Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) в содержательном разделе предполагает наличие программы развития универсальных учебных действий, включающей формирование компетенций обучающихся в области использования учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой ведущих российских психологов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. на основе системно-деятельностного подхода, основные принципы которого описаны в трудах Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова. В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Один из способов решения этой проблемы – использование учебной исследовательской деятельности учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности. Исследование – один из интерактивных методов обучения, способствующий формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащегося в учении, развивающий общеучебные (метапредметные) умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся. На современном этапе развития образования методику исследовательской деятельности детально исследовали отечественные авторы: методисты И.Л. Бим, Т.Е Сахарова, О.М Моисеева, психолог И. А. Зимняя, доктор педагогических наук Е.С. Полат, а также зарубежные ученые Д.Л. Фрид-Бут, Т.Хатчинсон, Д. Филлипс и др.
Исследовательская деятельность является составной частью учебного процесса, позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в поиск, анализ, обобщение и последующую дискуссию, тем самым организовать активную коммуникативную деятельность учащихся на уроке и после него, стимулировать их самостоятельную работу.
Как известно, в составе универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
Активное включение учащихся в создание исследовательской работы дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, предоставляет прекрасную возможность для формирования УУД.
При организации исследовательской деятельности необходимо учесть следующие моменты:
тема исследования должна быть на самом деле интересна для обучающегося и совпадать с кругом интересов учителя;
необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно;
организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и обучающегося друг перед другом и взаимопомощи;
раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое обучающемуся, а уже потом науке.
Для успешного осуществления исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими УУД:
постановкой проблемы и аргументированием ее актуальности;
формулировкой гипотезы исследования и раскрытием замысла — сущности будущей деятельности;
планированием исследовательских работ и выбором необходимого инструментария;
собственно проведением исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
оформлением результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
представлением результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
В качестве рекомендаций по успешному обучению школьников исследованию можно предложить следующие:
1. Выбрать вместе с обучающимися как можно более конкретную тему исследования, суть которой хорошо понятна.
2. Прежде чем приступать к исследованию, предложить обучающимся ознакомиться со специальной литературой по теме.
3. Уточнить терминологию, которую обучающимся предстоит использовать, так как один и тот же термин может пониматься разными исследователями по-разному. При использовании терминов, имеющих неоднозначную трактовку, необходимо сделать ссылки на источник, которым исследователь пользуется.
4. Предложить обучающимся попробовать исследовать проблему разными способами и сопоставить полученные данные.
5. Собранный исследовательский материал не должен носить случайный или эпизодический характер, так как основанием для выводов могут служить только те данные, которые подтверждены неоднократно и (или) получены посредством различных методов исследования.
6. При оформлении исследовательских наработок научить обучающихся составлять список использованных источников, которые помогли ему при решении исследовательских задач.
Необходимо подчеркнуть, что учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное здесь - не овладение новыми фактами, а научение алгоритму проведения исследования.
Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм ее организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:
урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об ученых, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок «открытых мыслей»;
учебный эксперимент, позволяющий организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
исследовательская практика обучающихся;
образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с ученическими научно-исследовательскими обществами других школ;
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Одной из интересных исследовательских работ по английскому языку в 7 классе в 2015-2016 учебном году стала работа, подготовленная группой учащихся (Илендеева Д., Осипов И., Спиридонова Д., Тимошенко Д.), «Ecological Security», защита которой была успешна проведена на Городском конкурсе исследовательских работ. Участники группы были награждены Дипломом I степени, чем подтвердили как актуальность, так и практическую значимость исследования.
Надо отметить, что тема экологии и её сохранности рассматривается в учебном курсе английского языка УМК «Sportlight» с 6 класса и присутствует практически в каждом учебнике в последующие годы. Ученики понимают значимость и важность решения экологических проблем. Однако, исследователи поставили основными задачами необходимость доказать глобальный характер экологической безопасности, определить наиболее актуальные виды экологического загрязнения и коллапса, получить новую информацию о существовании и практической деятельности международных природоохранных организаций.
Наконец, ходе исследовательской работы представлялось актуальным разработать практический алгоритм экологической безопасности для каждого жителя города, а также определить возможные меры борьбы с мусором и отходам как наиболее опасными видами загрязнения окружающей городской среды.
Проведённое во время исследовательской работы анонимное анкетирование учащихся 7 - 8 классов Городской гимназии показал, что думают ученики о проблемах экологии в г. Димитровграде. Анализ данных опроса выделил конкретные способы сохранения и улучшения экологического состояния в городе и в его ближайшем окружении.
Необходимо подчеркнуть, что участники данного исследования освоили новую тематическую лексику на английском языке, научились находить, анализировать и систематизировать разнообразную информацию на русском и английском языках в специализированной литературе и Интернет-ресурсах, систематически общались на сайтах природоохранных организаций с учащимися разных образовательных учреждений, а также с учёными-экологами, расширяя индивидуальный лексический запас и круг знаний по исследуемой теме.
Рассмотрим подробнее все этапы исследовательской деятельности на примере данной работы.
Первый этап: Подготовка к исследвательской деятельности (мотивационный этап)
На этом этапе совместно с педагогом были определены тема исследования «Экологическая безопасность», обсуждены цели и задачи исследовательской работы. Учащиеся с увлечением обсуждали содержание и характер исследования, его проблематику и определили гипотезу: экологические проблемы могут быть преодолены при детальном изучении и разработке конкретных практических рекомендаций.
На этом этапе происходило формирование таких универсальных учебных действий как:
1. Познавательные УУД – понимание актуальности выбранной темы, формулирование проблемы, самостоятельный поиск способов решения проблемы.
2. Коммуникативные УУД – умение вести диалог, высказывать свои мысли, слушать мнение других.
3. Регулятивные УУД – определять и формулировать цель и задачи своей деятельности.
4. Личностные УУД – развитие познавательных интересов, установка на общественно - полезную деятельность.
Второй этап: Организационно-подготовительный
На данном этапе были сформированы группы участников, распределены обязанности с учётом склонности к логическим рассуждениям, формированию выводов и оформлению результатов исследовательской деятельности (создание цифровой презентации, оформление реферативной части и доклада для публичного выступления).
Были также сформулированы конкретные задачи, разработан план действий, установлены критерии оценки результата исследовательской работы:
- чёткая структура (вступление, основная теоретическая часть, практические рекомендации на основе опроса, заключение, список используемых ресурсов и возможное приложение),
- соответствие содержания основной части исследования теме и целям,
- грамотное использование разнообразных источников и всесторонее знакомство с современным состоянием проблемы экологии в мире, стране и городе,
- эрудиция авторов исследования в вопросах загрязнения окружающей среды и экологической безопасности, а также использование различных точек зрения по теме работы, в том числе и своих собственных,
- обязательная разработка и проведение анкетирования по вопросам «Какие наиболее актуальные проблемы экологии в нашем городе» и «Что нужно делать жителям, чтобы улучшить экологию города?»,
- логика и грамотность оформления презентации и доклада для публичного выступления.
Третий этап. Поиск информации
(информационно-операционный этап).
Итак, подойдя к третьему этапу обучающиеся уже чётко могли не только сформулировать проблему исследования «Какие меры должны быть предприняты в совсеменном мире, чтобы избежать экологической катастрофы», но и систематизировать весь изученный материал по теме «Экологическая безопасность», а на основании проанализированного опроса составить и задокументировать практические рекомендации учащихся 7 – 8 классов гимназии, которыми оказались:
- обратиться к Администрации города с требованиями своевременного и рационального вывоза мусора с городской территории с последующей экологически чистой переработкой,
- не допускать разбрасывания любого мусора в черте города и на прилегающих территориях около водоёмов и пригородных садовых участков,
- пропогандировать экологическую культуру поведения, в том числе при распределении мусора на стеклянные, пластиковые и металлические отходы.
Практическая исследовательская работа - это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап.
Учащиеся следовали чётко разработанному плану, искали и обрабатывали новый материал по проблематике исследования, а затем обменивались найденной информацией, обсуждали её новизну, актуальность и практическую значимость.
Так в процессе дискуссии были отобраны 4 основные экологические проблемы, решение которых, по мнению участников исследования, является наиболее актуальным в настоящее время:
- загрязнение воздуха,
- загрязнение воды,
- проблемы с лесными массивами,
- проблемы с бытовым мусором и производственными отходами.
После детального анализа и систематизации полученного в ходе исследования материала, учащиеся отдельно выделили проблему изменения климата и глобального потепления, рассмотрев основные причины этих экологических трудностей - «парниковый эффект» и кислотные осадки.
Обсудив эти явления, участники проекта сформулировали ценные рекомендации, которые способны значительно сократить их отрицательный эффект на экологию в целом. Например:
Turn off lights, computers, and other appliances when you're not using them.
Use energy-efficient appliances: lighting, air conditioners, heaters, refrigerators, washing machines, etc. For more information, see EPA’s ENERGY STAR Program.
Only use electric appliances when you need them.
Keep your thermostat at 68°F in the winter and 72°F in the summer. You can turn it even lower in the winter and higher in the summer when you are away from home.
Insulate your home as best you can.
Carpool, use public transportation, or better yet, walk or bicycle whenever possible
Buy vehicles with low NOx emissions, and properly maintain your vehicle.
Be well informed.
Следует особо отметить, что именно на этом практическом этапе исследования совершенствуются такие универсальных учебные действия как:
1. Познавательные УУД - умение определять последовательность промежуточных целей, составлять план и планировать последовательность действий, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, умение структурировать полученную информацию: анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение.
2. Коммуникативные УУД – адекватное использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия, умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
3. Регулятивные УУД – осуществление последовательных действий с целью сохранения целеполагания, прогнозирование возможных результатов и коррекция исследовательской деятельности – внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата и его реального продукта.
4. Личностные УУД – формирование мотивационной основы, умение делать выбор.
Четвертый этап. Презентация результатов исследования
(рефлексивно-оценочный этап)
На данном этапе участники исследования представили одноклассникам, а затем членам жюри Городского конкурса отработанный и оформленный материал на английском языке (письменный реферативный материал, устный доклад и цифровая презентация), который получил коллективное обсуждение и содержательную оценку. Кроме того, полученные в ходе исследования результаты и сам процесс работы получили устную самооценку и самоанализ.
На этом заключительном этапе формировались следующие УУД:
Познавательные УУД - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД - умение принимать и сохранять цель работы, прогнозировать свою деятельность.
Коммуникативные УУД- критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Личностные УУД –освоение личностного смысла работы над проектом
Отдельно рассмотрим этап презентации полученных результатов исследования в ходе устного публичного выступления с использованием оформленной презентации и дополнительного раздаточного материала.
На этом этапе происходило формирование следующих универсальных учебных действий:
1. Познавательные УУД- умение строить логическое рассуждение, делать выводы, строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с нормами иностранного языка.
2. Регулятивные УУД – умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, оценка (выделение и осознание) учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, самооценивание качества и уровня усвоения материала.
3. Коммуникативные УУД- умение вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс во время полемики.
4. Личностные УУД - способность выразить результаты исследовательской работы через свой доклад, умение уверенно держаться во время выступления, формирование эстетических чувств.
Участники исследования разработали в качестве дополнительного раздаточного материала анкеты на английском языке «Are you a green person», ответы на вопросы которой наглядно демонстрировали индивидуальное отношение публики к проблеме экологической культуры и безопасности.
Проделанная исследовательская и организационная работа показала, что применение исследовательской технологии на уроке и во внеурочной деятельности способствует формированию и развитию всех УУД учащихся, их умению самостоятельно конструировать полученные знания, ориентироваться в исследуемом информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления.
Список использованной литературы
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников.-pedsovet.org
Румянцева Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно- исследовательской деятельности младших школьников.- pedsovet.org
4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204 5. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51.