Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новомихайловская средняя школа»
Геометрия в расположении курганов
Выполнила: ученица 11 класса
Исаева Екатерина
Руководитель: учитель математики
Павленко Е.И.
Новомихайловка, 2017
Содержание
Введение | Стр 3 |
Курганы, понятие история возникновения | Стр 4 |
Салбыкский курган, легенда возникновения | Стр 6 |
Салбык. Долина мёртвых царей | Стр 7 |
Раскопки большого Салбыкского кургана | Стр 8 |
Каменный забор | Стр 10 |
Погребальная камера | Стр 12 |
Земляная пирамида | Стр 14 |
Большие ворота | Стр 17 |
Заключение | Стр 18 |
Библиографический список | Стр 19 |
Введение
Если вы окажитесь Хакасии, то обратите внимание на многочисленные вертикально стоящие камни. Они рассыпаны по всей степи, стоят, как истуканы, большие и маленькие, разных оттенков, наклонившиеся и прямые, врытые вокруг земляных ковыльных холмов оградой, либо уложенные рядами, кругами или совсем одинокие в степи. Поверхность многих камней испещрена древними надписями и рисунками вперемешку с лишайниками. Они стоят столетия и повидали многое…
Они знают о том, что поселились на этой благодатной земле люди издревле, менялись поколения, от которых оставались лишь они, камни, которые называют сегодня красивым словом – менгиры или каменные изваяния, каменные стелы.
Когда в восемнадцатом веке сюда попал первый европеец, Иоганн Готлиб Мессершмидт, он был настолько поражен обилием стел, обелисков, изваяний, плит, что посчитал здешние места огромным кладбищем. Это, конечно, не совсем так. Тем не менее, именно здесь, в течение пяти тысяч лет, существовала традиция постройки масштабных каменных сооружений на могилах.
Вся хакасская степь имеет географическое название - Минусинская котловина, это природно-исторический заповедник, который сильно пострадал от освоения целинных и залежных земель и затопления огромной территории водами Красноярского водохранилища. Но несмотря на это, здесь остаются еще десятки тысяч различных сооружений древних времен: курганов, могильных оград, каменных стел и менгиров, святилищ, крепостей и храмов. Количество же самых разнообразных наскальных рисунков – от скромной тамги (родового знака) до многофигурных писаниц, занимающих сотни квадратных метров, – никто, никогда не пытался исчислить.
Цель: Изучить какие геометрические фигуры лежат в основе строения Салбыкского кургана.
Задачи:
Изучить мифологию и традиции захоронения у хакасов.
Изучить историю раскопок Салбыкского кургана.
Курганы, понятие история возникновения.
Курган – насыпь над древней могилой, иногда – занесённый землёй развал многообразных погребальных сооружений (деревянных, каменных или земляных).
Согласно мифологической версии, человек считал, что мир состоит из четырех мировых стихий: воды, земли, огня, воздуха. Огонь у хакасов рассматривается как важнейший из первоэлементов, сопровождавший возникновение мира. С другой стороны, огонь разрушает все, но он и очищает. В огне сжигались жертвы, приносимые богам, огонь забирал души умерших людей. В мифах многих народов огонь является посредником между людьми и богами. Он трансформирует жертву через сожжение и дым, чтобы она попала к богам и способствовала общению миров. В традиционном мировоззрении хакасов огонь так же представлялся очистительной, священной стихией и в силу этого играл особую роль в погребальном обряде. Огонь выступает в качестве проводника, «моста» в загробный мир. При помощи очистительных обрядов, возможно, стирается земная информация для «другого» мира.
Вероятно, поэтому кремация у хакасов предполагала уничтожение полностью телесных останков человека с тем, чтобы он (умерший), очистившись от связей с земным существованием (социальных связей и личной истории), смог вернуться в иной мир. Отсюда можно выдвинуть предположение, что при помощи обряда кремации человек пытался выразить бесконечность мироздания, где сам он, и любой предмет являются лишь песчинками. По своему символическому значению огонь у древних людей ассоциировался с солнцем как источником жизни и плодородия.
Символическое воплощение солнца нашло воплощение в форме круга в курганной традиции. Возведение надмогильного сооружения в виде круга олицетворяло, с одной стороны, полноту, завершенность погребения, подобно циклическому движению солнца, другой – замкнутость, создание защитного пространства вокруг умершего, с третьей – защиту живых сородичей от душ умерших и подземного мира. Таким образом, культ огня и солнца получил целостный образ в погребальной обрядности.
Погребения по обряду трупоположения в грунтовых могилах впервые появляются в Минусинской котловине в VI – VIII вв. В отличие от обряда кремации, символизирующего культ Неба и поклонение Солнцу, огню,погребение умершего в земле по обряду трупоположения является не только местом, связанным с уходом в небытие, но и местом, где все порождается. Погребение по обряду трупоположения предполагает сохранение целостности останков, дабы такими же они остались в подземном мире. Квадратная или прямоугольная форма могилы, а затем кладбища, позволяет предположить, что данный обряд символизирует поклонение Земле. Целостность скелета, наличие сопроводительного инвентаря при нем подчеркивают связь покойного с земным миром. «Четырехугольная (обычно именно квадратная) схема совмещает в себе классификационную систему двоичных противопоставлений, описывающих мир (верх – низ, правый – левый и т.п.) или основных элементов мира (ср. четырехчленные системы типа «огонь – вода – земля – воздух») с образом идеально устойчивой структуры, статической целостности, интегрирующей в себе основные параметры космоса». Согласно китайской традиции, квадрат является так же символом Земли, культом плодородия. Но квадратный символ Земли связывается не только с культом плодородия, но и с культом смерти, в лоне Земли, согласно китайским мифам, в течение первых трех лет зарождается новая жизнь, и каждое рождение воспринимается как перевоплощение души предка. Четырехугольная могила под овальной земляной насыпью свидетельствует о построении модели мира в вертикальной и горизонтальной проекциях. Так, надмогильная насыпь захоронения воплощает идею верхнего мира, что заменило идею пути дыма огня. Пространство на уровне погребенной почвы – средний мир, само погребение ниже уровня почвы – нижний мир, символизирующий мир смерти. Надмогильная насыпь, как и форма курганной насыпи, воплощает идею мировой горы, горы – прародительницы.
Салбыкский курган, легенда возникновения
Одним из чудес Хакасии по праву считается Долина скифских царей, ее посещение уже давно вошло в обязательную культурную программу для любого гостя хакасской земли. В долине свыше ста курганов, шесть из которых имели форму усеченных земляных пирамид. Самый грандиозный из них — Большой Салбыкский курган. Первоначальная высота кургана как считают некоторые исследователи, достигала 25-27 м, с окружностью около 500 м к моменту раскопок 10-11 м. Земляную насыпь окружали каменные плиты по 30-50 тонн, на некоторых нанесены различныеизображениями — петроглифы. Внутри каменной ограды, сравнимый с известным Стоунхенджем, некогда находился деревянный склеп в виде пирамиды, в котором был погребен правитель динлинов (древний народ, проживавший на территории Хакасии). Поэтому Салбык принято называть Долиной Царей Динлин-го. Это, пожалуй, самый большой курган во всей Сибири.

Рис 1. Салбыкский курган
Согласно легенде большой Салбыкский курган возведен для тагарского вождя, основание кургана напоминает просторное жилое здание 70х70м, он возвышался над степью подобием четырехэтажного дома, основу составляли огромные каменные плиты, обломки скалы, вес камней колебался от 30 до 50 тонн. Каменоломни находились в 70 км от кургана. У угловых камней были принесены человеческие жертвы: трое взрослых (один был связан) и ребенок. Деревянный склеп в виде усеченной пирамиды внутри и снаружи был покрыт и прошит белой берестой. Рядом со старцем-воином нашли скелеты шести других людей: членов семьи и рабов. Самые большие вертикальные стелы, вход, были ориентированы на восход солнца в дни равноденствий, восход и заход луны.
Салбык. Долина мёртвых царей.
В 60 километрах южнее столицы Хакасии Абакана расположилось одно из самых масштабных мистических мест Сибири - Салбыкская долина царей. Именно здесь в степи на протяжении 35 километров расположено более 50 известных курганов - больших насыпных холмов с древними захоронениями вождей эпохи бронзы.
Отличительной особенностью царских курганов помимо их размеров являются закрытые контуры из вертикально и горизонтально поставленных камней песчаника. Внутри этого кромлеха по мнению даже ортодоксальных историков сооружалась земляная пирамида, имевшая своей целью оберегать душу умершего и захороненного под ней могущественного вождя в мире мёртвых.
Название "Салбыкский" дословно интерпретируeтся как "низина". В качестве подтверждения этому можно привести два старинных хакасских поселения, расположенных здесь: Салбык( лужи ) и Камызяк ( камышовая местность ). Но несмотря на это, воды здесь не много. На всём её протяжении встречаются несколько озёр и центральная водная артерия река Биджа, разрезающая степь пополам.

Рис 2. Салбыкский курган (снимок со спутника)
Судя по спутниковым снимкам, скопления курганов отмечаются лишь в двух местах долины, по обе стороны от реки. Каждый участок имеет своеобразный центральный курган, который больше и технологически совершеннее остальных. В западном некрополе главенствует Большой Салбыкский курган, в восточном - курган Барсучий лог.
Раскопки Большого Салбыкского кургана.

Первую попытку изучить один из царских курганов предприняли советские археологи в 1954 году. Как раз после смерти Сталина, партия Хрущёва решила судьбу тысяч гектаров свободных
земель России, они были отданы под распашку. На февральском пленуме КПСС 1954 года было принято решение об освоении целинных и залежных земель.
С инициативой о проведении раскопок на Большом Салбыкском кургане выступил Сергей Васильевич Киселёв, член корреспондент Академии Наук СССР.
Экспедиция Института истории материальной культуры и Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, под руководством С. В. Киселёва приступила к раскопкам в июле 1954 года.

Рис 3 экспедиция С.В.Киселёва
До раскопок каменная ограда кургана была практически не видна под оплывшими полами насыпи. На поверхность выступали только угловатые плиты. К началу раскопок высота кургана достигала 11,5 метров. В ходе раскопок выяснилось, что вся массаземли, образующая полы кургана вне квадрата каменных стен, - более позднего происхождения. Это результат размыва и выветривания основной насыпи.
Для выемки грунта были выломаны две плиты из каменной ограды кромлеха и за работу принялись бульдозеры, которые под присмотром археологов стали выгребать землю из кургана. Выбрав всю землю учёные посчитали площадь кургана. Судя по размеру откопанного кромлеха - квадрат со стороной 71 метр.
Раскопки продолжались три сезона, результатом которых стало составление топографического плана курганного поля.

Рис 4. Схема расположения Менгиров (Салбыкский курган)

Каменный забор.
После того как была выбрана вся земля перед археологами предстал каменный кромлех, который опоясывал курган. Это было 23 вертикально поставленных менгира и 20 плит ограждения ( ещё две были убраны строителями с южной и северной стороны для выемки грунта ). Чтобы докопаться до глубины залегания плит, археологам приходилось заглубляться до 1.5 метров ниже уровня материка. Особый интерес и у Киселёва вызвал правый камень ворот кургана который отличали необычная форма, другой цвет и более рыхлый песчаник. Его оригинальная фалообразная форма дала учёным основание предположить, что вероятно он был первым или вообще ранее являлся частью другой конструкции, а курган к выходу уже пристроили позже.
Рис 5 Фалообразный камень
- Этот фалообразный камень является частью древней обсервационной системы, а уже к нему было пристроено собственно само захоронение вождя. Угдужеков
Вполне возможно, что с этим камнем ситуация обстояла так же, как и с египетскими мегалитами, которые фараоны заимствовали у более древних зодчих, перенося их в свои захоронения.
Киселёв даже провёл предположительные расчёты и подсчитал, что такое количество земли могли накидать 100 человек за семь лет. Подобные сроки многих египтологов совсем не пугают. Каменные пирамиды строились всю жизнь фараона, которая как показывают факты была всецело посвящена приготовлениям к смерти. Но в Салбыкской степи с её безводным режимом людей нужно было как-то размещать и своевременно обеспечивать водой и питанием. Но если по этому поводу догадливые археологи ещё могли что то напридумывать, то описанные технологии строительства не подтверждены ровным счётом ничем, однако приняты за аксиому. В частности это касается транспортировки огромных каменных плит для сооружения кромлеха ограды.
Археологи выяснили, что наиболее близко расположенная к захоронению каменоломня Хызылхая находится в 16 километрах на юг от БСК. Похожий плитняк девонского песчаника был найден также на берегу Енисея что находится в 50 км от кургана.
Не были оригинальными современные историки и археологи и в предположениях относительно транспортировки столь массивных плит.
"по всей видимости на деревянных катках которые поливались жиром..."Т.Ключников
"камни перевозились зимой, когда было холодно. Заливался ледяной наст.." В.Тугужекова
" у тех культур не было недостатка в тягловой силе.. " С.Угдужеков
Погребальная камера.
Как было уже сказано камера для захоронения была смещена к западной стене кургана и представляла из себя деревянный сруб.
Лиственничные брёвна до полуметра в диаметре были обёрнуты несколькими слоями бересты, которая как известно сохраняет от влаги и так не гниющую лиственницу. Подобная технология на тысячи лет помогла спасти склеп от разрушения под тяжестью многометровой толщи земляной насыпи. Но даже такие "технологии" не спасли погребальную камеру, брёвна треснули под колоссальным весом земли, и частично обрушились внутрь склепа.
Вот как погребальную камеру описал последователь Киселёва Леонид Марсадолов : - Между центром кургана и западной стеной ограды было открыто сооружение из земли и бревен в форме усеченной пирамиды высотой до 2,5 метров, квадратом основания – 18 х 18 метров, и верхней площадки 8 х 8 метров. Эта внутренняя пирамиды была белоснежной из-за толстого слоя бересты, покрывавшей её склоны. Археологи насчитали 15 таких прослоек. Верхние бревна пирамиды были завернуты в бересту.
Под пирамидой обнаружена под квадратная яма размером 5 х 5 метров, глубиной 1,8 метра. Её стенки были обставлены вертикальными бревнами. На дне ямы стоял сруб из четырех венцов бревен лиственницы 4 х 4 м. и высотой до 2 метров. Дно сруба и щели сруба были заполнены водонепроницаемой красной глиной. Поверх глины дно ямы было покрыто шестью слоями бересты. Шесть слоёв бревен положенных крест накрест – представляли крышу склепа.

В очередной статье "Советской Хакассии" были даны подробности с места раскопок :
- В склеп можно было попадать и после сооружения насыпи кургана ибо с западной стороны туда вёл построенный из дерева подземный коридор. В склепе оказалось только шесть ( семь ! ) похороненных человек, гончарные и бронзовые предметы обихода. Эти погребённые по видимому принадлежали к одной семье, занимавшие в обществе того времени выдающееся положение. С погребёнными в склепе похоронены в других местах зависимые от них люди : двое похоронены при сооружении коридора, ведущего в склеп. Причём мужчина был убит и кинут лицом вниз. Обнаружен также убитый в связанном виде под угловой плитой ограды. Он убит вместе с другими жертвами, принесёнными во время постройки.
Всего в углах ограды археологи обнаружили три закладные жертвы. Считалось, что постройки, освящённые кровью простоят дольше и этот обычай был характерен для многих культур земли. В захоронении помимо закладных жертв были добровольно умершие. К таким часто относились жёны и слуги вождей, которые должны были умереть вслед за хозяином, чтобы сопровождать его в мире Мёртвых. Остальных убивали, чтобы задобрить духов или защитить постройку от потустороннего влияния, потому то они и находятся в углах постройки.
Археологи выяснили, что склеп строился для одного человека им оказался 75 ??? летний старик. В то время более могущественного человека на этой территории не было. Множественные переломы костей свидетельствовали о том, что он при жизни был военным вождём, волею судьбы доживший до столь позднего возраста. Его современники в боях умирали ещё до 20 лет. Вместе с вождём обнаружили ещё 6 скелетов. Весьма возможно, что некоторых из них заносили в склеп уже после смерти вождя через западный коридор - дромос.
Раскопки экспедиции Киселёва продолжались три сезона и были окончены осенью 1956 года. Результатом этих усилий был обнаруженный большой глиняный сосуд и несколько незначительных предметов быта. Гробница, как и и предполагали коллеги Киселёва была под чистую разграблена. Не помогла даже выемка всего грунта насыпи. В земле ничего не было найдено. После двух лет бесплодных поисков пришло горькое разочарование. Киселёв так и не написал подробного отчёта о раскопках самого грандиозного захоронения в Северной Азии.
Земляная пирамида.
Подводить итоги "первого советского археолога" в начале 90-х годов начал академик Санкт-Петербургской академии истории и культуры Марсадолов Леонид Сергеевич. Это именно он собрал и изучил все материалы экспедиции Киселёва, а также за шесть сезонов с 1992 по 2010 гг. провёл полноценное исследование мегалитической конструкции БСК.
Саяно‑Алтайская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа под руководством Л.С. Марсадолова проводила археологические, астрономические, геологические, геофизические, топографические и метрологические исследования в Салбыкcкой долине в 1992, 1994, 1996, 1998, 2008 и 2010 гг. Итогом проведённых работ стал выход в 2010 году книги Марсадолова «Большой Салбыкский курган в Хакасии».
Там он приводит достаточно подробное описание основных элементов конструкции БСК и их размеры. Вероятно, именно Марсадолов предположил, что земляная насыпь кургана это ни что иное как оплывшая пирамида с усечённой вершиной. Отражением внешней формы конструкции могла стать пирамидальная погребальная камера, как в известной формуле " что вверху, то и в низу ". Вероятно и внешний вид земляной пирамиды был той же формы, что и деревянный сруб склепа.
За тысячелетия пирамидальная конструкция осела и часть грунта стянуло за границы каменного кромлеха. По подсчётам Марсадолова верхняя площадка земляной пирамиды достигала 25-35 метров.
Для укрепления поверхностного слоя конструкции древние строители по мнению академика укрепляли кубиками целинного дёрна, что брался неподалёку от ритуального места. Примерно также формируют земляные насыпи и в наше время. За сезон корневая система травы достаточно основательно стягивает поверхность, что благоприятно сказывается на увеличении её прочности и устойчивости к разрушению. У учёных были также предположения, что в конструкции использовалась и глина, как связующее, цементирующее постройку.
Подсчитал Марсадолов и вес камней ограды. Эти величины поражают исследователей и в наше время - 40-73 тонны каждый экземпляр. Но такой вес мегалитов нисколько не смутил учёных, официальная наука до сих пор придерживается мнения, что каменную ограду БСК строили вручную с помощью тягловой силы, верёвок и такой-то матери.
Очевидным оказалась предположение и о том, что размеры и сложность жилых и погребальных сооружений почти всегда свидетельствуют о знатности, заслуженности человека или рода, к которому он принадлежал. То что БСК является самым большим курганом в Хакассии, говорит об особом статусе захороненного там старика.
- «Первоначальная высота земляной насыпи Большого Салбыкского кургана, около 20 м, а также каменная ограда размерами 71 х 71 м, указывают на неординарность и знатность погребённого в нём человека. Как установили археологи, чем меньше размеры внутримогильного и надмогильного сооружения, число вертикально установленных камней в ограде кургана, количество сопровождающих вещей и жертвоприношений, тем чаще это свидетельствует о более низких социальных рангах погребённых там людей» Марсадолов.
Особое внимание Марсадолов уделил астрономическим особенностям конструкции кургана. Мало того, что БСК ориентирован по сторонам света - номинальный вход находится на востоке и отмечен воротами, погребальная камера на западе - камни кромлеха ограды также уменьшаются в размерах с востока на запад. И это не случайно, так как солнце рождается на востоке и умирает на западе, поэтому склеп находится в зоне мёртвых, а камни расположены неравномерно по высоте.
Во время одной из экспедиций Марсадолова были получены доказательства того, что курган служил не только захоронением, но и обсерваторией. Об этом говорят найденные на камнях петроглифы солярных знаков Луны и Солнца. Однако возможно по уже озвученной причине древняя обсерватория была разрушена и из её камней построена усыпальница, а за основу взяты принципы классического пирамидостроения.
- «Рядом с Большим Салбыкским курганом ранее находился культовый центр эпохи бронзы, а также было расположено несколько каменных изваяний – одно из них «Игыр Оба». Возможно, для строительства кургана были использованы большие плиты и стелы, взятые из святилищ эпохи бронзы, ранее уже стоявшие на местности» Марсадолов.
Большие ворота.
Недалеко от скопления курганов западного некрополя располагается ещё одно значимое место долины царей. Это две каменных плиты вкопанные параллельно друг другу. Они так и называются Большие Салбыкские ворота.
Знали о них и Киселёв и Марсадолов. Но если первый даже не удостоил их своим вниманием, то второй считал Ворота важным элементом всего ритуального комплекса западного некрополя. Легенды гласят, что заходить в долину мёртвых нужно непосредственно через эти камни, а не так как сейчас - с автодороги напрямик к БСК.
Время также играет важную роль во время посещения долины. Входить сюда нужно до заката. Видимо ночью эта дорога открыта для духов и в это время живым сюда соваться не следует.
И по форме и по характеру камней очевидно, что один камень из ворот женский, другой мужской, соответственно один закручивает энергию в нисходящую воронку, а другой в восходящую. При нахождении человека между камнями происходит активная чистка полевых оболочек человека и подготовка его для перехода в зону покоя.
Салбыкские ворота являются местом целительных энергий и шаманских ритуалов. В отличие от долины с её могильниками, ритуалы можно проводить только здесь. Изначально так и было, шаманы камлали у входа в западный некрополь. Считалось, что вся долина царей, это место, где правят духи мёртвых, поэтому вся чернота, связанная с нижним миром, негативно влияет на людей и на проводников - шаманов. В новое время человек забыл правила и помимо дороги к БСК построил ещё и место для обрядов, прямо у ворот кургана.
Заключение
Изучение истории возникновения и истории раскопок Салбыкского кургана помогло нам найти связь культуры древних хакасов и геометрии. В построении кургана использовались такие геометрические фигуры как круг, квадрат, усеченная четырехугольная пирамида.
Несмотря на смену обрядности по этнической принадлежности, и круг, и квадрат символизируют стремление людей привести в порядок и гармонию целостность мира. И круг, и квадрат свидетельствуют о неистребимости жизненной силы. Символика круга тесно связана с Центром – символом Единого, лежащего в основе всего сущего. В основе круга лежит идея движения, которое сообщается Центром. Движение есть жизнь, порядок. Квадрат означает незыблемость и стабильность жизни. Символы круга и квадрата рассматриваются в пространственно временном отношении. В пространственном отношении они означают внешний по отношению к человеку мир, Вселенную, что в языковом отношении можно выразить словом «окружить». В данном случае центром круга или квадрата является захоронение умершего человека – могила, что соответствует понятию среды, разделенной на «свой мир» и «чужой мир». Во временном восприятии квадрат делит картину мира по сторонам света: солнце движется по четырем главным точкам пространства восток – юг– запад – север. При этом и круг так же делится при помощи солярного знака – креста на временные циклы, связанные с идеей мироздания. Таким образом, и круг, и квадрат олицетворяют, согласно традиционному мировоззрению, устойчивость жизненного круговорота, в котором соединяются идеи рождения – смерти – нового рождения. Центром такого мироздания выступает земляной могильный холм, олицетворяющий Мировую Гору.
Салбыкский курган один из больших и красивейших курганов Хакасии, это не только исторический памятник и культовое сооружение каменного века, это еще и огромный пласт легенд, накапливавшихся веками. Хакасские шаманы до сих пор совершают свои магические обряды у менгиров древних мегалитов и верят в силу духов этих мистических памятников.
Библиографический список
Арчимаева М.Ю. Символика погребальных обрядов хакасов Омской научный вестник № 2 (86) 2010, с- 257
Дэвлет, М.А. , Большой Салбыкский Курган - могила племенного вождя // Из истории Сибири. Вып. 21. Материалы совещания по проблеме "Экономика и социальная структура древнего населения Западной Сибири" (Томск, 17-22 марта 1975 г.). Томск: изд-во Томского ун-та, 1976. 270 с. - С. 146-154.
Киселёв С. В. Исследование Большого Салбыкского кургана в 1954 и 1955 гг. // «Тезисы докладов на сессии Отд. Исторических наук и Пленуме ИИМК, посвященных итогам археологических исследований 1955 г.». M.-Л., 1956; его же. Отчет о раскопках в 1954 г. // Архив ИА, ф. 1, д. 975; его же. Краткий отчет о раскопках Большого Салбыкского кургана в 1955 г. // Архив ИА, ф.1, д. 1165.
Марсадолов Л. С. Большой Салбыкский курган в Хакасии. Абакан, 2010.
Электронный ресурс http://askizon.ru/history/item/303-bolshoj-salbykskij-kurgan-dolina-tsarej.html
Электронный ресурс http://www.nhkm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=58&Itemid=249&lang=ru