СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Функциональная грамотность, современные приемы и методы формирования функциональной грамотности на уровне начального общего образования, особенности её оценки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление  на тему " Функциональная грамотность, современные приемы и методы Функциональной грамотности на уровне начального общего образования, особенности ее оценки"

Просмотр содержимого документа
««Функциональная грамотность, современные приемы и методы формирования функциональной грамотности на уровне начального общего образования, особенности её оценки»»

«Функциональная грамотность, современные приемы и методы формирования функциональной грамотности на уровне начального общего образования, особенности её оценки»



Педагог –гуманист, который одним из первых сформулировал основы развивающего обучения Иоганн Генрих Песталоцци писал:

Слайд 2 «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

На современном этапе развития общества, социальных институтов и государства в целом происходит переосмысление педагогической парадигмы образования, формируются новые контуры и расставляются акценты в области формирования функциональной грамотности.

Слайд 3 Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.

Функциональная грамотность - это уровень грамотности человека, который делает возможном полноценную деятельность индивида в социальном окружении.

Слайд 4 Начиная с введения ФГОС говорилось о грамотности. В 2012 году о финансовой, в 2018 о глобальных компетенциях, в 2021 о креативном мышлении.

С 1 сентября 2022 начали действовать обновленные ФГОС в каждой школе. Этот ФГОС более четко разграничивает те умения и навыки, которые должны быть сформированы у обучающихся. Их отличает конкретика, они стали инвариантными- Читательская грамотность, математическая и финансовая грамотность, естественно-научная грамотность. В обновленных ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.

Слайд 5 Функциональная грамотность младшего школьника-это:

• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

• возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Слайд 6 Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребенка.

- Развить мышление- из наглядно- действенного перевести его а абстрактно-логическое;

- Развить речь, аналитико- синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение;

-Пространственное восприятие

- Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;

- Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением

Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

Слайд 7 Для достижения поставленных целей учителя используют следующие педагогические технологии:

- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;

-технология формирования типа правильной читательской деятельности;

- Технология проектной деятельности;

- обучение на основе « учебных ситуаций»;

-уровневая дифференциация обучения;

- информационные и коммуникативные технологии;

- технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Слайд 8 В современной школе сущностью функциональной грамотности ставятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

  1. Добывать новые знания;

  2. Применять полученные знания на практике;

  3. Оценивать свое знание-незнание;

  4. Стремиться к саморазвитию

Слайд 9 Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности:

  • Групповая форма работы;

  • Игровая форма работы;

  • Творческие задания;

  • Тестовые задания;

  • Практическая работа;

  • Ролевые и деловые игры;

  • Исследовательская деятельность.

Слайд 10 Составляющие функциональной грамотности (модель PISA)

Основные компоненты:

  • Читательская грамотность

  • Математическая грамотность

  • Естественнонаучная грамотность

  • Финансовая грамотность

  • Креативное мышление

Слайд 11 Базовым навыком функциональной грамотности является –читательская грамотность

 Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

Слайд 12 Для формирования читательской грамотности очень важно организовать « читательское пространство»

Это: - пробно-поисковые ситуации;

-беседы-дискуссии;

-сам задай вопрос

-личный пример учителя

- прием устного словесного рисования

- словарно-стилистическая работа

-элементы драматизации.

На уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности учителя применяют различные методы и приемы. Приведу примеры некоторых из них:

Слайд 13 Прием « Отсроченная отгадка» , « Шаг за шагом»

Слайд 14-16 Кластер, синквейн, мои аргументы

Знаю, узнал, хочу узнать

Мозговой штурм

Уголки

Создание викторины

Логическая цепочка

Тонкие и толстые вопросы

И др.

Слайд 17 «Математическая грамотность» – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Слайд 18 Примерами могут служит следующие задания:

-решение ребусов

-задания типа «заполнить пустые места»

-продолжи ряд чисел

-решение текстовых задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями

-решение нестандартных задач

-решение задач с недостающими данными

Слайд 19 Также можно использовать приемы активизации мыслительной деятельности: ложная альтернатива, добавь следующее, да-нет, поиск информации,



Слайд 20 Компьютерная и информационная грамотность – это навык использования цифровых инструментов в формировании функциональной грамотности школьников.

Слайд 21 Большую популярность среди учащихся и учителей имеет онлайн-платформа «Учи.ру». На данной платформе в интерактивной форме учащиеся могут закрепить знания по изученным темам, самостоятельно изучить материал, также у школьников есть возможность поучаствовать в образовательных марафонах, олимпиадах в онлайн-режиме.

Цифровые инструменты в современном мире помогают не только представить серьёзный материал в наглядной и доступной форме, но и реализовать деятельностный подход в обучении. Задача учителя - помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.

Слайд 22Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественно научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

  • научно объяснять явления;

  • понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

В начальной школе учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. Включает тематические прогулки, экскурсии, исследовательские проекты.

Слайд 23 Можно использовать следующие приемы Фишбоун, живые буквы, игры

Слайд 24 Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей, а также обеспечивающая возможность участия в экономической жизни страны.

В курсе математики начальной школы происходит знакомство с денежными знаками, ценой и стоимостью товаров. Младшие школьники учатся пользоваться карманными деньгами: оплачивать обеды в школе и делать покупки в магазинах.

Слайд 25

Слайд 26  Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение:

  • инновационных и/или эффективных решений;

  • нового знания;

  • эффектного выражения воображения.

Значение и роль креативного мышления:

  • творческое мышление ― основа для появления нового знания, инновационных идей; привычка мыслить креативно всё заметнее влияет на общественное и духовное развитие, на развитие производства;

  • привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося.

Слайд 27 Можно использовать прием « написания творческих работ», создание викторины, прием « умозаключения»

Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.

Слайд 28 Использование разнообразных приёмов и методов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности школьников.

Говоря об оценке функциональной грамотности, надо понимать, что в начальной школе только закладываются основы функциональной грамотности.

Слайд 29 Большое значение для создания общероссийской системы оценки качества образования имеет участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования.

Полученная в результате данных исследованиях информация позволяет судить о качестве образования в нашей стране.

Российские школьники участвуют в международных исследованиях TIMSS,PISA,PIRLS

В международном мониторинговом исследовании TIMSS оценивается подготовка учащихся 4 классов по математике и естественнонаучным предметам.

Слайд 30 Структура естественно- научного части текста исследования TIMSS по разделам естествознания и видам познавательной деятельности такова:

-содержательные области текста: 45% -биология, 35% -физические науки, 20%-география

-виды деятельности: 40% -знания, 40% - применение,20% -рассуждение

Результаты четвероклассников в исследовании TIMSS достаточно высокие .Россия входит в десятку лучших стран из 60.В этих международных текстах встречаются в основном задания, похожие на те, которых входят в российские учебники и решение которых отработано в учебном процессе.

В исследовании PIRLS проверяется качество чтения учеников, заканчивающих 4 класс.

Оценивается два вида чтения: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации.

Слайд 31 Российские четвероклассники по уровню читательской грамотности- одни из лучших в мире по результатам PIRLS, Россия на первом месте среди десятилеток. А вот школьники 9-10 классов занимают лишь 26 место среди 65 стран , которые участвуют в исследовании. Низкая читательская грамотность подростков означает, что они с трудом понимают смысл текстов, не умеют их анализировать, составлять и находить нужную информацию.

Слайд 32 В исследовании PIRLS проверяются такие читательские умения:

- нахождение информации, заданной в явном виде;

-формулирование выводов;

-интерпретация и обобщение информации;

-анализ и оценка текста: содержание языковых особенностей структуры.

Слайд 33 В международном исследовании PISA оцениваются учебные достижения пятнадцатилетнего возраста. Задания PISA нетипичны, их решение сложно однозначно описать и получить доступ к заученному алгоритму. Это одна из причин их трудности для российских школьников. Вот и ответ на поставленный вопрос: чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, то есть требует творческой активности. Если говорить простыми словами, то наша задача- научить учиться. Чтобы они те знания, умения и навыки , которые приобрели за время обучения в школе, смогли применить в жизни. Сейчас это очень актуальный вопрос , потому что действительно огромное количество информации окружает ребенка. Её нужно уметь адаптировать к той действительности , в которой ребенок находится. Цель образования на сегодняшний день- смещение акцента со сбора и запоминания информации на овладение способностью эту информацию использовать.. Это необходимо для того, чтобы любой человек мог участвовать полноценно в жизни, мог работать с любой информацией, мог ее анализировать и преобразовывать. Такой человек и есть функциональная грамотная личность.

Слайд 34 В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться.

Пожелание.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Спасибо за внимание