«Функциональная грамотность, современные приемы и методы формирования функциональной грамотности на уровне начального общего образования, особенности её оценки»
Педагог –гуманист, который одним из первых сформулировал основы развивающего обучения Иоганн Генрих Песталоцци писал:
Слайд 2 «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
На современном этапе развития общества, социальных институтов и государства в целом происходит переосмысление педагогической парадигмы образования, формируются новые контуры и расставляются акценты в области формирования функциональной грамотности.
Слайд 3 Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.
Функциональная грамотность - это уровень грамотности человека, который делает возможном полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
Слайд 4 Начиная с введения ФГОС говорилось о грамотности. В 2012 году о финансовой, в 2018 о глобальных компетенциях, в 2021 о креативном мышлении.
С 1 сентября 2022 начали действовать обновленные ФГОС в каждой школе. Этот ФГОС более четко разграничивает те умения и навыки, которые должны быть сформированы у обучающихся. Их отличает конкретика, они стали инвариантными- Читательская грамотность, математическая и финансовая грамотность, естественно-научная грамотность. В обновленных ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.
Слайд 5 Функциональная грамотность младшего школьника-это:
• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
• возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Слайд 6 Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребенка.
- Развить мышление- из наглядно- действенного перевести его а абстрактно-логическое;
- Развить речь, аналитико- синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение;
-Пространственное восприятие
- Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;
- Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением
Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Слайд 7 Для достижения поставленных целей учителя используют следующие педагогические технологии:
- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
-технология формирования типа правильной читательской деятельности;
- Технология проектной деятельности;
- обучение на основе « учебных ситуаций»;
-уровневая дифференциация обучения;
- информационные и коммуникативные технологии;
- технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Слайд 8 В современной школе сущностью функциональной грамотности ставятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:
Добывать новые знания;
Применять полученные знания на практике;
Оценивать свое знание-незнание;
Стремиться к саморазвитию
Слайд 9 Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности:
Слайд 10 Составляющие функциональной грамотности (модель PISA)
Основные компоненты:
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Финансовая грамотность
Креативное мышление
Слайд 11 Базовым навыком функциональной грамотности является –читательская грамотность
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.
Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.
Слайд 12 Для формирования читательской грамотности очень важно организовать « читательское пространство»
Это: - пробно-поисковые ситуации;
-беседы-дискуссии;
-сам задай вопрос
-личный пример учителя
- прием устного словесного рисования
- словарно-стилистическая работа
-элементы драматизации.
На уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности учителя применяют различные методы и приемы. Приведу примеры некоторых из них:
Слайд 13 Прием « Отсроченная отгадка» , « Шаг за шагом»
Слайд 14-16 Кластер, синквейн, мои аргументы
Знаю, узнал, хочу узнать
Мозговой штурм –
Уголки
Создание викторины
Логическая цепочка
Тонкие и толстые вопросы
И др.
Слайд 17 «Математическая грамотность» – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Слайд 18 Примерами могут служит следующие задания:
-решение ребусов
-задания типа «заполнить пустые места»
-продолжи ряд чисел
-решение текстовых задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями
-решение нестандартных задач
-решение задач с недостающими данными
Слайд 19 Также можно использовать приемы активизации мыслительной деятельности: ложная альтернатива, добавь следующее, да-нет, поиск информации,
Слайд 20 Компьютерная и информационная грамотность – это навык использования цифровых инструментов в формировании функциональной грамотности школьников.
Слайд 21 Большую популярность среди учащихся и учителей имеет онлайн-платформа «Учи.ру». На данной платформе в интерактивной форме учащиеся могут закрепить знания по изученным темам, самостоятельно изучить материал, также у школьников есть возможность поучаствовать в образовательных марафонах, олимпиадах в онлайн-режиме.
Цифровые инструменты в современном мире помогают не только представить серьёзный материал в наглядной и доступной форме, но и реализовать деятельностный подход в обучении. Задача учителя - помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.
Слайд 22. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественно научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления;
понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
В начальной школе учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. Включает тематические прогулки, экскурсии, исследовательские проекты.
Слайд 23 Можно использовать следующие приемы Фишбоун, живые буквы, игры
Слайд 24 Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей, а также обеспечивающая возможность участия в экономической жизни страны.
В курсе математики начальной школы происходит знакомство с денежными знаками, ценой и стоимостью товаров. Младшие школьники учатся пользоваться карманными деньгами: оплачивать обеды в школе и делать покупки в магазинах.
Слайд 25
Слайд 26 Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение:
инновационных и/или эффективных решений;
нового знания;
эффектного выражения воображения.
Значение и роль креативного мышления:
творческое мышление ― основа для появления нового знания, инновационных идей; привычка мыслить креативно всё заметнее влияет на общественное и духовное развитие, на развитие производства;
привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося.
Слайд 27 Можно использовать прием « написания творческих работ», создание викторины, прием « умозаключения»
Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.
Слайд 28 Использование разнообразных приёмов и методов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности школьников.
Говоря об оценке функциональной грамотности, надо понимать, что в начальной школе только закладываются основы функциональной грамотности.
Слайд 29 Большое значение для создания общероссийской системы оценки качества образования имеет участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования.
Полученная в результате данных исследованиях информация позволяет судить о качестве образования в нашей стране.
Российские школьники участвуют в международных исследованиях TIMSS,PISA,PIRLS
В международном мониторинговом исследовании TIMSS оценивается подготовка учащихся 4 классов по математике и естественнонаучным предметам.
Слайд 30 Структура естественно- научного части текста исследования TIMSS по разделам естествознания и видам познавательной деятельности такова:
-содержательные области текста: 45% -биология, 35% -физические науки, 20%-география
-виды деятельности: 40% -знания, 40% - применение,20% -рассуждение
Результаты четвероклассников в исследовании TIMSS достаточно высокие .Россия входит в десятку лучших стран из 60.В этих международных текстах встречаются в основном задания, похожие на те, которых входят в российские учебники и решение которых отработано в учебном процессе.
В исследовании PIRLS проверяется качество чтения учеников, заканчивающих 4 класс.
Оценивается два вида чтения: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации.
Слайд 31 Российские четвероклассники по уровню читательской грамотности- одни из лучших в мире по результатам PIRLS, Россия на первом месте среди десятилеток. А вот школьники 9-10 классов занимают лишь 26 место среди 65 стран , которые участвуют в исследовании. Низкая читательская грамотность подростков означает, что они с трудом понимают смысл текстов, не умеют их анализировать, составлять и находить нужную информацию.
Слайд 32 В исследовании PIRLS проверяются такие читательские умения:
- нахождение информации, заданной в явном виде;
-формулирование выводов;
-интерпретация и обобщение информации;
-анализ и оценка текста: содержание языковых особенностей структуры.
Слайд 33 В международном исследовании PISA оцениваются учебные достижения пятнадцатилетнего возраста. Задания PISA нетипичны, их решение сложно однозначно описать и получить доступ к заученному алгоритму. Это одна из причин их трудности для российских школьников. Вот и ответ на поставленный вопрос: чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, то есть требует творческой активности. Если говорить простыми словами, то наша задача- научить учиться. Чтобы они те знания, умения и навыки , которые приобрели за время обучения в школе, смогли применить в жизни. Сейчас это очень актуальный вопрос , потому что действительно огромное количество информации окружает ребенка. Её нужно уметь адаптировать к той действительности , в которой ребенок находится. Цель образования на сегодняшний день- смещение акцента со сбора и запоминания информации на овладение способностью эту информацию использовать.. Это необходимо для того, чтобы любой человек мог участвовать полноценно в жизни, мог работать с любой информацией, мог ее анализировать и преобразовывать. Такой человек и есть функциональная грамотная личность.
Слайд 34 В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться.
Пожелание.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Спасибо за внимание