№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Содержание | Д/з | Дата проведения |
План | Факт |
Раздел 1.Строение и свойства живых организмов. 22 (часа) |
1-2 | Основные свойства живых организмов. | 2 | Комбинированный урок | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. | § 1 | | |
3 | Химический состав клеток | 1 | Урок изучения нового материала | Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. | § 2 | | |
4 | Лабораторные работы «Определение состава семян пшеницы». | 1 | Практикум | Определение физических свойств белков, жиров, углеводов. | Стр. 17 | | |
5 | Строение растительной и животной клеток. | 1 | Урок изучения нового материала | Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. | § 3 | | |
6 | Лабораторная работа «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)». | 1 | Практикум | Клеточные структуры и их значение | Стр. 24 | | |
7-8 | Деление клетки. | 2 | Комбинированный урок | Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение. | § 4 | | |
9 | Ткани растений. Лабораторная работа. «Ткани растительных организмов». | 1 | Комбинированный урок | Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. | § 5 стр.29-31 | | |
10 | Ткани животных. Лабораторная работа. «Ткани животных организмов». | 1 | Комбинированный урок | Типы тканей животных организмов, их строение и функции. | § 5 стр. 33-35 | | |
11-12 | Органы и системы органов. Лабораторная работа «Строение корневых систем» | 2 | Комбинированный урок | Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. | § 6 стр. 36-38 | | |
13-14 | Органы и системы органов. Лабораторная работа «Строение почек» | 2 | Комбинированный урок | Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. | § 6 стр. 39-40 | | |
15-16 | Органы и системы органов. Лабораторная работа «Сухие и сочные плоды» | 2 | Комбинированный урок | Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. | § 6 стр. 41-44 | | |
17-18 | Органы и системы органов. Лабораторная работа «Строение семян» | 2 | Комбинированный урок | Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. | § 6 стр. 46-49 | | |
19 | Тестирование по теме «Органы и системы органов» | 1 | Тест | Основные органы растения; системы органов животных. | | | |
20 | Обобщающее повторение по теме «Органы и системы органов» | 1 | Комбинированный урок | Основные органы растения; системы органов животных. | § 6 | | |
21-22 | Растения и животные как целостные организмы. | 2 | Урок изучения нового материала | Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда. | § 7-9 | | |
Раздел 2.Жизнедеятельность организма. 36 (часов) |
23-24 | Питание и пищеварение. | 2 | Комбинированный урок | Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). | § 10 стр. 62-67 | | |
25-27 | Питание и пищеварение. | 3 | Комбинированный урок | Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. | § 10 стр. 68-71 | | |
28-30 | Питание и пищеварение. | 3 | Комбинированный урок | Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. | § 10 стр. 72 | | |
31-33 | Дыхание. | 3 | Комбинированный урок | Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. | § 11 | | |
34-36 | Передвижение веществ в организме. | 3 | Комбинированный урок | Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови). | § 12 | | |
37 | Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». | 1 | Практикум | Перенос веществ в организме. | § 12 стр. 83 | | |
38-41 | Выделение. | 4 | Комбинированный урок | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. | § 13-14 | | |
42 | Опорные системы | 1 | Урок изучения нового материала | Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. | § 15 | | |
43 | Лабораторная работа. «Разнообразие опорных систем животных». | 1 | Практикум | Опорные системы животных. | § 15 стр. 102 | | |
44 | Движение. Лабораторная работа «Движение инфузории туфельки». | 1 | Комбинированный урок | Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. | § 16 | | |
45 | Движение. Лабораторная работа «Перемещение дождевого червя». | 1 | Комбинированный урок | Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. | § 16 стр. 113 | | |
46-49 | Регуляция процессов жизнедеятельности. | 4 | Комбинированный урок | Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. | § 17 | | |
50 | Тестирование по теме «Регуляция процессов жизнедеятельности.» | 1 | Тесты. | Определения терминов «раздражимость», «рефлекс», «инстинкт»;роль эндокринной системы. | § 17 стр. 126 | | |
51-53 | Размножение | 3 | Комбинированный урок | Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. | § 18 | | |
54 | Практическая работа «Вегетативное размножение комнатных растений» | 1 | Практикум | Вегетативное размножение комнатных растений | § 18 стр. 132 | | |
55-57 | Рост и развитие | 3 | Комбинированный урок | Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. | § 19-22 | | |
58 | Лабораторная работа «Прямое и непрямое развитие насекомых» (на коллекционном материале). | 1 | Практикум | Прямое и непрямое развитие насекомых | § 23 | | |
59 | Обобщающее повторение по теме «Жизнедеятельность организмов» | 1 | Систематизация, обобщение и закрепление знаний | Жизнедеятельность организмов | | | |
Раздел 3.Организм и среда. 4 (часа) |
60-61 | Среда обитания. Факторы среды | 2 | Комбинированный урок | Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов. | § 24 | | |
62-63 | Природные сообщества | 2 | Комбинированный урок | Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. | § 25-26 | | |
64 | Обобщающее повторение по теме «Организмы и среда. Природные сообщества» | 1 | Систематизация, обобщение и закрепление знаний | Организмы и среда. Природные сообщества | | | |
65 | Экскурсия «Природное сообщество леса» | 1 | | | | | |
66 | Экскурсия «Природное сообщество пруда» | 1 | | | | | |
67 | Экскурсия «Природное сообщество луга» | 1 | | | | | |
68 | Реферат – Презентация « Природное сообщество» | 1 | Практикум | | | | |
69 | Итоговая контрольная работа | 1 | Тесты | | | | |
70 | Анализ итоговой контрольной работы. Основные понятия курса | 1 | | | | | |