Фрагмент урока
Предмет Окружающий мир
Класс 2
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: «Что такое семья»
Цель урока: развитие интереса к изучению роли семьи в жизни человека.
Задачи урока:
Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «домочадцы», «поколение», обратить внимание на характерные особенности семьи.
Формировать умение рационально использовать время.
Развивать умение работать в группах, умение принимать решения, помогать друг другу.
Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.
Воспитывать уважительное отношение ко всем старшим в семье, родственникам.
2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, послушав стихотворение
Еве сказал перед свадьбой Адам:
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
– Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась …… Я, Я, Я, Я, Я, Я, Я (семья)
Учитель: Кто догадался? Какая тема сегодняшнего урока? О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (вопросы на доске):
Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?
3. Решение учебной задачи.
Учитель: А что такое в вашем понимании семья?
Работа 1 и 2 групп.
Учитель: Найдут информацию в словаре Ожегова С.И.:
Учитель: Найдут информацию в словаре Ушакова Д.Н.:
Учитель: Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему? Докажите.
Учитель: А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
Ученик (индивидуальное задание):
Мы оформили выставку рисунков и фотографий «Моя Семья».
У
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира.
У каждого свой кошелек.
Каждый член семьи отдыхает отдельно.
У каждого члена семьи своё хозяйство.
читель: А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов именно вашей семьи? Для этого я вам предлагаю поработать в парах, выполнить следующее задание (на листах): прочитайте предложения, найдите смысловые ошибки, попробуйте исправить их, чтобы главная мысль была признаком хорошей дружной семьи?
Дети: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.
Учитель: Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей?
Дети: У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений. Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.
Учитель: Как в старину называли членов семьи? Найдите информацию об этом в учебниках 1 и 3 группы. Обсудить или найти информацию в учебнике как называют людей разного возраста – задание для 2 и 4 групп.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Задания по выбору.
Тренажер - одна группа,
задание на карточке – другая группа,
кроссворд – ещё группа,
тест – ещё группа.
Заполни пропуски.
1.В семье любят и _________________ друг друга.
2.Хранительница семейного очага – ________________ .
3.Наследник рода – _______________ .
4. Члены семьи вместе ________________________ .
5.Дитя родителей, но не сын – __________________ .
6.Отец мамы – ________________ .
7.Бабушка – это мама мамы или _________________ .
8.Мама папы – _________________ .
9.Поколение – это люди примерно одного _______________ .
10.Внучка – это дочка сына или _______________ .
.
Тест.
1. Впиши слово, которое пропущено.
Сын, _________, __________, прадед. Мужская линия
Бабушка, мама, _________. Это ____________ линия.
2. Соедини стрелками:
Семья Живущие в одно время люди одного возраста.
Друзья Группа живущих вместе родственников.
Поколение Сверстники, с которыми ты советуешься,
доверяешь свои тайны, делишься
своей радостью или горем.
Приложение № 1
Ф.И.О |
Заполни пропуски | Проверь по эталону + - |
1.В семье любят и _________________ друг друга. 2.Хранительница семейного очага – ________________ . 3.Наследник рода – _______________ . 4. Члены семьи вместе ________________________ . 5.Дитя родителей, но не сын – __________________ . 6.Отец мамы – ________________ . 7.Бабушка – это мама мамы или _________________ . 8.Мама папы – _________________ . 9.Поколение – это люди примерно одного _______________ . 10.Внучка – это дочка сына или _______________ . | |
Дай словесную оценку результата своей работы | |
Ф.И.О |
Заполни пропуски | Слова | Проверь по эталону + - |
1.В семье любят и _________________ друг друга. 2.Хранительница семейного очага – ______________ . 3.Наследник рода – _______________ . 4. Члены семьи вместе ________________________ . 5.Дитя родителей, но не сын – __________________ . 6.Отец мамы – ________________ . 7.Бабушка – это мама мамы или _________________ . 8.Поколение – это люди примерно одного _______________ . 9.Внучка – это дочка сына или _______________ . | уважают жена сын отдыхают (проводят свободное время) дочь дедушка папы возраста дочери | |
Дай словесную оценку результата своей работы | | |
Приложение № 2
Ф.И.О. |
Выполни тест | Проверь по эталону + - |
1. Впиши слово, которое пропущено. Сын, _________, __________, прадед. Мужская линия Бабушка, мама, _________. Это ____________ линия. 2. Соедини стрелками: Семья Живущие в одно время люди одного возраста. Друзья Группа живущих вместе родственников. Поколение Сверстники, с которыми ты советуешься, доверяешь свои тайны, делишься своей радостью или горем. | |
Дай словесную оценку результата своей работы | |
Ф.И.О. |
Выполни тест | Слова | Проверь по эталону + - |
1. Впиши слово, которое пропущено. Сын, _________, __________, прадед. Мужская линия Бабушка, мама, _________. Это ____________ линия. 2. Соедини стрелками: Семья Живущие в одно время люди одного возраста. Д рузья Группа живущих вместе родственников. Поколение Сверстники, с которыми ты советуешься, доверяешь свои тайны, делишься своей радостью или горем. | отец, дед дочь, женская поколение семья друзья | |
Дай словесную оценку результата своей работы | | |