Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе музыкальной деятельности в творческом коллективе
Универсальные учебные действия (УУД)
- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, организации учебного процесса, определяемому как «умение учиться»
Критерии выделения УУД
- Структурные компоненты целенаправленной учебной деятельности
- Этапы процесса усвоения
- Форма реализации учебной деятельности – совместная деятельность с учителем и сверстником или самостоятельная деятельность
Виды УУД
Личностные УУД
Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию
учащихся и ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях и включают в свой состав
три вида действий:
- Личностное, профессиональное, жизненное
самоопределение .
- Действие смыслообразования , то есть установление
учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
- Действие нравственно-этического оценивания
усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
Познавательные УУД
Обеспечивают поиск и выделение необходимой информации, ее сравнение, установку причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование
Познавательные УУД включают:
- Общеучебные УУД
- Логические УУД
- Действия постановки
и решения проблем
Регулятивные УУД
Обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относят:
- Целеполагание
- Планирование
- Прогнозирование
- Контроль
- Коррекция
- Оценка
- Саморегуляция
Коммуникативные УУД
Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Виды коммуникативных УУД:
сотрудничества с учителем и
сверстниками
- Постановка вопросов
- Разрешение возникающих конфликтов
- Управление поведением партнера
- Умение выражать свои мысли
Формирование личностных УУД
УУД
Виды деятельности
- Формирование основ гражданской идентичности личности
2. Формирование адекватной позитивной самооценки
Способы деятельности
- Создавать музыкальные композиции патриотической направленности.
- Принимать участие в мероприятиях воспитательного характера гражданско-патриотической направленности.
- Иметь представление о праздниках народов России и их традициях
3. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности
- Интонационно и осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей сольно и в ансамбле,.
- Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одногруппников.
- Обращение к личному опыту детей через авторское творчество.
- Осознание своего «Я» как гражданина России
- Сравнение ребенком своих достижений «вчера и сегодня», выработка самооценки
- Выполнять творческие задания:, сочинять мелодии и тексты
- Участвовать в концертно-исполнительской деятельности
- Формировать исполнительский репертуар.
4. Ценностно-
нравственная
ориентация
- Формирование смыслов учебной деятельности ребенка через развитие его творческого потенциала в игровой музыкальной деятельности:
- Понравилось ли тебе твое выступление?
- Что изменилось в твоем выступлении?
- Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России
- Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их.
5. Развитие эмпатии и сопереживания
2 Сравнение ребенком своих достижений и достижений одногруппников..
- восприятие музыки
- работа по развитию вокальных навыков
- инструментальное музицирование
- Знание о народах и этнических группах России.
- Уважение и принятие других народов России
- Формирование чувства гордости за Родину
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
6.Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств
- Метод эмоционального воздействия через яркое образное слово, мимику, жесты педагога
- Побуждение к сопереживанию
- Подбор эмоциональных эпитетов к музыке, различных жанров..
- Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, музицировании
- Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы
Освоение общекультурного наследия России
Результаты формирования личностных УУД
- Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в
эмоционально-ценностном отношении к искусству.
- Формирование личностного смысла постижения искусства .
- Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
- Приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в
современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-
творческих возможностей.
- Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и
реализация творческого потенциала в процессе коллективного
(индивидуального) музицирования.
- Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных.
- Развитие духовно-нравственных и этических чувств.
Формирование познавательных УУД
УУД
1. Самостоятельное формулирование познавательной цели
Виды деятельности
Способы деятельности
- Исследовать и выявлять общность истоков и особенности музыки различных жанров
2. Поиск и выделение
необходимой
информации
Определять цель учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно, искать средства её осуществления через:
- Наблюдение за музыкой в жизни человека
- Выявлять сходство и различия разноножанровых музыкальных образов
- Формировать собственный исполнительский репертуар, используя Интернет-источники и др. информационные ресурсы.
3. Знаково-
символическое
моделирование
4. Анализ объектов с целью выделения признаков
- Распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа
- Распознавание культурных отношений с другими явлениями
Умение работать с информацией через::
- Знакомиться с элементами аппликатуры (обозначения пальцев, струн, ладов, аккордов и т.д.)
- Моделировать в графическом рисунке особенности различных видов аккомпанемента и аккордов.
- Исполнять песни с ориентацией на аккордовую систему обозначений и табулатуру
5. Синтез как составление целого из частей
- Выявлять выразительные и особенности музыкальных композиций и песен разных жанров
- Сопоставлять различные виды аккомпанемента
- Определять особенности строения и исполнения аккордов разных видов
Знаково-символическое моделирование нотного текста через:
- сравнение конкретно-чувственных и иных данных Sанализ и синтез
- сериацию - упорядочение объектов по выделенному основанию
- классификацию
- обобщение
- установление аналогий
Анализ (расчленение целого на части) - процесс мысленного или фактического познания музыкального произведения в виде разъединения его цельного содержания на составные части
- Находить сходство и различия русских и зарубежных произведений одного жанра
- Выявлять особенности разножанровых музыкальных композиций.
6. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
- декодирование/считывание
- умение использовать наглядные модели
- построение модели и работа с ней
Синтез (составление целого из частей) - объединение элементов музыкального языка в единое целое; рассмотрение связей произведения с многообразными историко-стилистическими свойствами и чертами
- Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке
- Узнавать по звучанию различные виды музыки из произведений программы
- Подбирать аккомпанемент по слуху
Сериация (упорядочение объектов по выделенному основанию) и классификация (отнесение предмета к группе на основе заданного признака):
- Узнавать по звучанию различные виды и жанры музыки, группы инструментов, и т.д.
- Установление аналогий: подбор различных видов аккомпанемента на заданную тему
Результаты формирования познавательных УУД
- Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в
учебной и внеурочной деятельности.
- Ориентированность в культурном многообразии окружающей
действительности, участие в жизни микро - и макросоциума .
- Овладение способностью к реализации собственных
творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера .
- Применение знаково-символических и речевых средств для
решения коммуникативных и познавательных задач.
- Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез,
обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.
Формирование регулятивных УУД
УУД
Виды деятельности
1.Планирование деятельности
Способы деятельности
- Составлять программу концерта, музыкального мероприятия, и участвовать в их проведении
- Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера
- Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений
2. Коррекция
- Корректировать собственное исполнение
Способность к планированию своей деятельности:
3. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном и оценка
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность S преодоление импульсивности, непроизвольности
- умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого
Сравнение вариантов своего исполнения, вычленение и оценка удачных и неудачных фрагментов, выяснение причин неудачи на основе конкретной самооценки, предоставление ребенку возможности осуществлять равнодостойные выборы, сравнение исполнительских трактовок через серию вопросов:
- Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одногруппников
- Оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии при исполнении музыкальных произведений
- Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России
- Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы
- Понравилось ли тебе свое исполнение, почему?
- Что изменилось в твоем исполнении?
- Чтобы ты хотел изменить, почему?
Оценивание музыкально-творческой деятельности:
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности,
- включая осуществление предвосхищающего контроля в
- сотрудничестве с учителем и сверстниками
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки
- умение различать объективную трудность задачи и субъективную
- сложность
- умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль
- умение планировать работу до ее начала
- адекватность и дифференцированность самооценки
Результаты формирования регулятивных
УУД
- Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий.
- Понимание их успешности или причин неуспешности.
- Умение корректировать свои действия.
Формирование коммуникативных УУД
УУД
Виды деятельности
1. Планирование учебного сотрудничества - определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Способы деятельности
- Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при ансамблевом музицировании
- Общаться и взаимодействовать в процессе творческой деятельности
- Разыгрывать песни по партиям, участвовать в коллективных мероприятиях воспитательного характера
- Участвовать в сценическом воплощении музыкальных номеров
2. Владение монологической и диалогической формами речи, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- Применять словарь эмоций для характеристики музыки в процессе творческой деятельности
- Рассуждать о значении аппликатурной системы обозначений
- Выступать с сообщениями о ведущих представителях отечественной авторской песни, рок-музыки и др., характере и средствах выразительности разножанровых репертуарных песен .
- Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы
- Обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы
- Взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности
- Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания
- Планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы)
- Рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы)
- Формирование потребности поделиться со взрослыми и сверстниками своими музыкальными впечатлениями, диалоговые формы работы, эмоционально позитивное отношение к процессу общения на уроке, создание ситуации успеха
- Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения для определения своего отношение к музыке, раскрытие смысла музыкального произведения, оформление своих мыслей в устной и письменной речи
Результаты формирования коммуникативных УУД
- Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
- Умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Заключение
Универсальные учебные действия носят надпредметный, метапредметный характер, реализуют
целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Спасибо за внимание!