КГКП «КОЛЛЕДЖ БИЗНЕСА И СЕРВИСА»
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
По предмету: «Производственное обучение»
Специальность: 0508000 «Организация питания»
ПМ 03 «Формы сворачивания салфеток»
Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК специальных дисциплин протокол №________ от «___» _____________2019г. Зав.ПЦК: _______ А.Мануйлова | Составила: мастер производственного обучения Рсалиева А.А. |
Методист __________
Пояснительная записка
Методическое пособие по профессиональному модулю ПМ 03 «Подготовка обеденного зала к обслуживанию» создан для работы на занятиях, для подготовки студентов 2 курса к текущему и промежуточному контролю по профессиональному модулю. Методическое пособие включает в себя совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в программу профессионального модуля ПМ 03 Подготовка обеденного зала к обслуживанию».
Целью изучения профессионального модуля ПМ 03 «Подготовка обеденного зала к обслуживанию» является получение студентами знаний о принципах работы официанта, правилах расстановки мебели, накрытие столов скатертями, техники сервировки столов тарелками, приборами, стеклянной посудой, сервировки столов.
Задача профессионального модуля – изучение характеристики основных методов и форм подготовки обеденного зала к обслуживанию, сервировки столов.
В результате изучения профессионального модуля студенты должны:
ЗНАТЬ:
- Виды, типы и классы организаций общественного питания;
- Правила личной подготовки официанта к обслуживанию;
- Виды, правила, последовательность и технику сервировки столов;
- Способы расстановки мебели в торговом зале;
- Правила подготовки торгового зала, столового белья, посуды и приборов к работе;
УМЕТЬ:
- Подготавливать зал для обслуживания;
-Подготовить посуду, приборы для сервировки стола;
-Сервировать стол к завтраку, обеду, ужину;
- Соблюдать правила поведения в коллективе;
- Соблюдать личную гигиену.
Квалификационная характеристика составлена в соответствии с действующим Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (выпуск 51, раздел “Общественное питание”, 2013 г.).
Основные способы (критерии) оценивания результативности студентов:
-психолого-педагогический анализ наблюдений деятельности студентов;
-рейтинговые оценки;
-выполнение заданий;
-защита проектов.
Приемы складывания салфеток.
Салфетка - обязательный предмет сервировки стола. Красиво сложенные салфетки придают атмосфере торгового зала торжественность, элегантность, изысканность. Салфетка должна быть хорошо отглажена, подкрахмалена и красиво сложена. Наиболее удобна в пользовании полумягкая салфетка. В зависимости от характера обслуживания салфетки складывают разными способами, учитывая при этом, салфетки должны удобно разворачиваться и в развернутом виде не должны выглядеть мятыми.
Полотняную салфетку кладут на основную тарелку. Возможно, размещение салфетки на пирожковой тарелке или непосредственно на скатерти.
При сервировке стола к завтраку или обеду используют как правило, просто сложенные салфетки, а для сервировки в вечернее время или торжественных случаях применяют более сложные формы складывания салфеток.
При массовом обслуживании сервировку стола иногда оформляют бумажными салфетками. Каждую салфетку красиво складывают и по 10-12 штук помещают в специальные подставки (салфетницы), которые ставят на стол из расчета одна салфетница на 4-6 человек. Не следует, бумажные салфетки разрезать на части и затем складывать в салфетницы.
Приемы складывания салфеток
Веер
| | |
| Исходная форма салфетка сложена пополам лицевой стороной наружу (сгиб сверху). | Три четверти ее длины соберите в «гармошку», загибая первую складку вниз. |
| | |
Одну четверть оставьте для ножки | Сложите полученную фигуру пополам, чтобы складки оказались снаружи с левой стороны, а не сложенная часть справа. | Сложите не сложенную часть салфетки по диагонали, чтобы получилась «подставка». После этого подоткните «подставку» между складками и поставьте салфетку на стол. |
Тиара и лилия
| | |
Исходно салфетка сложена по диагонали (сгиб внизу) | Совместите два боковых угла с верхним. | Сложите салфетку так, чтобы нижний угол оставался на 1 дюйм (2,5см) ниже верхнего. |
| | |
Верхний угол отогните вниз до сгиба. | Боковые стороны загните назад | Вставьте одну в другую, чтобы в основании образовался круг. |
Пирамида
| | |
Согните салфетку по диагонали пополам, у вас должен получиться треугольник. | Теперь углы салфетки подогните так, чтобы их концы совпали с вершиной треугольника. | Переверните получившийся из салфетки ромб на нижнюю сторону и снова согните треугольником. |
| Теперь образовавшийся маленький треугольник сложите пополам так, чтобы углы салфетки были спрятаны внутрь, а раскрывшийся сгиб был виден с наружной стороны | |
Арка ворот
| | |
Исходная форма салфетка сложена по диагонали. | Два боковых угла совместите с вершиной треугольника. | Сложите фигуру по горизонтальной оси, подвернув нижний угол вниз. |
| | |
Боковые углы загните вперед. | Теперь «арка ворот» обрела свою форму. | |
Сердце
| | |
Исходная форма салфетка сложена по диагонали. | Подверните вершину треугольника угол вниз. | уголки подогните внутрь, чтобы сформировать округлости |
| | |
Загните оба угла вверх | | |
Рыбка
| | |
Исходная форма салфетка сложена по диагонали (сгиб вверху). | Нижний угол загните вверх. | Правый выступающий угол загните вниз. |
| | |
Так же загните и левый угол. | Левую сторону загните к средней вертикальной линии фигуры. | Так же загните и правую сторону. |
| | |
Переверните фигуру и украсьте ее небольшой ракушкой. | | |
Рубашка
| | |
Исходная форма салфетка сложена по диагонали. | Отогните вверх небольшую полоску ткани в основании треугольника и переверните салфетку лицевой стороной от себя. | Переверните салфетку |
| | |
Правый угол загните влево вниз, левый угол вправо вниз. | Расправьте уголки строго симметрично и отогните нижний край назад. «Рубашку» можно украсить бантиком или конфеткой. | |
Эверест
| | |
Исходная форма салфетка сложена пополам по горизонтали (сгиб сверху). | Верхние углы по диагонали сложите к середине. | Боковые стороны треугольника совместите, чтобы их острые углы оказались внизу. |
| | |
Переверните фигуру и подогните концы, которые станут для нее опорой. | Согните по вертикальной оси складками внутрь. | Поставьте салфетку вертикально. |
Мегафон
| | |
Исходная форма салфетка сложена пополам. | Повторно сложите салфетку в том же направлении | Обе стороны узкого прямоугольника симметрично загните вниз. |
| | |
Фигуру поверните лицевой стороной от себя и из концов скрутите «кулечки» | «Кулечки» соедините друг с другом. | |
Шапка епископа
| | |
| Исходная форма салфетка сложена пополам (сгиб внизу). | Верхний левый и нижний правый углы сложите по диагонали к середине. Салфетку переверните так, чтобы верхний правый угол оказался внизу слева. |
| | |
Переверните салфетку | Сложите фигуру по горизонтальной оси пополам, | Освободив левые треугольники. |
| | |
Правую сторону фигуры загните влево и подложите под левый треугольник | И, наконец, салфетку переверните и подложите левую сторону под правый треугольник. | Закрепите углы. |
Шлейф
| | |
Салфетку сложите по диагонали. | Совместите левый и правый углы треугольника с его вершиной. | Сложите фигуру относительно горизонтальной оси пополам. |
| | |
Правый угол соедините с левым сзади салфетки и заложите один в другой | Фигуру поверните. Смотрящие вверх острые углы оттяните соответственно вправо и влево. Поставьте салфетку вертикально. | |
Башмачок эльфа
| | |
Исходная форма | Сверните салфетку сторонами к середине, | и вдвое, чтобы не было видно краёв. |
| | |
Одну сторону получившегося длинного прямоугольника отогните вниз под прямым углом, повторите то же самое с другой стороны, так, чтобы свободные концы были одинаковой длины. | Совместите стороны с центральной линией | и сложите конструкцию вдвое. |
| | |
Один край салфетки отогните вверх, | А из другого сформируйте пятку башмака, спрятав его за отворотом. | |
Джонка
| | |
Исходная форма салфетка сложена пополам (сгиб справа). | Прямоугольник сложите еще раз пополам. | Нижнюю половину согните по диагонали вверх |
| | |
Левый угол загните вперед. Правый угол так же загните вперед. | Оба выступающих угла подогните назад Сложите салфетку по продольной оси назад. | Придерживая рукой отогнутые углы, выдергиваем по очереди края салфетки «паруса». |
Литература:
Г.П. Станкович, К.Г. Дунцова. Справочник молодого официанта. Москва «Высшая школа», 1989. В. Барановский. Профессия – официант-бармен. Интерпресссервис. Х.Ридель. Бары и рестораны. Техники обслуживания. – Ростов н/Д: Феникс,2002 А.Л.Подгайская. Азбука хорошего тона. – Минск,Выш.шк., 1994. Б.А. Крымская, В.В. Балашов Справочник официанта. – М.: Экономика, 1986. – 192с. Обслуживание на предприятиях общественного питания: Учебное пособие для колледжей, профессионально-технических училищ/ Авт.-сост. Л.А. Радченко (Сер. «Учебники XXI века). – Ростов н/Д: Феникс, 2001. 384 с. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий
рабочих (выпуск 51) 13.05.2013 г.
Приложение 1
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий
рабочих (выпуск 51)
230. Официант
Параграф 1. Официант, 3-й разряд
916.Характеристика работ:
обслуживание посетителей в предприятиях с простой и средней сложности сервировкой столов и несложным ассортиментом блюд по предварительно оплаченным путевкам, чекам, талонам и за наличные деньги без оформления и предъявления посетителям счетов или без оформления денег на контрольно-кассовом аппарате: диетических столовых при санаториях, пансионатах, профилакториях, турбазах и домах отдыха, ресторанах на экскурсионных судах, вагон-ресторанах и туристско-экскурсионных поездах, ресторанах, реализующих скомплектованные рационы питания и другие;
прием предварительных заказов на горячие блюда и обслуживание пассажиров непосредственно в вагонах;
разносная торговля в залах ресторанов, кафе, баров кондитерскими изделиями, сувенирами, цветами и другими товарами;
в пассажирских вагонах: горячими первыми и вторыми блюдами, молочно-кислой продукцией, кулинарными и кондитерскими изделиями, сувенирами, дорожными наборами, безалкогольными напитками, хлебобулочными изделиями;
накрытие и предварительная сервировка столов;
замена скатертей и салфеток по мере их загрязнения;
уборка столов;
сдача использованной посуды, приборов, столового белья, наличных денег, чеков, талонов, нереализованной продукции и товаров.
917. Должен знать:
правила сервировки столов и обслуживания при реализации по предварительно оплаченным путевкам, чекам, талонам;
краткую кулинарную характеристику, очередность и температуру подачи блюд;
цены на реализуемую кулинарную продукцию, кондитерские изделия и продаваемые товары;
виды, назначение и требования к используемой столовой посуде, приборам, белью, порядок их получения и сдачи;
правила эксплуатации применяемого оборудования и инвентаря;
порядок расчета с посетителями, сдачи наличных денег, чеков, талонов.
Параграф 2. Официант, 4-й разряд
918. Характеристика работ:
обслуживание посетителей в предприятиях со сложной сервировкой столов: ресторанах, кафе, барах второй и первой категорий с приемом заказов от посетителей, оформлением и предъявлением им счетов;
обслуживание в предприятиях общественного питания, учреждениях, на дому, заводах по заказам организаций, отдельных лиц и групп торжеств: свадеб, юбилейных дат, товарищеских встреч, семейных обедов, вечеров отдыха, тематических вечеров, балов, дегустаций блюд национальных кухонь и другие;
оказание посетителям помощи в выборе блюд и напитков и подача их на столы или в номер;
расчет с посетителями согласно счету.
919. Должен знать:
виды обслуживания посетителей и сервировок столов в ресторанах, кафе и барах второй и первой категорий с включением в меню заказных и фирменных блюд, напитков и кондитерских изделий;
виды и правила сервировки столов и обслуживания различных торжеств, мероприятий по заказам организаций, отдельных лиц или групп;
ассортимент, нормы выхода, подробную кулинарную характеристику, правила подачи и цены на реализуемые блюда, изделия и напитки;
порядок оформления счетов и расчета по ним посетителей;
правила эксплуатации контрольно-кассовых аппаратов.
Параграф 3. Официант, 5-й разряд
920. Характеристика работ:
обслуживание посетителей с особо сложной сервировкой столов, отражающей национальные особенности и тематическую направленность предприятий: загородных, национальных и тематических ресторанов, кафе, баров высшей категории и люкс;
обслуживание торжественных и официальных приемов, совещаний, конференций, переговоров, съездов;
обслуживание иностранных туристов;
подача некоторых фирменных блюд и напитков с проведением заключительных операций перед клиентом, заказавшим эти блюда;
подача при обслуживании влажных горячих салфеток.
921. Должен знать:
виды и правила сервировки столов, отражающие национальные особенности и тематическую направленность предприятия;
формы и правила обслуживания иностранных туристов на торжественных и официальных приемах, совещаниях, конференциях, переговорах, съездах;
соответствие ассортимента вин и винно-водочных изделий характеру и очередности подаваемых блюд;
особенности питания иностранных туристов;
формы организации труда официантов (индивидуальная, бригадно-звеньевая, бригадная);
иностранный язык в объеме необходимом для общения с посетителями.
Приложение 2
Типовая инструкция по охране труда для официанта
1. Общие требования безопасности
1.1. На основании настоящей типовой инструкции разрабатывается инструкция по охране труда для официанта с учетом условий его работы в конкретной организации.
1.2. На официанта могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенное значение напряжения в электрической цепи; недостаточная освещенность рабочей зоны; острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей инструмента, инвентаря, посуды, приборов; физические перегрузки; нервно-психические перегрузки).
1.3. Официант извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.
1.4. Официанту следует:
оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;
перед началом работы мыть руки с мылом, надевать чистую форменную одежду;
работать в чистой форменной одежде, менять ее по мере загрязнения;
после посещения туалета мыть руки с мылом;
не принимать пищу на рабочем месте.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Проверить оснащенность рабочего места необходимым для работы оборудованием, инвентарем, приспособлениями и инструментом.
2.2. Подготовить рабочее место для безопасной работы:
осмотреть рабочую зону и обеспечить наличие свободных проходов в обеденном зале и возле раздачи;
проверить устойчивость контрольно-кассовой машины;
проверить исправность тележки для официантов, подносов;
удобно и устойчиво разместить запасы посуды, инструмент, приспособления на рабочем столе, подставке, передвижной тележке в соответствии с частотой использования и расходования.
2.3. Проверить внешним осмотром:
достаточность освещения рабочей зоны;
отсутствие слепящего действия света возле контрольно-кассовой машины;
исправность розетки, кабеля (шнура) электропитания, вилки, надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств оборудования;
отсутствие внешних повреждений льдогенератора;
состояние поверхности пола на всем рабочем маршруте (отсутствие выбоин, неровностей, скользкости). При наличии скользкости пола потребовать его уборки;
целостность фарфоро-фаянсовой и стеклянной посуды;
наличие и надежность заземляющих соединений (отсутствие обрывов, прочность контакта между корпусом контрольно-кассовой машины и заземляющим проводом). Не приступать к работе при отсутствии или ненадежности заземления;
отсутствие посторонних предметов вокруг оборудования.
2.4. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
2.5. При эксплуатации контрольно-кассовой машины соблюдать требования безопасности, изложенные в типовой инструкции по охране труда для кассира зала.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.
3.2. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.
3.3. Применять необходимые для безопасной работы исправные оборудование, инструмент, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
3.4. Соблюдать правила перемещения в помещении, пользоваться только установленными проходами.
3.5. Требовать своевременной уборки пола на всем рабочем маршруте.
3.6. Не загромождать проходы между столами, пути эвакуации и другие проходы инвентарем, излишними запасами готовых блюд, кулинарной продукции.
3.7. Пользоваться при откупоривании бутылок специально предназначенным инструментом (пробочником, штопором, консервным ножом и т.п.). Не производить эти работы случайными предметами или инструментом с заусенцами. Открывая бутылки с газированными винами, накрывать салфеткой горлышко бутылки,
3.8. Устанавливать блюда на поднос или в тележку в один ряд. Подавать десерт, мелкие (штучные) заказы и т.п. на облегченных подносах.
3.9. Не переносить в руках ножи и вилки.
3.10. Соблюдать осторожность при получении и подаче блюд, движении с ними в дверях и проходах.
3.11. Содержать свое рабочее место в чистоте, не загромождать его посудой и готовыми блюдами, при обнаружении столовой и стеклянной посуды со сколами и трещинами немедленно изымать ее из пользования.
3.12. Передвигать тележку для официантов в направлении "от себя".
3.13. При эксплуатации контрольно-кассового оборудования соблюдать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной документации завода-изготовителя.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении поломки оборудования: прекратить его эксплуатацию, а также подачу к нему электроэнергии; доложить о принятых мерах непосредственному руководителю (работнику, ответственному за безопасную эксплуатацию оборудования) и действовать в соответствии с полученными указаниями.
4.2. Если в процессе работы произошло загрязнение пола на рабочем маршруте жирами или просыпанными порошкообразными веществами, работу прекратить до удаления загрязняющих веществ.
4.3. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании должна быть оказана первая (доврачебная) помощь и, при необходимости, организована его доставка в учреждение здравоохранения.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. Выключить и надежно обесточить применяемое оборудование.
5.2. Произвести уборку рабочего места.
5.3. Не производить уборку мусора, отходов непосредственно руками, использовать для этих целей щетки, совки и другие приспособления.
5.4. Отсортировать битую посуду и сдать ее в инвентарную.
5.5. Установить тележку для официанта (поднос) на специально отведенное место.