выраженным недоразвитием интеллекта по предмету «Живой мир», 1-6 классы, отведено 2 часа в неделю, по предмету «Природоведение», 7-12 классы, 1 час в неделю. Программы по данным дисциплинам написаны на основе программы Н.Б.Матвеевой из сборника «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», 2011 года под редакцией И.М.Бгажноковой. Основные темы программы: «Сезонные изменения в природе», «Неживая природа», «Живая природа (растения, животные, человек)». Сейчас мы работаем над созданием блоков методического материала по основным темам предмета «Живой мир» в помощь учителю. Это тексты рассказов, загадки по темам, физкультминутки, конспекты, презентации к урокам, раскраски и т. д. Особенностью методических блоков мы считаем то, что необходимо подбирать очень простой и доступный для понимания детей материал. Например, многие загадки нельзя использовать на уроке с учащимися с умеренной интеллектуальной недостаточностью без предварительной работы (в каждой должно быть не более одного слова, которое нуждается в разъяснении). Зная особенности данной категории детей, необходимо подкреплять ответы ярким и понятным иллюстративным материалом.
Содержание программы и уроки по предмету «Живой мир» предполагает большое количество непосредственных наблюдений, поэтому большое значение придаётся экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. Кроме того, на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, гербарии, коллекции, видеоматериал. Методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений (при помощи иллюстративного материала, различных схематичных рисунков, пиктограмм, карточек со словами и предложениями). Наблюдение обогащает чувственный опыт, формирует реалистические представления и понятия о природе, эстетического видения мира природы, бережного и заботливого отношения ко всему живому. Этот метод мы используем почти на всех уроках, так как он является ведущим методом природоведческого образования детей. Ученики, начиная с 1 класса, наблюдают, прежде всего, за привлекательными объектами, за ярко выраженными изменениями природы. В теме «Сезонные изменения в живой и неживой природе» предметы неживой природы (воздух, солнце, вода и др.) и живой природы (растения, животные) изучаются в сравнительном плане и осенью, и зимой, и весной, и летом (осенью и весной наблюдают за дождём, зимой — за снегом и льдом). При этом педагог обращает внимание детей на самые элементарные взаимосвязи: птицы пьют воду, дождь поливает растения, снег тает и превращается в ручейки и т.п. На уроках по темам: «Вода, превращения воды», «Состояния воды в природе» мы проводим простейшие опыты, которые выявляют её свойства. При организации работы педагоги используют технические средства обучения (кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы и др.), рассказы о предметах, явлениях природы, деятельности человека в ней, беседы, изобразительную деятельность, иллюстративно-наглядный материал и др. Для работы с детьми используются подвижные игры, например, имитация повадок животных, природных явлений и др. Учитель называет объект живой или неживой природы. Если назван объект живой природы, дети двигаются (например, если названо растение- поднимают руки, «растут», если животное — прыгают). Когда же педагог называет объект неживой природы, ученики замирают на месте. Можно изготовить для игры объёмные карточки из плотного материала, на которых прикреплены небольшие предметы неживой (мелкие камешки, песок, кусочки глины) и объекты живой природы (листья, веточки, ракушки, шишки, перья, мхи и т. п.) и их классифицировать. При проведении бесед мы рассматриваем вместе с учениками репродукции пейзажей (гор, морей, рек, лугов, лесов и т. п.), выясняем, есть ли на картинах живая природа (растения, животные), неживая (облака, вода, горы, снег, воздух, солнце), какие из этих объектов можно найти вблизи школы, понаблюдать за ними во время экскурсии. Такая организация работы служит расширению представлений детей о живом мире, углублению, обобщению и систематизации знаний учащихся с интеллектуальной недостаточностью о природе.